Урок "Мир вокруг нас" по теме "В гости к осени"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обобщение и систематизация знаний о характерных признаках осени.

Задачи:

  1. образовательные:  расширить представления об осенних явлениях в живой и неживой природе;
  2. развивающие: развивать логическое мышление, внимание, речь, умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
  3. воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, культуру учебного сотрудничества.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы и приёмы: наблюдение, сравнение.

Оборудование:

  1. Техническое обеспечение: ПК-1, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
  2. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word, CD, «Природа. Человек. Общество», программы сканирования и обработки изображений.
  3. Магнитофон, запись произведений П.И.Чайковского «Времена года».
  4. Карточки.
  5. Учебник  «Мир вокруг нас»  А. А. Плешаков, 2 класс, часть № 1.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме.
  3. Выявление признаков осени.
  4. Физминутка.
  5. Повторение.
  6. Закрепление:
    а) работа в парах;
    б) работа в группах;
    в) самостоятельная работа.
  7. Жизнь животных осенью.
  8. Физминутка.
  9. Обобщение знаний.
  10. Итог урока.
  11. Домашнее задание.

1.Организационный момент.

(Дети произносят хором).

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро! – солнцу и птицам,
– Доброе утро! – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.

Учитель: Улыбнитесь, возьмитесь за руки и пожелайте друг другу успехов.

2. Работа по теме.

Учитель: Сегодня мы продолжим наше путешествие по царству времён года. Посетим один уголок его владений. А в какое царство времён  года мы отправимся, вы догадаетесь сами.

Слайд № 2.  Изображение осени с музыкальным  сопровождением (приложение 1).

Дети: (Осень).

Учитель: Что вам подсказало, что мы будем путешествовать по царству времён года – осень?

Дети: (Картинка,  на которой мы видим,  что деревья сменили окраску, опадают листья, птицы улетают в тёплые края, небо заволокли тяжёлые тучи).

3. Выявление признаков осени.

Учитель: Назовите предшествующее осени время года.

Дети: (Лето).

Слайд № 3.  Изображение лета и осени (приложение 1).

Учитель: Рассмотрите и сравните между собой картинки. Какие изменения в природе произошли с приходом осени?

Дети: (Изменилась окраска листьев, пожелтела трава, небо в тёмных серых тучах, увяли  цветы).

Учитель: Давайте понаблюдаем за изменением в природе с приходом осени.

Слайд № 4. Изображение лета и осени для сравнения (приложение 1).

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Дети:

  1. Солнце осенью светит не так ярко, как летом.
  2. С приходом осени увяли цветы, пожелтела листва.
  3. Птицы улетают в тёплые края.
  4. Похолодало и    купаться уже нельзя.
  5. Дети идут осенью в школу.

Учитель: Перечислите основные признаки осени.

Дети: (Похолодало. Небо затянуто тучами, идут часто дожди).

Слайд № 5.  Изображение пасмурного дня (приложение 1).

Дети:     (Листья сменили окраску и  опадают).

Слайд №  6.  Изображение деревьев,  листьев (приложение 1).

Дети:    (Птицы улетают в тёплые края).

Слайд № 7. Изображение улетающих птиц (приложение 1).

Учитель: Составьте картинки из разрезных элементов и определите время года.

Дидактический материал приложение 2, приложение 3, приложение 4.

4. Физминутка.

Только в лес мы вошли,
Появились комары (руки вверх, хлопок над головой, руки вниз, хлопок другой).
Дальше по лесу шагаем,
И зверей  мы  повстречаем.

Учитель показывает картинку с изображением животного, а дети изображают его в движении.

5. Повторение.

Учитель: На какие три периода делится осень?

Дети: (Ранняя, золотая, поздняя).

Учитель: Перечислите названия осенних месяцев по порядку.

Дети: (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

6. Закрепление.

Учитель: Давайте отправимся в гости к первому осеннему месяцу.

Слайд № 8: Сентябрь (приложение 1).

Рассказывает ранее подготовленный ученик.

Сентябрь – хмурень, ревун. Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Даже  в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут – жёлтый берёзовый, там – красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться…

Учитель: И вдруг – как память о красном лете – устанавливаются теплые, ясные дни.

– Бабье лето встаёт, – улыбаясь,  говорит народ. К концу сентября листва начинает обильно опадать.

Учитель: А что мы узнаем в гостях  об октябре?!

Слайд № 9: Октябрь (приложение 1).

Рассказывает ранее подготовленный ученик.

Октябрь – грязник, зазимник. Свет убывает.  Ночи в начале октября безморозные, и предутренняя свежесть ещё не покрывает лужи  ледком. Не видать больше скворцов и грачей. С середины октября воздух становится холоднее. Сильные ветра срывают с леса последние листья. Покончив с первым своим делом – раздеванием леса, – осень принимается за второе: студит воду. К концу октября лужи покрываются хрупким льдом. Неуютно в лесу: исхлёстанные дождями, голые, чёрные стоят деревья. Кое-где лежит снег.

Учитель: Давайте побываем в гостях у последнего осеннего месяца.

