Урок литературного чтения во 2-м классе на тему "Апрельские шутки". Н.Сладков

Разделы: Начальная школа


Тема: «Апрельские шутки». Н. Сладков.

Задачи урока:

  • воспитывать любовь к родной природе;
  • вырабатывать читательскую зоркость;
  • учить анализировать образ и составлять план характеристики,  выражать свое отношение к родной природе.

Оборудование: схемы, пословицы, иллюстрации о весне, рисунки учащихся на конкурс «Весна, весна красная...»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания и повторение изученного

– Какой раздел изучаем? («Весна, весна красная...»)
– Как называют весну поэты и писатели? (Весна красная. Весна – художник. Весна – утро года.)
– Какие пословицы о весне знаете?
– Что дарит нам весна? (Вдохновение)
– Благодаря вдохновению и написаны замечательные произведения о весне.

Работа в парах

Заполнить схему:

Авторы произведений о весне

– Стихотворение одного из этих авторов вы сегодня приготовили для выразительного чтения. (Чтение парами по учебнику или наизусть А. Барто «Апрель»)

Рубрика «Проба пера»

– А теперь послушайте стихотворения наших будущих поэтов. (Дети читают стихи собственного сочинения).

III. Работа над новым материалом

1) Анализ названия и жанра произведения

– Как понимаете выражение «Но весне не верьте»?
– Продолжим разговор о явлениях природы весной, описанных в произведении
Н. Сладкова «Апрельские шутки». Какие его произведения читали?
– О каких шутках поведает нам Сладков? (Открыть учебник на стр. 101)
– А можно,  не читая, определить жанр произведения.

2) Ознакомительное чтение уч-ся  и беседа  по содержанию.
– Каков же жанр этого произведения?
–  Определите вид сказки? (Научно-художественный)
– Какие факты (события) вымышленные? Реальные?
– Какая из пословиц раскрывает главную мысль сказки? (Приложение №1)

 (Сравнить с сегодняшним апрелем)

3) Создание образа Апреля через анализ произведения

– Какую шутку придумал апрель?
– Почему Апрель испугался?
– Как об этом говорится в книге? Прочитайте.
– Какой художественный прием использовал автор? (Олицетворение)
– Что можно сказать о словах испугался-перетрусил?  (Синонимы)
– О какой черте характера говорится? (Приложение №2)

– Найдите диалог! Зачитайте.
– Вы уверены, что это диалог? Что это?
– На самом деле он трусливый, бездумный?

Вывод: Характер и поступки его изменчивы, как сам апрель.

– С какой интонацией надо читать? (Ласковой, нежной, тревожной, просительной, доверительной)
– Прочесть так, чтобы птицы поверили Апрелю.
– Что значит с «первым апреля надул»? (Обманул)
– В каком значении оно употреблено? (В переносном)
– А как понимаете это слово в прямом значении?
– Как называются слова, которые одинаково произносятся, но имеют разные значения?
– Прочесть самостоятельно следующий абзац, найти цитату, в которой заключена основная мысль  («Ой, не твердое апрельское слово»)
– О какой черте характера Апреля это говорит? (Приложение №2)

– Почему появляются эти иллюстрации? (На доске иллюстрации с изображением юннатов, птиц, скворечников, дуплянок.  Приложение №3)
– Кто из вас пришел на помощь пернатым в непогоду?
– Помогают им ЮННАТЫ. Кто они? (Прочесть в учебнике на стр. 102)

Работа в парах

– Прочесть последний абзац и определить еще одно качество Апреля. (Приложение №2)

IV. Обобщение. Апрель был –

  • трусливый;
  • несерьезный;
  • деловой.

(Сравнить с погодой сейчас)

– Вот такой изменчивый, непостоянный
– Что составили? (План характеристики образа Апреля)
– Какой это план? (Словесный)
– Из каких слов состоит? (Ключевых)
– Какие еще знаете виды планов?  (Картинный, цитатный)
– Составьте картинный план, расположив иллюстрации в соответствии с содержанием. (На доску вывешиваются иллюстрации. Приложение №4.)

V. Рефлексия-самооценка

Дать оценку Апрелю. Оценить собственную деятельность.
– Какие открытия сделали на уроке?
– Чему научил вас урок?
– Кто доволен своей работой?
– Кто считает, что может работать лучше?
– Непостоянный месяц апрель, изменчивый, все бы ему шутить да обманывать, но весна входит в свои права.
– Вспомнить строчки; продолжить; назвать автора.

1) Зима недаром злится,
Прошла …

(Ф. Тютчев) 

2) Улыбкой ясною природа … (А. Пушкин)

4) Работа в тетради на печатной основе: стр. 66 №2

VI. Домашнее задание: стр. 101–103, цитатный план, пересказ; т.з. №1.