Основные направления концепции "Профильная школа"

Разделы: Администрирование школы


Цель. Развитие умений обучающихся адаптироваться в реальных социально-экономических условиях, оказание помощи в получения учащимися основ профессии в рамках среднего общеобразовательного учреждения.

Основы педагогических целей концепции «Профильная школа»:

1. Реализация государственного стандарта образования.
2. Вариативность образования.
3. Индивидуализация процесса образования.
4. Личностный подход к каждому ученику.
5. Формирование познавательных интересов и потребностей.
6. Учет динамичности познавательных интересов и потребностей ученика.
7. Самореализация возможностей каждого ученика.
8. Педагогическое сотрудничество на началах реального гуманизма.
ИНГЕГРАЦИЯ учебного процесса, внеклассной образователь­ной и внешкольной деятельности.
СВОБОДА ВЫБОРА содержания, форм организации внеучебной  деятельности.

Задачи:

  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся (9 – 11 кл.) школы в настоящий момент, ориентировать обучающихся на активизацию внутренних психологических ресурсов личности;
  • разработать новые подходы к ведению профориентационной работы в школе, которые заключаются в организации такой ученической практической деятельности, при которой происходит познание себя, своей деятельности, формируется умение не только видеть свои успехи и ошибки в профессиональном самоопределении, но и исправлять их;
  • способствовать актуализации профессионального самоопределения  учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и мире профессионального труда, оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, предоставление возможности учащимся 8 – 9, 10 – 11 классов получении престижной, востребованной профессии (уровень средне-специального образования).

Социально-педагогические задачи ОУ в рамках реализации  концепции «Профильная школа»

Становление личности ученика, осознавшего собственную самоцен­ность, способного планировать собственную жизнь в соответствии с целя­ми жизни, осуществлять выбор, способного принимать решения, умеющего самостоятельно добывать знания, жить и работать в разновозрастном кол­лективе, уважать другую личность.

Данная задача  обеспечивается решением следующих конкретных задач:

  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
  • предоставление учащемуся возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах  жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;
  • формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обес­печивающих уважение к личности ребенка (на уровне «учитель - уче­ник», «ученик - ученик», «учитель - учитель»);
  • обеспечение высокого уровня сложности учебного материала и интегрированности в процессе преподавания учебных предметов.

Для решения поставленных задач необходимо:

  • наладить непрерывное сотрудничество школы и средне-специальных учебных заведений г.Ижевска, Удмуртии;
  • регулярно осуществлять диагностику рынка труда, профессий, определение доступных и приоритетных, пользующихся спросом профессий (через Центры занятости г.Ижевска);
  • повысить уровень психологической компетентности учителей, учащихся и их родителей за счет овладения ими соответствующими знаниями и умениями,  расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • модернизировать систему профессионального просвещения учащихся в школе;
  • помочь в формировании положительного отношения учащегося к самому себе, в осознании своей индивидуальности, уверенности в себе в межличностном и групповом общении, а также в реализации себя в будущей профессии.

Причиной определения данного направления деятельности школы приоритетным является то, что особо значимой проблемой для учащихся школы является приобретение  адекватных представлений о труде, профессиональной деятельности, избираемой профессии или собственных возможностей, поиск своего места в жизни.

Ожидаемые результаты.

  • старшеклассников должны иметь устойчивые интересы к профессиональной деятельности, уметь проанализировать свои индивидуальные возможности и их соответствие избираемой профессии;
  • совершенствование умения учащихся адаптироваться в реальных социально-экономических условиях;
  • получение учащимся 8 – 9, 10 – 11 классов престижной, востребованной профессии (на уровне средне-специального образования);
  • повышение уровня психологической компетентности учителей, учащихся и их родителей за счет овладения ими соответствующими знаниями и умениями,  расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

Уровень реализации: общеобразовательное и средне-специальное  учреждение.

Основная проблема: профессиональное самоопределение учащихся, получение профессии.

