Цель: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей человечества
После изучения темы учащиеся должны:
- знать, что такое семья с социологической точки зрения;
- определять основные функции семьи;
- давать определение следующим понятиям: права ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка;
- уметь обсуждать проблему и общаться в группах по заданной теме;
- уметь высказывать свое отношение к проблеме нарушения прав ребенка в семье;
Основные понятия:
- семья
- права ребенка
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Семейный кодекс РФ
Оборудование:
- компьютер, проектор
- слайды презентации
- учебное электронное издание "Обществознание", ЗАО "Новый диск", 2004
- карточки с заданиями для групповой работы
- видеофрагмент о работе Пензенского Дома ребенка
План урока:
- Организационный момент.
- Первый этап. Углубление и расширение знаний учащихся о семье. Осознание учащимися проблемы и ее формулирование. Работа в группах по заданиям на карточках. Единые задания в группах преследуют цель обмена мнениями, дополнения, активного обсуждения.
- Второй этап. Работа с CD диском "Обществознание", систематизация знаний учащихся об основных функциях семьи.
- Третий этап. Просмотр видеофрагмента. Разрешение проблемной ситуации. Поиск собственного взгляда на проблему. Формирование умений участвовать в дискуссии.
- Четвертый этап. Знакомство с выдержками из нормативно-правовых актов: Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребенка. Формирование умения работы с документами.
- Пятый этап. Выступления ребят с творческими домашними заданиями.
- Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
- Домашнее задание творческого характера.
Ход урока
1-й этап
Беседа.
- Подумайте над словами: "Любая дорога начинается с первых шагов, здание - с фундамента, а человек становится человеком в семье". Как вы их понимаете? Согласны ли вы с ними? Зачем человеку семья?
Работа в группах.
- Обсудите между собой и заполните схему:
Что дает человеку семья
- На что похожа семья? (Запишите слова-сравнения?)
- С какими явлениями природы можно сравнить семью?
- Почему люди стремятся создать семью?
Выполнение группового задания подводит учащихся к определению понятия семья с социологической точки зрения.
Итак, семья - это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
2-й этап
Работа с CD диском "Обществознание".
- Посмотрите внимательно на фотографии-слайды и определите, какие важные функции семьи отражены в них? Выполнение задания подводит учащихся к определению следующих функций семьи:
- Семья обеспечивает продолжение человеческого рода
- Семья берет на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закрепленные в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребенка, а также на взрослых членов семьи
- Семья удовлетворяет потребности человека в любви, во взаимопомощи, моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха
- Семья играет важную роль в организации домашнего хозяйства, она заботится о малолетних и престарелых членах семьи
3-й этап
Просмотр видеофрагмента о работе Пензенского Дома ребенка.
Учащимся предлагается поделиться мыслями об увиденном и ответить на вопросы:
- В чем основная идея фрагмента?
- Кто по вашему мнению должен позаботиться о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию?
- Как вы думаете, какие права детей в данной ситуации нарушены?
В ходе обсуждения составляется кластер "Права ребенка":
- Какие из указанных прав ребенка реализуются в семье? (практически все: право на имя, право жить и воспитываться в семье, на свободное выражение мнений, защита от физического насилия, право на образование и т.д.)
- Существуют специальные правовые документы, направленные на защиту прав и свобод детей:
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Семейный кодекс РФ
4-й этап
Учащиеся знакомятся с выдержками из документов и отвечают на вопросы:
- Кому адресованы эти документы?
- Как и кем защищаются права ребенка в семье?
- Каково значение этих документов?
Конвенция о правах ребенка.
Статья 9. Ребенок имеет право жить со своими
родителями, за исключением случаев, когда это
противоречит наилучшим интересам.
Но ребенок должен иметь право сохранить связь с
родителями в случае разлучения с одним из них или
с обоими.
Статьи 12, 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды.
Статья 40. Родители должны видеть в своем ребенке самостоятельно развивающуюся личность, имеющую право на уважение ее человеческого достоинства и обеспечение ее интересов.
Статья 20. Ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.
Статьи 24, 27, 28, 31. Ребенок имеет право на медицинскую помощь, на образование, на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.
Статья 14. Государство уважает право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Статьи 33-37. Государство должно обеспечить защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, от употребления наркотических средств, от всех форм сексуального совращения, предотвращает похищения детей, торговлю детьми.
Конституция Российской Федерации, 1993 года.
Статья 38: 1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства; 2.Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей; 3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях".
Семейный кодекс Российской Федерации, 1995 года.
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье: п.2.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Статья 56. Право ребенка на защиту: п.1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом; п.2.Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
п.1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. п.2.Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.
п.1.Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Статья 65. Осуществление родительских прав: п.1.Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей.
Задание в парах:
- Приведите примеры нарушения прав ребенка в семье.
- Куда можно обратиться за помощью, если нарушаются ваши права?
5-й этап
Выступления ребят с творческими домашними заданиями:
- Проекты эскизов для обложки Конвенции о правах ребенка
- Мини-сочинения и презентации на темы "Моя семья", "Семейные традиции и реликвии"
Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание: Составить синквейн на тему "Моя семья".