Информационно-аналитическая деятельность как основное направление методической работы (описание модели школьной системы оценки качества)

Разделы: Администрирование школы


Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, соответствующее государственным стандартам, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности приобрела важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации. В ней испытывает необходимость и учитель для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий; и руководитель ОУ для определения стратегии его развития, для оценки качества работы педагогов и корректировки многообразных управленческих решений.

В этой связи именно мониторинг становится реально действенным механизмом определения эффективности той или иной управленческой стратегии и, что наиболее важно, выделения факторов, обеспечивающих или, напротив, тормозящих достижения максимально возможной эффективности образовательного процесса.

Сложившаяся в обществе социокультурная ситуация актуализирует проблему формирования и развития целостной системы образования, построенной на принципах гуманизации, индивидуализации и дифференциации.

Управление развитием всей системы и каждого ОУ предполагает использование научно обоснованных механизмов отслеживания ее результативности.

Важную роль в оценке эффективности работы ОУ по конкретным результатам ее функционирования играют специальные диагностические исследования. Они позволяют совершенствовать управление образовательной системой, корректировать ее содержательную, технологическую и организационные части, прогнозировать тенденции и направления ее развития. Результаты диагностики служат основой для разработки практических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса, отдельных инновационных процессов.

Особое значение приобретают вопросы оценки качества обученности как одной из важнейших результирующих характеристик образовательного процесса. Мониторинговые диагностические методики, включающие разноуровневые задания, позволяют оценивать уровень обученности с позиций репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности. Мониторинг уровня обученности включает комплексную оценку качества усвоения обучающихся базовых теоретических знаний по основным предметам школьного курса; оценку качества овладения школьниками основными интеллектуальными, практическими общеучебными умениями; оценку способности учащихся к творческому решению поставленных задач; оценку отношения учащихся к процессу познания и мотивации изучения.

Методика изучения уровня обученности учащихся представляет собой комплекс материалов, включающих в себя:

  • краткое описание;
  • тестовые диагностические работы;
  • критерии оценки и формы анализа результатов обученности;
  • электронный вариант обработки результатов.

Система управления качеством образования опирается на следующие критерии:

– системности и функциональности, который отражает целенаправленность образовательного процесса, технологичность, обеспеченность ресурсами всех уровней управления качеством;
– непрерывности и надежности, характеризующий структурную организованность и исполнительность;
– оптимальности, который предполагает соотношение затрат сил, ресурсов, времени и полученного результата.

Показателями качества образования в школе являются следующие:

  • уровень здоровья и здорового образа жизни;
  • уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности;
  • уровень развития; готовность к жизни в семье и социуме; готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями;
  • уровень обученности;
  • уровень владения творческой деятельностью.

К числу главных факторов, влияющих на качество образования, относятся:

  • медицинское обслуживание, питание, создание комфортной среды и физкультурно-оздоровительной работы;
  • качество нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности, сферный подход;
  • качество образования базового, дополнительного, профильного, система преподавания, применение прогрессивных технологий;
  • качество предпрофильной, профильной подготовки в системе непрерывного образования;
  • партнерское взаимодействие с семьей, социумом;
  • качество изучения спроса на образовательные услуги, привлечение бизнеса и финансовых структур для вкладывания средств в развитии образования.

Вся управленческая деятельность опирается на результаты педагогического мониторинга.

Проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание.

Разработка этапов включает конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых средств, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ результатов обработки. Все это требует наличие у мониторинга определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля.

Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия к желаемому результату.

Мониторинг в ОУ направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:

  • образовательной среды (кадровый состав, образовательная программа ОУ и материально-техническое обеспечение образования);
  • образовательных технологий;
  • результатов образовательного процесса;
  • эффективности оперативного и стратегического управления ОУ.

Основная цель мониторинга – создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии объекта, о качественных и количественных изменениях в нем; предупреждение опасности возникновения недопустимого отклонения в характеристиках наблюдаемого процесса; информационное обеспечение анализа, прогнозирование состояния и развития системы ; выработка управленческих решений.

Задачи мониторинга:

  • сбор информации по уровню обученности, здоровья, воспитанности, развития;
  • создание базы данных;
  • анализ полученных данных, составление аналитических справок;

Результаты деятельности ОУ оценивается по следующим показателям результативности:

  • уровень здоровья;
  • уровень воспитанности;
  • уровень качества обучения;
  • уровень обученности;
  • уровень готовности к продолжению образования;
  • уровень готовности к жизни в семье и в социуме;
  • уровень удовлетворения образовательными услугами ОУ.

