При разработке данного плана действий следует иметь в виду следующие группы населения:
- школа (учащиеся и преподаватели);
- семья (родители и дети);
- место жительства (поселковая администрация, правоохранительные органы, районное здравоохранение);
- рекреационная среда (рестораны, дискотеки)
Целевые группы:
Возрастная категория | Микросреда | Целевая подгруппа |
Учащиеся начального звена (1-4 классы) | Школа, семья, учреждения дополнительного образования | Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций |
Учащиеся среднего звена (5-8 классы) | Школа, семья, учреждения дополнительного образования | Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций |
Учащиеся старшего звена (9-11 классы) | Школа, семья, учреждения дополнительного образования, молодёжные объединения | Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций, сверстники и друзья |
Целью является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
- подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
- поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
- в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- Определить специфику наркомании как особого социальнопсихологического феномена;
- Выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;
- Обосновать систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;
- Разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;
- Определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.
Принципы программы:
- Комплексность или согласованное взаимодействие
- органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
- специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми ( педагоги, школьные психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
- органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).
Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:
- возраста детей;
- степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
М н о г о а с п е к т н ость: сочетание различных направлений профилактической работы:
- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Преемственность: Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
- согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
- анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных рганизаций и других образовательных учреждений).
Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования
С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
- общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
- работа с детьми “группы риска”;
- работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
2) Работа с педагогическим составом:
- подготовка учителей к ведению профилактической работы;
- организационно-методическая антинаркотическая работа.
3) Работа с родителями:
- информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
- работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
- психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества.
4)Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Актуальность данной программы:
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ? населения попробует наркотики.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы мною разработана целевая программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни на 2007-2010 гг. Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками. Если сформулировать основную идею программы, то она может выглядеть следующим образом: “СДЕЛАТЬ ШКОЛУ ТЕРРИТОРИЕЙ СВОБОДНОЙ ОТ ПАВ”. И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
При этом цель программы – уменьшение количества новых вовлечений школьников в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди учащихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость учащихся к негативным последствиям вредных привычек.
Условия реализации программы – этапы:
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь – октябрь.
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
- Определить степень информированности детей и подростков по проблеме.
- Выделить факторы, влияющие па формирование позитивно го отношения к употреблению наркотиков.
- Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
- Выявление детей “группы риска”.
Методы:
- Изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом.
- Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
- подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
- подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
- подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: ноябрь 2007 г. – март 2008 г.
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
- Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией.
- Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
- Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
- Информационный;
- Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
- Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
- лекция;
- беседа;
- семинар;
- конференция;
- мини-спектакль;
- психотерапевтические занятия;
- тренинг;
- ролевая и деловая игра;
- мозговой штурм;
- круглый стол;
- дискуссия;
- конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
- социологический опрос;
- показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Значение этапа:
развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; 4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап - заключительный.
Время проведения: апрель – май 2008 г.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
- Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
- Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании.
- Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании
Методы:
- Анализ отчетной документации.
- Опрос, беседа.
- Анонимное анкетирование.
Значение этапа:
- позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
- сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
- на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
- выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия
- Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
- Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
- Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
- Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)
Ожидаемые конечные результаты программы:
- Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
- Уменьшение числа учащихся "группы риска".
- Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.
Техническое оснащение программы:
- Проектор и экран;
- DVD, телевизор;
- Музыкальный центр;
- Компьютер, принтер и копировальный аппарат;
- Цифровой фотоаппарат;
- Расходные материалы.
План профилактической работы по аддиктивному поведению учащихся, а также профилактика правонарушений несовершеннолетними.
