Вводная часть:
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий.
Благодаря сказкам ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Мы - воспитатели и музыкальный руководитель, на занятиях по театральному искусству, в детском саду, ставим задачи:
- Создать условия для творческой активности ребенка в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений).
- Приобщать детей к театральной культуре (знакомство с устройством театра, театральными жанрами).
- Сопровождать каждый сказочный персонаж своей музыкой, которая помогает выразительности исполнения образа.
На театральных занятиях, проводимых индивидуально, с подгруппой детей, мы учим детей пантомиме, мимическим упражнениям, диалогическим сценкам.
Раскрытию творческих способностей детей в детском саду, к театральному искусству способствует и помещение-это музыкальный зал, с декорациями, атрибутами, с музыкой и театральный уголок в групповой комнате, с кукольным театром.
Во время занятий по театральному искусству мы учим детей исполнять не только положительные роли, но и отрицательные. Уметь выразить динамикой голоса, жестами, сказочный персонаж, представить своего героя, не только выразительным исполнением текста, но и пением.
Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке, (постановка спектаклей, опер, мюзиклов) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. И мы - педагоги помогаем детям, привлекая родителей в этот процесс. И тут у нас, педагогов, возникла идея создать и реализовать совместный детско - взрослый творческий проект “Ребенок и театр”.
Цель проекта:
Привлечение родителей и детей в совместную театрализованную деятельность.
Задачи и методы:
Принципы:
Участники проекта:
Воспитатели, музыкальный руководитель, дети средней группы, родители.
Вид проекта:
Творческий.
Длительность проекта:
Учебный год: сентябрь-май.
Реализация проекта включает три этапа:
Первый этап – Накопительный.
Второй этап – Творческий.
Третий этап – Результат.
На первом этапе педагоги детского сада знакомят детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями.
Работают над выразительностью речи, интонациями, пантомимических действий под музыку. Просмотр кукольных и драматических спектаклей, показанных детьми старшей и подготовительной групп и взрослыми. Поездки в театры города Красноярска. Познакомить родителей с методической литературой по театрализованной деятельности. Презентация проекта на родительском собрании, для внедрения в совместную работу. Оформления родительского уголка на тему: “Домашний театр”, “Наши праздники”.
На втором этапе мы привлекаем к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, карнавалы сказок, вечера развлечений, викторины).
На третьем этапе – заключительном, подводиться итог совместной работы – родители – дети – педагоги, проведение заключительного фестиваля творческих семейных театров и создание совместной книги “Театр в жизни ребенка”, где у каждого ребенка есть своя страничка.
Предполагаемые результаты:
№ |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. | Проведение театральных занятий: “Волшебный сундучок”, “Кто в нашем домике живет”. | Сентябрь |
Музыкальный руководитель, воспитатель. |
2. | Вечер развлечения “Сказки в гости к нам пришли”. | Октябрь |
Воспитатель, музыкальный руководитель. |
3. | Викторина “Мы любим сказки”. | Ноябрь |
Музыкальный руководитель, воспитатель. |
4. | Драматизация сказки “Айболит и воробей”. | Декабрь |
Воспитатель, музыкальный руководитель. |
5. | Инсценировка сказки “Телефон” К. Чуковского. | Январь |
Воспитатель, родители. |
6. | Кукольный спектакль “Какой чудесный день”. | Февраль |
Воспитатель, музыкальный руководитель. |
7. | Вечер развлечения “Сказки сами сочиняем” (творческая работа детей и родителей). | Март |
Родители. |
8. | Карнавал сказочных героев (дефиле костюмов и показ эпизода из сказки). | Апрель |
Воспитатель, музыкальный руководитель, родители. |
9. | Фестиваль семейных театров (совместное выступление детей и родителей). | Май |
Родители. |
10. | Посещение кукольного театра, театра музыкальной комедии, ТЮЗА. | В течение года |
Родители, воспитатели. |
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.
В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.
Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать свого малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект “Ребенок и театр” позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.