Форма проведения: урок-экскурсия
Тип урока: комбинированный урок .
Программа: «Школа России».
Место проведение: вместе с классом учитель находится на рябиновой аллее в городском парке.
Время проведения: период золотой осени.
Цель экскурсии: понаблюдать за осенней рябинкой, в пределах города.
Задачи:
- формировать умения наблюдать за осенними изменениями в природе;
- воспитывать бережное отношение к родной природе.
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Подготовительная работа к экскурсии. Учитель изучает место экскурсии, объекты для изучения, проводит беседу о правилах поведения, технике безопасности.
ХОД ЭКСКУРСИИ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
1) Актуализация знаний учащихся
Вступительное слово учителя начинается сообщением темы экскурсии.
– Подумайте, кто сейчас будет нас встречать?
Летом одевается, а зимой раздевается. (Дерево).
– А как оно называется?
2) Словесная игра «Да – нет».
На вопросы учителя можно отвечать только
словами «да» или «нет».
Дети задают вопросы в логической
последовательности: «Это растение?» – «Да». –
«Дерево?» – «Нет». – «Кустарник?» – «Да». –
«Растет в лесу?» – «Нет». – «В городе?» – «Да». –
«А есть загадка?» – «Да».
Весной зеленело, летом загорало,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина).
– Мы сейчас с вами стоим рядом с рябинками.
Посмотрите на них. Почему на рябинках, так много
разноцветных листьев? Что с ними случилось?
Наверно они заболели. Живые ли они? (Нет, да)
– Потрогайте листочки, погладьте стволы
деревьев. Конечно, все рябинки живые.
– Присмотритесь: на стволе и веточках видны
малюсенькие дырочки, через них дерево дышит. Оно
живое. Осенью меняют цвет и отмирают только
листья, потому что день не такой длинный и стало
холодно.
– Сегодня мы узнаем много интересного о рябинке,
т. к. она пригласила нас к себе в гости.
3) Повторение
– Ребята, за чем же мы ходим в гости к природе?
(Чтобы услышать пение птиц, любоваться ее
красотой, насладиться свежим, душистым воздухом,
раскрыть новую загадку природы).
А кто помнит, как нужно вести себя в гостях?
Дети вспоминают правила поведения в природе.
1. Не шуми и не тревожь обитателей леса.
2. Не рви цветы, не ломай деревья.
3. Не оставляй мусор в лесу.
4. Не разжигай костры.
– Есть хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе, не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях».
III. Основная часть
– К рябине у нашего народа отношение особое. Она является символом России. Она является покровителем тех, кто родился с 21 января по17 февраля. О ней сложено много песен, стихотворений. А какие народные песни, стихи о рябине вы знаете? Приложение 1
Физкультминутка
– А теперь, выполним знакомые дыхательные
упражнения. Дышать нужно через нос.
«Часики». Стоя, ноги слегка расставлены, руки
опущены. Размахивания прямыми руками вперед и
назад, произносить «тик-так». Повторить 5 раз.
«Расти, как рябинка». Стойка, ноги вместе, руки
вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться,
подняться на носки – вдох; опустить руки вниз,
опуститься на всю ступню –выдох. Произнести
«у-х-х-х». Повторить 5 раз.
«Паровозик». Встать друг за другом и медленно,
проходя между рябинок, делать попеременные
круговые движения руками, приговаривая
«чух-чух-чух».
– Пока мы играли, слушали стихи, нам рябинки
приготовили задания. Выберите себе каждый по
рябинке и разойдитесь. Возле каждой рябинке
лежит пакет с заданием.
– А теперь, ребята, попробуйте ответить на
вопросы из карточек по группам.
1) Самостоятельная работа
Задание дается всем группам одновременно. Идет работа в группах (5 – 7 минут). После проверки работы каждой группы проводится игра.
Задание первой группе.
– Посмотрите и скажите, на что или на кого похожи рябинки?
Беседа по материалам наблюдений.
Ответы детей:
– Красные, как костер.
– Разноцветные, словно платок на плечи повесили,
как девицы.
– Сестрички в пестрых сарафанах.