Обоснование актуальности проблемы

Окружающая нас социально-экономическая среда сейчас очень сложная: общество находится на переходном этапе. Возникают острые противоречия, что естественно сказывается на экономическом состоянии общества, моральном микроклимате человека, семьи.
Переход к новому рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянную, оплачиваемую работу  на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанной с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность; уметь самореализовываться в другой плоскости общественной деятельности.
Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур (государственных и частных), переподготовка и перемещение значительных масс людей.
Однако, в силу ряда объективных и субъективных причин современный старшеклассник, да и большая часть  современных молодых людей от 17 до 25 лет, оказались недостаточно подготовленными к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации. Получили широкое распространение такие негативные черты, как стяжательство, максимализм, агрессивность, лицемерие, конформизм. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и т. д.
Социологические опросы показывают, что 60 %  старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, однако 70 %  из них не знают и/ или не умеют проанализировать свои индивидуальные возможности и их соответствие избираемой профессии.
Таким образом профессиональное самоопределение личности в настоящий момент - это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется тем, насколько согласованы психологические возможности человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также уровнем сформированности у личности способности адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям в связи с их устройством своей профессиональной карьеры. Таким образом, ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса.

Разделы образовательной деятельности.

  • обучение (освоение основ профессии: уровни профессионально-технического и средне-специального образования),
  • воспитание (просветительская, консультационная, коррекционная работа педагогического коллектива).

Субъекты воспитательного процесса: учащиеся, родители, классные коллективы, педагоги школы.

Ключевые понятия.

  • Профильная школа – школа, обеспечивающая дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения, выстраивающая систему учебно-воспитательной работы с учетом психологических возможностей и профессиональных склонностей обучающихся. Школа, ставящая одной из основных задач своей деятельности оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, предоставляющая возможность учащимся 8 – 9, 10 – 11 классов получение престижной, востребованной профессии (уровень средне-специального образования).
  • Профессиональное  самоопределение понимается как динамический процесс, при котором учащийся формирует свою систему основополагающих отношений к труду, профессиональной среде, где будет происходить развитие и самореализация его духовных и физических возможностей (начиная с начальной школы, детского дошкольного учреждения).
  • Профориентационная работа в школе – системная работа педагогического коллектива, заключающаяся в организации такой ученической практической деятельности, при которой происходит познание себя, своей деятельности, формируется умение не только видеть свои успехи и ошибки в профессиональном самоопределении, но и исправлять их.

Содержание и структура работы

  • Уровни реализации:
  • ученик (как индивид), классный коллектив;
  • родители;
  • учитель и педагогический коллектив;
  • психолого-педагогическая служба образовательного учреждения;
  • профессионально-технические и средне-специальные учебные заведения;
  • консультационные центры профориентации, Служба занятости г.Ижевска.
  • Направления работы:
  • формирование первичных представлений о профессиях, с содержанием и требованиями профессиональной деятельности (на уроках чтения, литературы, физики, химии, истории, географии, окружающего мира и др.; в ходе организации выставок рисунков, сочинений учащихся; проведения аспектного анализа профессии на занятиях по технологии, в рамках курса «Твоя профессиональная карьера»)

Для реализации задач  лучше себя зарекомендовали следующие методы

  • лекционный метод подачи знаний;
  • практикум, в том числе психологический;
    • методы исследования личности (психодиагностические процедуры);
    • экспрессивные методы творческого самовыражения в движении, рисунках, письменных работах;
    • методы социально-психологического тренинга;
    • дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем (в рамках использования данного метода применялся прием группового обсуждения художественных и публицистических текстов);
    • метод анализа конкретных ситуаций;
    • игровое моделирование;
  • имитационные игры и др. Типы уроков, занятий и встреч самые различные: комбинированный урок, урок-практикум, урок-обсуждение, конференция, “круглый стол”, пресс-конференция и другие. В зависимости от целей и задач обучения и от мотивационной готовности аудитории, преподаватель, психолог, приглашенный специалист могут применять такие методы как свободная или директивная дискуссия, игровое моделирование, беседа, поведенческий тренинг, лекции, анализ конкретных ситуаций, проведение диагностических процедур и др.
  • углубление полученных сведений в ходе экскурсий на производство, музеи г Ижевска, проведения встреч с представителями разных профессий в классе, на открытых родительских собраниях; просветительская работа с родителями. Формы работы: беседы (психологические способности  ребенка, формирование и развитие профессионально значимых способностей учащихся, современный рынок профессий Удмуртии, востребованные профессии, пути получения профессии в г. Ижевске и др.), встречи с представителями средних специальных учебных заведений (ИТА, СХА, УдГУ, РТЛ-19, ПТУ-4, ПТУ-6, ПТУ-17, ПТУ-22, Ижевский политехникум, Московский политехникум). Консультативная работа проводится с учащимися, учителями, ро­дителями включает в себя:
    • создание творческого коллектива учителей, ориентированных на реали­зацию идей профилизации образования;
    • психологическое воспитание родителей;
    • координацию совместной работы школы и семьи по формированию  и развитию профессионально значимых способностей учащихся, востребованных современным рынком труда Удмуртии.

