Тема: «Апрельские шутки». Н. Сладков.
Задачи урока:
- воспитывать любовь к родной природе;
- вырабатывать читательскую зоркость;
- учить анализировать образ и составлять план характеристики, выражать свое отношение к родной природе.
Оборудование: схемы, пословицы, иллюстрации о весне, рисунки учащихся на конкурс «Весна, весна красная...»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания и повторение изученного
– Какой раздел изучаем? («Весна, весна
красная...»)
– Как называют весну поэты и писатели? (Весна
красная. Весна – художник. Весна – утро года.)
– Какие пословицы о весне знаете?
– Что дарит нам весна? (Вдохновение)
– Благодаря вдохновению и написаны
замечательные произведения о весне.
Работа в парах
Заполнить схему:
Авторы произведений о весне
– Стихотворение одного из этих авторов вы сегодня приготовили для выразительного чтения. (Чтение парами по учебнику или наизусть А. Барто «Апрель»)
Рубрика «Проба пера»
– А теперь послушайте стихотворения наших будущих поэтов. (Дети читают стихи собственного сочинения).
III. Работа над новым материалом
1) Анализ названия и жанра произведения
– Как понимаете выражение «Но весне не верьте»?
– Продолжим разговор о явлениях природы весной,
описанных в произведении
Н. Сладкова «Апрельские шутки». Какие его
произведения читали?
– О каких шутках поведает нам Сладков? (Открыть
учебник на стр. 101)
– А можно, не читая, определить жанр
произведения.
2) Ознакомительное чтение уч-ся и беседа
по содержанию.
– Каков же жанр этого произведения?
– Определите вид сказки? (Научно-художественный)
– Какие факты (события) вымышленные? Реальные?
– Какая из пословиц раскрывает главную мысль
сказки? (Приложение №1)
(Сравнить с сегодняшним апрелем)
3) Создание образа Апреля через анализ произведения
– Какую шутку придумал апрель?
– Почему Апрель испугался?
– Как об этом говорится в книге? Прочитайте.
– Какой художественный прием использовал автор? (Олицетворение)
– Что можно сказать о словах
испугался-перетрусил? (Синонимы)
– О какой черте характера говорится? (Приложение
№2)
– Найдите диалог! Зачитайте.
– Вы уверены, что это диалог? Что это?
– На самом деле он трусливый, бездумный?
Вывод: Характер и поступки его изменчивы, как сам апрель.
– С какой интонацией надо читать? (Ласковой,
нежной, тревожной, просительной, доверительной)
– Прочесть так, чтобы птицы поверили Апрелю.
– Что значит с «первым апреля надул»? (Обманул)
– В каком значении оно употреблено? (В
переносном)
– А как понимаете это слово в прямом значении?
– Как называются слова, которые одинаково
произносятся, но имеют разные значения?
– Прочесть самостоятельно следующий абзац,
найти цитату, в которой заключена основная
мысль («Ой, не твердое апрельское слово»)
– О какой черте характера Апреля это говорит? (Приложение №2)
– Почему появляются эти иллюстрации? (На
доске иллюстрации с изображением юннатов, птиц,
скворечников, дуплянок. Приложение
№3)
– Кто из вас пришел на помощь пернатым в
непогоду?
– Помогают им ЮННАТЫ. Кто они? (Прочесть в
учебнике на стр. 102)
Работа в парах
– Прочесть последний абзац и определить еще одно качество Апреля. (Приложение №2)
IV. Обобщение. Апрель был –
- трусливый;
- несерьезный;
- деловой.
(Сравнить с погодой сейчас)
– Вот такой изменчивый, непостоянный
– Что составили? (План характеристики образа
Апреля)
– Какой это план? (Словесный)
– Из каких слов состоит? (Ключевых)
– Какие еще знаете виды планов? (Картинный,
цитатный)
– Составьте картинный план, расположив
иллюстрации в соответствии с содержанием. (На
доску вывешиваются иллюстрации. Приложение
№4.)
V. Рефлексия-самооценка
Дать оценку Апрелю. Оценить
собственную деятельность.
– Какие открытия сделали на уроке?
– Чему научил вас урок?
– Кто доволен своей работой?
– Кто считает, что может работать лучше?
– Непостоянный месяц апрель, изменчивый, все бы
ему шутить да обманывать, но весна входит в свои
права.
– Вспомнить строчки; продолжить; назвать автора.
1) Зима недаром злится,
Прошла …
(Ф. Тютчев)
2) Улыбкой ясною природа … (А. Пушкин)
4) Работа в тетради на печатной основе: стр. 66 №2
VI. Домашнее задание: стр. 101–103, цитатный план, пересказ; т.з. №1.