Слайд № 10: Ноябрь (приложение 1).

Рассказывает ранее подготовленный ученик.

Ноябрь – полузимник, ворота зимы.

Третье своё дело завершает осень: прикрывает землю снежным покрывалом.

Блестит лёд на реке,  а поди сунься на него: треснет под ногой, и ты провалишься в ледяную воду. Недаром говорят: «В ноябре зима с осенью борется». Это ещё не зима: только предзимье. Ещё нет-нет да выдаётся солнечный денёк. К концу ноября становится очень холодно. Этот месяц больше похож на зимний.

Учитель: Послушайте стихотворение и подумайте о раннем или позднем периоде осени говорится?  Какие слова помогут вам ответить правильно? Отметьте их в карточке.

Дидактический материал – карточка №1 (приложение 5).

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в тёплые края.

Дети: (Высохли цветы,  глядят уныло голые кусты, солнце не блестит, птички улетели в тёплые края).

Учитель: Сверьте выполненное задание  на слайде № 11 (приложение 1).

а). Работа в парах.

Учитель: Прочитайте описание осени на карточке. Найдите  предложения, которые не относятся к данному времени года.

Дидактический материал – карточка № 2 (приложение 6).

Осень
Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи. Лесная поляна пестреет цветами. С огородов и полей убрали последние овощи. Над цветами жужжат пчёлы. Над опустевшими полями уже ходят низкие  тяжёлые тучи. Весело распевают птицы. Только ветер шуршит осенними листьями.

Дети: (Лесная поляна пестреет цветами. Над цветами жужжат пчёлы. Весело распевают птицы).

Учитель: Сверьте  выполненное задание на слайде № 12 (приложение 1).

Какие пословицы, приметы  и поговорки об осени вы знаете?

Дети. Приметы:

На рябине много ягод – к холодной зиме.
Облака плывут против ветра – к дождю.
Муравьи устраивают высокие муравейники – будет суровая зима.

Пословицы и поговорки:

Весна голодна, а осень сытна.
Холоден сентябрь, да сыт.
С добрым урожаем и зима не страшна.
Осень урожай собирает, а зима – подбирает.

Учитель: Составьте пословицы из набора слов на карточках.

Дидактический материал – карточка №3 (приложение 7).

– горькая, то, и, рябина, сентябре, одна, в, ягода, да
– осень, с, лето, снопами, со, пирогами.

б) Работа в группах.

Учитель: Опишите живую и неживую природу.

Слайд № 13 (приложение 1).

Учитель: Небо осенью (какое?) …

Дети: (Хмурое, серое, унылое).

Учитель: Солнце осенью (какое?)…

Дети: (Низкое, тусклое).

Учитель: Ветер осенью (какой?)…

Дети:  (Пронизывающий, холодный).

Учитель: Листья осенью (что делают?)…

Дети: (Краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат).

Учитель: Осенью птицы (что делают?) …

Дети: (Одни улетают на юг, а другие прилетают к нам на зимовку).

в). Самостоятельная работа по карточкам.

Учитель: Найдите ошибки. Чего не бывает осенью?

Дидактический материал – карточка № 4 (приложение 8).

– Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду.
– Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.
– Набухают почки, распускаются на деревьях листья.
– Люди собирают урожай овощей, фруктов.

Дети: (Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду. 

Набухают почки, распускаются на деревьях листья).

Учитель: Сверьте выполненное задание на слайде №14 (приложение 1).

Учитель: Подчеркните на карточках осенние явления природы.

Дидактический материал – карточка № 5 (приложение 9).

Туман, роса, радуга, снегопад, град,  вьюга, дождь, похолодание, изморозь, иней, потепление, снег, повышение температуры, понижение температуры, листопад,  яркое солнце, солнце ниже, чем летом, появление почек, цветут цветы, птицы улетают в тёплые края, увядают цветы, весело щебечут птицы, день короче, облачность.

Учитель: Сверьте выполненное  задание на слайде № 15 (приложение 1).

7. Жизнь животных осенью.

Слайд № 16. Изображение сороки (приложение 1).

Учитель:

Трещала с самого утра сорока:
– Пор-р-р-р-ра! Пор-р-р-р-ра!
– Осень у лесного пор-р-рога, все ли гот-т-товы?
Такая с ней морока,
Когда трещит сорока!
А трещит сорока о том, что наступила осень.
– Жители леса  засуетились,  решили созвать лесное  собрание и узнать чем занимается каждый.
– А мы на нём побываем  и  многое узнаем.
–  Отгадайте,  о ком пойдёт речь?

Хозяин леса,
Любитель мёда…

Слайд № 17.  Изображение медведя (приложение 1).

Учитель: – Что вы знаете о жизни медведя с приходом осени?

Дети: (Медведи – питаются  плодами и ягодами, зёрнами хлебных растений, кореньями, травами, орехами, улитками, насекомыми, птицами, грызунами, мёдом диких пчёл. Если растительной пищи не хватает,  могут напасть на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей и рябчиков. За лето накопили жир и готовятся к зимней спячке. Медведи себе никаких особых кладовых не устраивают. Они сами себе кладовые. Наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые – претолстые, жирные – прежирные – и всё тут. Жир ведь тоже запас пищи, который  ещё и не  пропускает холод).

