Совместный детско-взрослый творческий проект "Ребенок и театр"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вводная часть:

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий.

Благодаря сказкам ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Мы - воспитатели и музыкальный руководитель, на занятиях по театральному искусству, в детском саду, ставим задачи:

  1. Создать условия для творческой активности ребенка в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений).
  2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомство с устройством театра, театральными жанрами).
  3. Сопровождать каждый сказочный персонаж своей музыкой, которая помогает выразительности исполнения образа.

На театральных занятиях, проводимых индивидуально, с подгруппой детей, мы учим детей пантомиме, мимическим упражнениям, диалогическим сценкам.

Раскрытию творческих способностей детей в детском саду, к театральному искусству способствует и помещение-это музыкальный зал, с декорациями, атрибутами, с музыкой и театральный уголок в групповой комнате, с кукольным театром.

Во время занятий по театральному искусству мы учим детей исполнять не только положительные роли, но и отрицательные. Уметь выразить динамикой голоса, жестами, сказочный персонаж, представить своего героя, не только выразительным исполнением текста, но и пением.

Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке, (постановка спектаклей, опер, мюзиклов) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. И мы - педагоги помогаем детям, привлекая родителей в этот процесс. И тут у нас, педагогов, возникла идея создать и реализовать совместный детско - взрослый творческий проект “Ребенок и театр”.

Цель проекта:

Привлечение родителей и детей в совместную театрализованную деятельность.

Задачи и методы:

  1. Создание условий для творческой активности детей и родителей.
  2. Последовательное знакомство детей с видами театров.
  3. Совершенствование артистических навыков.
  4. Раскрепощение ребенка.
  5. Работа над речью и интонацией.
  6. Коллективные действия (в танцах, играх).
  7. Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

  1. Импровизационность.
  2. Гуманность.
  3. Систематизация занятий.
  4. Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Участники проекта:

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети средней группы, родители.

Вид проекта:

Творческий.

Длительность проекта:

Учебный год: сентябрь-май.

Реализация проекта включает три этапа:

Первый этап – Накопительный.

Второй этап – Творческий.

Третий этап – Результат.

На первом этапе педагоги детского сада знакомят детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями.

Работают над выразительностью речи, интонациями, пантомимических действий под музыку. Просмотр кукольных и драматических спектаклей, показанных детьми старшей и подготовительной групп и взрослыми. Поездки в театры города Красноярска. Познакомить родителей с методической литературой по театрализованной деятельности. Презентация проекта на родительском собрании, для внедрения в совместную работу. Оформления родительского уголка на тему: “Домашний театр”, “Наши праздники”.

На втором этапе мы привлекаем к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, карнавалы сказок, вечера развлечений, викторины).

На третьем этапе – заключительном, подводиться итог совместной работы – родители – дети – педагоги, проведение заключительного фестиваля творческих семейных театров и создание совместной книги “Театр в жизни ребенка”, где у каждого ребенка есть своя страничка.

Предполагаемые результаты:

  1. Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
  2. Получение детьми знаний о разновидностях театров (кукольный, драматический, оперный).
  3. Пополнение и активизация словаря детей, формирование выразительности исполнения художественного образа: мимика, пластика. Улучшится речевая память, научаться придумывать мини сказки.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1. Проведение театральных занятий: “Волшебный сундучок”, “Кто в нашем домике живет”.

Сентябрь

Музыкальный руководитель, воспитатель.
2. Вечер развлечения “Сказки в гости к нам пришли”.

Октябрь

Воспитатель, музыкальный руководитель.
3. Викторина “Мы любим сказки”.

Ноябрь

Музыкальный руководитель, воспитатель.
4. Драматизация сказки “Айболит и воробей”.

Декабрь

Воспитатель, музыкальный руководитель.
5. Инсценировка сказки “Телефон” К. Чуковского.

Январь

Воспитатель, родители.
6. Кукольный спектакль “Какой чудесный день”.

Февраль

Воспитатель, музыкальный руководитель.
7. Вечер развлечения “Сказки сами сочиняем” (творческая работа детей и родителей).

Март

Родители.
8. Карнавал сказочных героев (дефиле костюмов и показ эпизода из сказки).

Апрель

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
9. Фестиваль семейных театров (совместное выступление детей и родителей).

Май

Родители.
10. Посещение кукольного театра, театра музыкальной комедии, ТЮЗА.

В течение года

Родители, воспитатели.

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать свого малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект “Ребенок и театр” позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Приложение