 Применение современных технологий в учебно-воспитательном процессе предопределено необходимостью изменения современного процесса обучения в школе, яв­ляющегося одним из основных факторов, негативно воздействующих на состояние здоровья учащихся. Особенно серьезному воздействию подвергается психическое здоровье детей.

Изменения учебно-воспитательного процесса предлагает

  • психолого-педагогическую и медико-биологическую оценку готовно­сти к обучению учащихся;
  • изучение индивидуальных и личностных психофизиологических осо­бенностей учащихся с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса;
  • анализ и оценку адаптации учащихся к учебным нагрузкам;
  • контроль функционального состояния учащихся в динамике учеб­ного дня, недели, четверти, полугодия, года в целях предупреждения возникаю­щего утомления;
  • развитие и тренировку психических функций учащихся;
  • личностно-ориентированное обучение учащихся: издание разнообраз­ных стартовых условий и методов обучения для развития каждой от­дельно взятой личности;
  • достаточную двигательную активность детей в процессе обучения, ис­пользование режима свободных динамических поз, организацию ак­тивного отдыха на переменах;
  • формирование у учителей потребности в изменении школьных стерео­типов взаимоотношений с учениками и процесса обучения в соответст­вии с концепцией здоровье сберегающего обучения.

Внеклассная практическая деятельность с учащимися по диагностике, коррекции профессиональных интересов, склонностей, психологических возможностей учеников, а также уровня сформированности у личности способности адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям в связи с их устройством своей профессиональной карьеры (психологическая служба ОУ, классный руководитель ОУ, учитель технологии; консультационная служба центра занятости Октябрьского района г.Ижевска; посещение учащимися ССУЗов и ПТУ- ознакомительные, «дни открытых дверей»).
Практическая работа (55 часов) представлена диагностическими и развивающими процедурами, практическими заданиями. На классных часах, коррекционных занятиях учащиеся изучают и анализируют свои индивидуальные психологические качества, которые обеспечивают психологическое развитие личности. Часть практических заданий и упражнений моделируют отдельные элементы профессиональной деятельности, характеризуют особенности труда, выявляя на конкретных ситуациях  профессионально важные качества профессионала и др. Это позволяет учащимся оценить собственные возможности освоения профессии;

Профессиональное обучение учащихся, овладение основами профессии.

  • экономист (Ижевский политехникум) для уч-ся 10-11 кл.;
  • техник по ремонту и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования (Республиканский промышленно-экономический техникум) для уч-ся 10-11 кл.;
  • швея верхней легкой одежды (центр «Надежда») для уч-ся 8-9 и 10-11 кл.;
  • парикмахер (центр «Надежда») для уч-ся 8-9 и 10-11 кл.;
  • резчик по дереву (центр «Надежда») для уч-ся 8-9 и 10-11 кл.;
  • токарь, монтажник, регулировщик (РТЛ-19) для учащихся 10-11 классов.

Практическая значимость работы.

Профессии в рамках среднего общеобразовательного учреждения учащиеся 8-9 и 10-11 классов имеют возможность не только развивать умения  адаптироваться в реальных социально-экономических условиях, но и овладеть основами востребованных профессий, получить специальное профессиональное образование

Сроки осуществления замысла работы

№ п/п

Этап

Содержание деятельности

Периоды

1

Начальный этап

Создание системы профессионального просвещения учащихся в школе; осуществление диагностики рынка труда Удмуртии, профессий, определение доступных и приоритетных, пользующихся спросом профессий (через Центры занятости г.Ижевска); повышение уровень психологической компетентности учителей, учащихся и их родителей за счет овладения ими соответствующими знаниями и умениями,  расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
Переобучение педагогических кадров

 

2

Информационный

Налаживание непрерывного сотрудничества школы и средне-специальных учебных заведений г. Ижевска, Удмуртии; встречи с представителями средних специальных учебных заведений

 

3

Практический

Профессиональное обучение учащихся, овладение основами профессии

 

Приложение.

1. Материалы для проведения бесед по профориентации (Приложение 1).
2. Анкеты для учащихся и их родителей (Приложение 2).
3. Презентация «Реализуя концепцию «Профильная школа»» (Презентация)