На диагностической основе оперативно выявляем и устраняем факторы и условия, вызывающие отклонения от запланированных результатов и корректируем свою деятельность с целью достижения нового качества.

Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о системе образования и отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
В течение всего учебного года создается определенная база данных. Данные собираются по блокам и классифицируются в определенной системе.
Мониторинг осуществляем по разным направлениям:

  • эффективность внутришкольного контроля;
  • состояние и результативность методической работы;
  • состояние воспитательной работы;
  • взаимодействие школы с внешней средой;
  • состояние работы с родителями.

Цель работы – педагогический мониторинг состояния успеваемости и качества знаний, умений, навыков учащихся как динамическая система отслеживания результатов обучения учащихся с целью диагностирования дальнейшей деятельности.

База данных по успеваемости собирается и классифицируется, во-первых, по годам, что позволяет отслеживать повышение или снижение результативности обучения из года в год. Создание такой базы является необходимым условием для глубокого анализа деятельности педагогического коллектива, он является основанием для прогнозирования дальнейшего развития школы, постановки задач на новый учебный год

Показатели успеваемости по годам

Учебный год Число учащихся на конец года Успеваемость в % Качество знаний в % Число второгодников Отсев
1–9 кл. 10–11 кл.
2004\05 298 100% 33,2%
2005\06 258 100% 36,8%
2006\07 246 100% 49,2%

Показатели успеваемости и качества знаний срезовых работ в 9-х классах

Показатели успеваемости и качества знаний срезовых работ в 10-х классах

Показателиуспеваемостиикачествазнанийсрезовыхработ 11-х классах

Динамика успеваемости по предметам.

Но опять-таки только конечные результаты успеваемости и качества знаний за год по классам и учителям не дают полной картины результатов успеваемости по классам, четвертям, предметам, поэтому проводится сбор результатов и по данным параметрам. Такая база данных важна и учителю для исследовательской деятельности и завучу с целью ее получения объективной и достоверной информации.

Сравнительный характер педмониторинга дает возможность сравнивать результаты обученности различных классов, выяснять причины низкой результативности в одних классах, то положительное, что позволяет добиваться высоких результатов в других классах.

Педагогический мониторинг не только дело завуча, но и инструмент для работы учителя. В течение трех лет они ведут мониторинг техники чтения, выполнение контрольных срезов по русскому языку и математике, другим предметам. Такой мониторинг наглядно демонстрирует, что конкретно в изученной теме слабо усвоено учащимися. Следовательно, в классе организуется работа по коррекции данной проблемы.

А ошибки, допущенные учащимися, определяют индивидуальную работу учителя с ними. Результаты мониторинга позволяют увидеть, есть ли положительные изменения или результативность осталась неизменной. База этих данных определяет направление работы учителя с учащимися, родителями. В таких случаях мониторинг выполняет роль «сервисной услуги», оказывает квалифицированную помощь учителю.

Педагогический мониторинг, таким образом, – путь самосовершенствования учителя, формирует отношения сотрудничества с учащимися, повышает творческий потенциал учителя.
По результатам итоговых, административных, переводных контрольных срезов анализ полученных данных проводится совместно завучем и учителем. Особенно наглядными являются графические сравнительные данные.

Результаты обученности учащихся.
Сравнительный анализ качества обученности за I полугодие 2005\2006 учебный год.

График успеваемости и качества знаний учащихся за 2005\2006 учебный год
I полугодие.

Успеваемость учащихся по классам за 2005\2006 учебный год.
Начальное общее образование.
I полугодие 2 – 4 класс.

Интересно сравнить по классу или по предмету процент успеваемости, процент обучаемости на «5» и «4» и степень обученности.

Сравнительный анализ качества обученности начальной школы за 2004\2005 учебный год.

Сравнительный анализ качества обученности учащихся 1–4 классов по итогам 2004\2005 учебного года в сравнении с 1 четвертью 2005\2006 учебного года

При этом учитель совместно с завучем отслеживает, когда и почему наблюдаются «спады» и «взлеты», выясняется уровень требовательности и знаниями учащихся, объективность выставления оценок. Таким образом, педагогический мониторинг помогает видеть изменения в обученности учащихся, по предметам, по учителям, предполагает серьезную аналитическую работу и учителя, и завуча, поиск мер коррекции деятельности, направленных на устранение выявленных недочетов.