Тема урока: Общее понятие об однокоренных словах (родственных).
Цель урока:
- Познакомить учащихся с признаками однокоренных слов, учить сравнивать слова и выделять общую часть.
- Развивать и закреплять умение распознавать части речи.
- Прививать любовь к родному языку. Работать над развитием внимания, логического мышления.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их, пожелаем им интересного урока, а вам я желаю получить больше новых знаний. А так же на нашем уроке присутствует сказочный и волшебный цветок, который будет нам помогать на протяжении всего урока, получать новые знания.
(цветик – семицветик)
2. Срываем первый лепесток, выполняем задание.
Написать красиво и аккуратно. Минутка чистописания.
Ппа Ппаа Ппааа
- установите закономерность – как продолжить ряд?
На доске слова:
Печь, печурка, печать, печка, печник.
Найдите лишнее слово. Почему так думаете? Докажите.
(Одинаковые по смыслу). А что еще вы заметили в этих словах? Имеют общее значение и общую часть.
Повторяем еще раз, что эти слова одинаковые по смыслу и имеют общую часть). И это будет тема нашего урока.
3. Срываем второй лепесток.
ЗАДАНИЕ: (словарные слова)
Сорвать волшебные яблоки, а чтобы их сорвать, мы должны вспомнить правильное написание словарных слов:
Рисунок
Коньки
Заяц
Воробей
Ребята
Машина
Ветер
4. Срываем третий лепесток. Повторение изученного.
ЗАДАНИЕ: Составить предложение из слов:
По, шумные, побежали, ручейки, пригоркам.
о пригоркам побежали шумные ручейки. – Выделить главные члены предложения, какой частью речи выражены.
Физкультминутка.
Рыбки плавали, ныряли. В чистой тёпленькой воде. То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
5. Срываем четвёртый лепесток.
ЗАДАНИЕ: А сейчас мы должны быть с вами исследователями и подметить в словах два признака. (Показываю шишку).
С какого дерева упала эта шишка? Дерево называется сосна, а шишка – сосновая.
А эта шишка, какого дерева? Кедра. А шишка, какая – кедровая.
Сосна – сосновая
Кедр – кедровая
Что вы заметили в этих словах? (эти слова близкие по смыслу)
А что общего в написании слов? (есть одинаковая – общая часть)
Молодцы! Вот вы и нашли два признака:
1. близкие по смыслу
2. общая часть.
Слова, которые имеют эти два признака – близкие по смыслу и общую часть – называются однокоренными или родственными. (вывешиваю на доску) и выделяем её дугой.
6. Срываем пятый лепесток.
Работа по учебнику. Страница 155 упражнение 291 – найдите общую часть в словах и выделите её.
Физкультминутка.
7. Срываем шестой лепесток.
Доказать: Являются ли слова каждой строчки родственными или однокоренными.
Нет: больница, боль, большой, больной.
Да: лес, лесник, перелесок, лесничий.
(написать только вторую строчку).
8. Срываем седьмой лепесток.
ИТОГ: Что нового узнали на уроке? Прочитать на доске слова близкие по смыслу и которые имеют общую часть – называются однокоренными.
А мы можем сказать нашему волшебному цветочку, большое спасибо. Недаром он помог нам узнать много нового. И вы ребята молодцы, научились сами делать вывод.
9. Оценки за урок.
10. Домашнее задание: страница 154 правило, упражнение 292.