Цели урока:
- развитие навыка чтения;
- развитие восприятия художественного произведения;
- усвоение литературоведческих понятий;
- развитие речевых умений;
- развитие творческой деятельности;
- формирование читательских умений;
- нравственно-эстетическое воспитание.
Оборудование урока:
- учебник и рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина 2 класс часть №1;
- портрет писателя И.С. Соколова-Микитова;
- выставка книг автора И.С. Соколова-Микитова;
- тесты для учащихся;
- листы бумаги для моделирования обложки данного произведения и записи цифрового диктанта;
- грамзапись «Времена года», песня «Чудеса зимы» И. Попов;
- картина «Иней»;
- снежинки-ответы для проверки теста.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа по релаксации:
Прослушивание грамзаписи «Чудеса зимы» И.Попова (авторский театр «Солнечный принц») – 3 минуты.
- Что вы чувствовали, когда слушали это произведение?
- Какие эмоции возникли у вас?
- Так красиво о зиме пишут композиторы, художники, писатели, поэты, а какое чувство у вас возникло глядя на картину «Иней»?
- Мы продолжаем работать по теме «Зима».
3. Проверка домашнего задания.
-Что надо было сделать дома по произведению «Каким бывает снег»?
(Найти описание снега в каждой части, прочитать выразительно)
Коллективная проверка работы:
- Расскажите, как вы установили соответствие в этом задании?
- Обратили внимание на слова: злой, робкий?
- В образе кого представил автор снег? (живого существа)
- Такой метод в литературе называется олицетворением.
4.ель нашей работы:
- Сейчас мы позволим вам «проверить» себя как вы знаете и понимаете данный текст.
Учитель читает задание, а дети находят и обводят букву правильного ответа.
5. Проверка текста.
- Учитель показывает на доске правильные ответы (самопроверка)
- Выявление возникших проблем, их устранение.
- Подведение итогов.
Физминутка
6. Сообщение темы урока.
Продолжаем читать произведения о зиме. Наша задача подметить что-то новое в описании этого времени года. Знакомимся с произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Зима в лесу».
7. Самостоятельное ознакомление с произведением.
Работать надо так, чтобы не мешать другим. Тот, кто прочитал, может еще раз перечитать текст или подумать над заданием к тексту.
- Что понравилось в произведении?
- Что не понравилось в произведении?
- Какое настроение передает автор?
- О ком или о чем это произведение? Как вы считаете?
- К какому литературному жанру отнесете это произведение? Укажите тему.
- С помощью наших заместителей составьте модель обложки. Рисунок №1
8. Проверка составленных моделей.
Физминутка
9. Аналитический анализ текста
- Кто главное действующее лицо в этом рассказе?
- - Каким вы его представляете?
- Работа с портретом писателя.
- - Сколько частей в рассказе?
- - Сколько абзацев в первой части.
- Чтение по абзацам. Выделение главной мысли каждого абзаца
- - Кого первым встретил герой?
- - Почему автор назвал его беляк-заяц? Какой он? Докажите словами текста.
- - Как озаглавим первую часть?
- - Сколько абзацев во второй части? Чтение по абзацам.
- - Кто здесь действующее лицо?
- - Читая следы, о ком он нам рассказывает? (белка, хорек, лисица, тетерев).
- - Зачитайте образные выражения о этих животных.
- - Как озаглавим вторую часть?
- Сколько абзацев в третей части? Чтение по абзацам.
- - Что сделал медведь?
- - Почему автор называет его лежебока-медведь?
- - Есть ли в рассказе события, где вы испугались?
- - Как озаглавим эту часть?
Озаглавливание частей рассказа – это и есть составление плана литературного произведения.
10. Подведение итога урока.
Определим авторскую точку зрения, идею рассказа.
- С какой целью автор написал это произведение?
Отношение человека к природе через знакомство с жизнью животного мира в зимний период.
- Что нового вы подметили в этом рассказе?
11. Домашнее задание:
Подготовить пересказ по плану, составленному на данном уроке.
12. Цифровой диктант по рассказу «Зима в лесу», с целью выяснения понимания текста. Приложение №2
13. Рекомендации книг о природе для самостоятельного чтения.