№ | Наименование мероприятия | Время проведения | Класс | Ответственные |
1. | Организация и проведение профилактических бесед совместно с сотрудниками РОВД | В течение учебного года | 1-11 | Социальные педагоги |
2. | Рейды по борьбе с курением | В течение учебного года | 1-11 | Социальные педагоги |
3. | Посещение учащихся на дому | В течение учебного года | 1-11 | Классные руководители, социальные педагоги |
4. | Классный час “Человек. Личность. Гражданин” | Декабрь | 7-11 | Классные руководители, социальные педагоги |
5. | Систематические рейды в рамках программы “Всеобуч” | В течение учебного года | 1-11 | Классные руководители, социальные педагоги |
6. | Месячник по профилактике правонарушений | Декабрь | 1-11 | Классные руководители, социальные педагоги |
7. | Дни инспектора | В течение учебного года | 1-11 | РОВД, социальные педагоги |
8. | Анкетирование детей “Группы риска” | Январь | 5-9 | Социальные педагоги |
9. | Операция “Неблагополучная семья” | Февраль | 1-11 | Социальные педагоги |
10. | Участие в профилактической акции “Безнадзорник” | Апрель | 1-11 | Социальные педагоги |
11. | Профилактическая операция “Неформал” | В течение учебного года | 1-11 | Социальные педагоги, сотрудники РОВД |
12. | Семинар для социальных педагогов и классных руководителей по теме: “Профилактика правонарушений, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия” | декабрь | 5-11 | Баранова Н.Ю., социальные педагоги |
13. | Обновление картотеки на педагогически запущенных детей и учащихся, состоящих различных формах учёта | В течение учебного года | 1-11 | Баранова Н.Ю., социальные педагоги |
14 | Знакомство учащихся с правилами поведения в школе | Сентябрь | 1, 5 | Классные руководители |
15. | Дни инспектора ПДН | 1 раз в месяц | 1-11 | Баранова Н.Ю. |
Профилактическая работа по борьбе с наркоманией и табакокурением | ||||
16. | Классный час на тему: “Опасные удовольствия” | Сентябрь | 5-10 | Классные руководители |
17. | “Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь”- профилактическая беседа | Октябрь | 7-8 | Хлебникова А.В. |
18. | Ток-шоу “Давайте задумаемся” по проблеме алкоголизма | Октябрь | 9-11 | Социальные педагоги Алексеева И.Н. |
19. | Профилактическая неделя по борьбе с наркоманией | Ноябрь | 5-11 | Хлебникова А.В. Баранова Н.Ю. |
20. | Лекция на тему: “Причина одна, последствий - множество” | Декабрь | 9-10 | Алексеева И.Н.
|
21. | Театрализованная игра “Суд над наркоманией” | Январь | 8-9 | Алексеева И.Н. |
22. | Выпуск школьной информационной газеты “Молодёжка” на тему: “Нет наркотикам!” | Февраль | 9-11 | Алексеева И.Н. |
23. | Проведение классных часов на тему: “Что такое алкоголь?” | Март | 6-9 | Классные Руководители |
24. | Организация и проведение рейдов | в течение учебного года | 5-11 | Алексеева И.Н. Хлебникова А.В. |
25. | Конкурс на лучший рисунок или плакат, направленный на борьбу с курением | Октябрь | 5-8 | Протодьяконова А.Н., учитель рисования |
26. | Организация и проведение тренинговых упражнений | Ноябрь | 5-9 | Хлебникова А.В. Алексеева И.Н. |
27. | Проведение профилактических классных часов | В течение года | 5-9 | Классные руководители
|
28. | Цикл бесед “Курить – здоровью вредить!” |
Декабрь | 5-10 | Хлебникова А.В. Алексеева И.Н. Социальный педагог |
29. | Школьная научно-практическая конференция “Влияние табака на здоровье человека” | Январь | 9-10 | Алексеева И.Н. Баранова Н.Ю. |
30. | “Что? Где? Когда?” тема: Безвредных сигарет не бывает |
Февраль | 10-11 | Алексеева И.Н. Баранова Н.Ю. Социальные Педагоги |
31. | “Что? Где? Когда?” тема: Безвредных сигарет не бывает |
Февраль | 10-11 | Алексеева И.Н. Баранова Н.Ю. Социальные педагоги |
32. | “Научись себя беречь” -дискуссионная беседа | Март | 9 | Социальные педагоги |
33. | Акция: “21 век – век без наркотиков” |
Март | 5-11 | Классные руководители, социальные педагоги, Алексеева И.Н. |
34. | Анкетирование “Вредные привычки” | Апрель | 5-6 | Хлебникова А.В. |
35. | Театрализованная игра “Суд над сигаретой” | Апрель | 7-8 | Хлебникова А.В. Алексеева И.Н. |
36. | КВН “Вредные привычки” | Май | 7 | Хлебникова А.В. |
37. | Час коммуникативного общения “Как сказать наркотикам “нет!” | Ноябрь | 8-10 | Социальные педагоги, Алексеева И.Н. |
38. | Круглый стол “не сломай судьбу свою” | Ноябрь | 7-9 | Хейлик И.Р. |
39. | Внеклассное мероприятие “Вместе мы сильнее” | Декабрь | 8-10 | Алексеева И.Н. |
40. | Кинолекторий для учащихся по теме: “Профилактика алкоголизма” | Ноябрь | 7 | Волков П.Е. |
41. | Кинолекторий “Всего одна рюмка” | Декабрь | 5-6 | Хейлик И.Р. |
42. | Час размышлений “Влияние наркомании и токсикомании на организм” | Январь | 9-11 | Волков П.Е. |
43. | Экскурсии в РОВД | Ноябрь | 6-8 | Хейлик И.Р. |