Урок русского языка по теме "Общее понятие об однокоренных словах"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Общее понятие об однокоренных словах (родственных).

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с признаками однокоренных слов, учить сравнивать слова и выделять общую часть.
  2. Развивать и закреплять умение распознавать части речи.
  3. Прививать любовь к родному языку. Работать над развитием внимания, логического мышления.                           

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их, пожелаем им интересного урока, а вам я желаю получить больше новых знаний. А так же на нашем уроке присутствует сказочный и волшебный цветок, который будет нам помогать на протяжении всего урока, получать новые знания.

(цветик – семицветик) 

2. Срываем первый лепесток, выполняем задание.

Написать красиво и аккуратно. Минутка чистописания.

Ппа Ппаа Ппааа

- установите закономерность – как продолжить ряд?

На доске слова:

Печь, печурка, печать, печка, печник.

Найдите лишнее слово. Почему так думаете? Докажите.

(Одинаковые по смыслу). А что еще вы заметили в этих словах? Имеют общее значение и общую часть.

Повторяем еще раз, что эти слова одинаковые по смыслу и имеют общую часть). И это будет тема нашего урока.

3. Срываем второй лепесток.

ЗАДАНИЕ: (словарные слова)

Сорвать волшебные яблоки, а чтобы их сорвать, мы должны вспомнить правильное написание словарных слов:

Рисунок
Коньки
Заяц
Воробей
Ребята
Машина
Ветер

4. Срываем третий лепесток.  Повторение изученного.

ЗАДАНИЕ: Составить предложение из слов:

По, шумные, побежали, ручейки, пригоркам.

о пригоркам побежали шумные ручейки. – Выделить главные члены предложения, какой частью речи выражены.

Физкультминутка.

Рыбки плавали, ныряли. В чистой тёпленькой воде. То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.

5. Срываем четвёртый лепесток.

ЗАДАНИЕ: А сейчас мы должны быть с вами исследователями и подметить в словах два признака. (Показываю шишку).

С какого дерева упала эта шишка? Дерево называется сосна, а шишка – сосновая.
А эта шишка, какого дерева? Кедра. А шишка, какая – кедровая.
Сосна – сосновая
Кедр – кедровая
Что вы заметили в этих словах? (эти слова близкие по смыслу)
А что общего в написании слов? (есть одинаковая – общая часть)
Молодцы! Вот вы и нашли два признака:

1. близкие по смыслу

2. общая часть.

Слова, которые имеют эти два признака – близкие по смыслу и общую часть – называются однокоренными или родственными. (вывешиваю на доску) и выделяем её дугой.

6. Срываем пятый лепесток.

Работа по учебнику. Страница 155 упражнение 291 – найдите общую часть в словах и выделите её.

Физкультминутка.

7. Срываем шестой лепесток.

Доказать: Являются ли слова каждой строчки родственными или однокоренными.

Нет: больница, боль, большой, больной.
Да: лес, лесник, перелесок, лесничий.
(написать только вторую строчку).

8. Срываем седьмой лепесток.

ИТОГ: Что нового узнали на уроке? Прочитать на доске слова близкие по смыслу и которые имеют общую часть – называются однокоренными.
А мы можем сказать нашему волшебному цветочку, большое спасибо. Недаром он помог нам узнать много нового. И вы ребята молодцы, научились сами делать вывод.

9. Оценки за урок.

10. Домашнее задание: страница 154 правило, упражнение 292.