Учитель: В защиту от студеных ветров медведи любят устраивать берлогу в низких местах, даже в болотах, в чистом ельнике.

Но вот удивительно: если зима предстоит мягкая, будут оттепели,  все медведи непременно залягут на высоких местах, на пригорках. Своё жилище выстилают травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Прежде чем лечь в берлогу, медведи путают  свои следы.

Учитель:

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
А зовут её?..

Слайд № 18. Изображение лисы (приложение 1).

Учитель: Что знаете о жизни лисы?

Дети: (Лисы осенью линяют, одевают пуховую шубейку. Осенью припасы не готовят. Питаются птицами, насекомыми, мышами, зайцами).

Учитель: Летом серый, а зимой белый….

Слайд № 19.  Изображение зайцев (приложение 1).

– Что знаете о жизни зайцев с приходом осени?

Дети: (Зайцы днём прячутся в норе, а ночью выходят на поиск пищи. Питаются корой, ветками деревьев,  сухими травами. Линяют, тем самым маскируются. Одеваются в тёплый мех. Есть зайцы – русаки и беляки).

Учитель: Зайчихи никак не могут успокоиться и смириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков!

8. Физминутка.

Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд
На опушке зайка ждёт (прыгают на одной ножке, потом на другой и на двух).
Зайка прыгал под кустом.
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Заслушиваются доклады детей о зайцах русаках и беляках.

Учитель:

На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть……….

Слайд № 20. Изображение волка (приложение 1).

– А как у нас живут волки с приходом осени?

Дети: (Волки – хищники. Их  называют санитарами.  Они нападают в основном на больных животных и не дают распространяться различным заболеваниям.  С  приходом осени линяют, надевают шубку потеплее, запас пищи не делают).

Учитель:

Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей – летом.

Слайд № 21, 22. Изображение белки (приложение 1).

– Как живёт наша белочка?

Дети: (Белочки торопятся набить свои кладовые, заготавливают запасы пищи впрок. Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки.

   Кроме того, белка собрала грибы, насадила их  на обломанные сучки сосен и сушит. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами. Переменила  на зиму шубку, починила гаюшку – гнездо, чтобы не надувало снегу).

Учитель: А что же происходит осенью с нашими птицами?

Слайд № 23. Изображение птиц (приложение 1).

Дети: Птицы улетают на юг. Они собираются в стаи – и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь, так  безопасней.

Учитель:  Лягушки забиваются в тину, мох.

Слайд №24.  Изображение лягушки (приложение 1).

Учитель:

Шевелились у цветка все 4 лепестка,
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел…
– Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком…

Слайд № 25. Изображение бабочки, пчелы (приложение 1).

Учитель: Что делают насекомые осенью?

Дети: (Прячутся глубоко под кору).

Учитель: Забираются в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи, юркие ящерицы.

Слайд № 26. Изображение ящерицы (приложение 1).

9. Обобщение знаний об изменениях в природе с приходом осени.

а). Работа с тестами.

Дидактический материал – карточка № 6 (приложение 10).

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1.

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

  1. Какой месяц начинает осень?
  2. В каком месяце листья уже опали?
  3. Какой месяц самый тёплый?
  4. Какой месяц самый холодный?
  5. В каком  месяце снег покрывает землю и не тает?
  6. В каком месяце птицы улетают на юг?
  7. В каком месяце листья ещё имеют зеленоватую окраску?
  8. Какой осенний месяц можно спутать с зимним?

Учитель: Осень - очень щедрое время года.

Слайд № 27. Изображение осени (приложение 1).

Стихотворение ученик готовит заранее.

Дети:

Ходит осень по полянам.
– Что ты, Осень, принесла нам?
С нами поделись ты!
– Вот рябины кисти.
Вот орехи спелые.
Вот грибы вам – белые.
Вот вам – подосиновики,
Сыроежки синенькие.
Мой букет красив и ярок.
Принесла я вам в подарок:
Солнца тёплого лучи,
Лёгонький мороз в ночи,
Золотого клёна ветки,
И душистый виноград,
И шелестящий листопад.

Слайд № 28. Изображение совы, которая благодарит ребят за урок (приложение 1).

10. Итог урока. Рефлексия.

– Перечислите признаки осени.

– Назовите основные перемены в жизни животных с приходом осени.

11. Домашнее задание по желанию:

– Нарисовать осенний пейзаж.

– Выписать из текста в учебнике на с. 27 осенние явления в неживой природе.

– Найти информацию о том, почему улетают птицы в тёплые края?

Литература:

  1. В. В Волина «В гостях у природы».
  2. Н.Е. Теремкова «Осень» альбом № 1, № 2.
  3. Е.А Понаморёва «Времена года»,  наглядно-дидактический материал.
  4. В.И. Коваленко  «Школа физминуток».

Приложения 2–4. Рисунки к уроку.