– Старушка кривая «нагнулась, будто что-то ищет».
– Присмотритесь внимательнее, а чем все рябинки похожи? (Тонкие стволы, хрупкие, ветвистые, все тонконогие красавицы, как фотомодели, пестрые и т. д.).
– Действительно, рябина – рябая, значит пестрая. От нее даже в глазах рябит.
Задание второй группе.
– Рассмотрите листья рябины. Какого они цвета,
формы? Вспомните, какие слова используют поэты
при описании осенних листьев?
Беседа по материалам наблюдений.
Ответы детей: красные, желтые, бурые, золотистые, пятнистые, расписные и т.д.
Лист рябины очень сложный, похож на целую ветку с несколькими, расположенными друг против друга листочками. Каждый листочек с зубчиками и более овальный.
Конкурс «Самый лучший букет из рябиновых листьев».
2) Игра «Летят листья»
Дети двигаются по дорожке. По сигналу ведущего «Листья 2!». Дети встают парами и передвигаются до определенного сигнала. Подается новый сигнал «Листья 3!». Дети разбиваются на тройки и продолжают движение.
3) Игра «Осенний листопад»
В кучке листьев дети находят конверт, адресованный им. Когда его вскрыли, то обнаружили в нем письмо от рябинок. Они попросили рассказать им, что интересного они знают о рябине.
Беседа об осенней рябинке Приложение 2 (дополнительный материал дает учитель или подготовленный ученик)
– Научное название рябины означает «ловящая птиц». Уже с ранней осени тяжелые кисти круглых оранжевых и красных ягод привлекают к себе птиц. Древесина у рябины твердая, блестящая и очень ценная. Используется чаще всего для изготовления колес. Материалом для поделок служат засохшие ветви и корни деревьев.
Задание третьей группе.
– Рассмотрите ягоды рябины. Как вы думаете, почему так говорят, что осенняя рябинка похожа на новогоднюю елку?
Беседа по материалам наблюдений.
Ответы детей:
– Ягоды, как шарики на елке.
– А еще ягоды рябины похожи на маленькие яблочки,
ведь рябина и яблоня – деревья одного семейства.
Снизу у каждой ягодки рябины, словно вырезанное,
пятиконечное отверстие, издали кажущееся черной
точкой.
Оранжево-красные гроздья плодов остаются на
деревьях на всю зиму, так, как плоды собирают
после первых заморозков. Из них варят варенье,
делают начинки для конфет. Недаром говорят, в
сенокос горька, а в мороз сладка. Ягоды рябины
очень богаты витаминами и широко используют в
медицине. 23 сентября носит название – рябинник. В
этот день начинали сбор урожая рябины. Но не всю
рябину срывали, часть ягод дроздам да снегирям
оставляли.
– Как вы думаете, почему? (Для подкормки птиц).
– А как мы поступим, будем заготавливать для птиц
или оставим ее на деревьях? (Оставим, т. к.
ягодами рябины питаются многие животные: дрозды,
свиристели, снегири, вороны, лисицы, зайцы).
4) Игра «Скорый поезд»
Играют две команды. В 3–4 метрах от команды ставят рябиновые веточки. По команде игроки быстрым шагом направляются к веточкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д.
5) Игра «Гори, гори ясно»
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два, три,
Последняя пара беги.
Вспомнить пословицы, поговорки, приметы о рябинке.
Назовите быстро мне
Рябиновые приметы мои.
IV. Итог экскурсии
– Ну вот, мы и побывали в гостях у рябинки. Что
же интересного вы узнали?
– А на прощание она просит нас написать
сочинение – миниатюру «Мои наблюдения в осеннем
парке» и нарисовать ее осенних подружек.
– Давайте посмотрим друг на друга. Какой
подарок подарили нам всем рябинки? (Розовые,
румяные щечки).
– Почему? (Свежий воздух укрепляет здоровье, а
здоровый человек всегда красив).
– Поблагодарим рябинки за ту красоту и радость,
которыми они щедро поделились с нами.
Завершая экскурсию, учитель оценивает поведение детей в природе, благодарит их за помощь в работе.