Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки с использованием ИКТ

Разделы: Русский язык


Проблемы профильного обучения сегодня все больше и больше занимают не только руководителей, но и педагогов школы. Что мы действительно хотим получить от введения профильного обучения? Будет ли такое обучение оправданным?

Такие вопросы постоянно вставали и перед нами, когда наша школа решила принять участие в районном эксперименте по внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения. Ведь необходимо обеспечить наших старшеклассников не просто набором предметов и знаний какого-либо направления, главное, не лишить их  целостного, полного образования. Ведь нельзя не согласиться, что при неумелом подходе к профильному обучению образование наших детей может оказаться однобоким, неполным.

В итоге при выборе профиля перед педагогами и администрацией школы встала задача: как выстроить предпрофильную подготовку и какой профиль выбрать? Как организовать деятельность школьника, чтобы была оптимальная удовлетворенность полученным образованием у наших выпускников? В нынешнем мире глобальных изменений необходим оптимальный переход к информационному обществу и адаптация людей к новой информационной среде. Необходимо, чтобы наш выпускник смог ориентироваться в этом море информации и умело выстраивал отношения с окружающим его миром.

Какими бы различными ни были потребности наших учеников, важно научить детей находить и использовать нужную информацию. В нашем динамическом мире каждому человеку важно уметь легко адаптироваться во «взрослой» жизни. При этом, какое бы образование не захотел получить ребенок после окончания школы, знания и умения, приобретенные в школе, должны ему пригодиться.

Основная функция курсов по выбору – профориентационная. Но кроме этого, на мой взгляд, необходимо, чтобы курсы по выбору помогали приобрести общие знания и умения, которые учащиеся не получат на уроках. Поэтому необходимо не только дать углубленные знания в соответствии с профилем, но и расширить кругозор ребенка, выходя за пределы школьной программы. Я думаю, со мной согласятся многие в том, что современный выпускник школы должен владеть не только теоретическими и практическими знаниями по предметам, но и обладать общечеловеческими ценностями.

В современном мире, который становится все более техническим, особое значение приобретает гуманитарное образование, которое помогает человеку эффективно организовывать свое поведение и выстраивать отношения с окружающими. Именно гуманитарное образование помогает человеку обрести умения самопознания, саморегуляции, самопрезентации, выстраивания позитивных отношений с предметным миром и с другими людьми.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение должны строиться на базе гуманитарного образования, иначе они будут направлены только на внешний результат. Гуманитарный подход в системе профильного образования основан на понимании всей глубины и сложности человеческой природы, на признании необходимости конкретно-индивидуального способа самопознания личности. Профильное обучение в школе без гуманитарной основы – это образование, направленное на социальное функционирование личности, на овладение внешними формами деятельности. В этом случае можно говорить об образованности без высокой культуры, о конкурентоспособности без духовно-нравственной опоры. Время же требует человекосообразного образования – такого, которое обеспечивает становление «человеческого в человеке».

Предпрофильная подготовка и профильное обучение должны ставить вопросы о нравственности человека, о его духовном саморазвитии, об ответственности за результаты своего труда. Идеи гуманитарности – это идеи человеческого подхода к решению разных проблем, конфликтов и противоречий.
Именно эту задачу я ставила для себя, создавая программы курсов по выбору «Искусство без границ», «Тексты разных жанров» и программу дополнительного образования «В мире театра».

Основной задачей курса «Искусство без границ» было заинтересовать ребенка, дать общие знания о современном искусстве, сформировать целостную картину мира. Данный курс не дает углубленных знаний в теории искусства. Но основным принципом построения данной программы является сравнение эпохи ХХ века с другими, так как ни один вид искусства не может существовать без связи с прошлыми направлениями в искусстве. На мой взгляд, в школах с негуманитарными профилями  обзорного курса достаточно для знакомства с современным искусством. Данный курс ведется мною три года. Дети активно включаются в работу, так как я использую активные формы работы: дискуссии, беседы, составление коллажей, анализ художественных произведений. По итогам работы оформляется выставка работ.

Природа гуманитарного образования сходна с природой искусства. Произведением искусства является текст, созданный на языке данного искусства. Текст выступает главным атрибутом гуманитарной культуры, направленной  на воплощение, утверждение и развитие человеческой духовности, ее формирование всеми доступными средствами. Гуманитарная подготовка старшеклассника к будущей профессиональной деятельности предполагает накопление опыта работы с текстом – его восприятия, понимания, создания. Данную задачу я пытаюсь решить через программу курса «Тексты разных жанров». Необходимо научить ребенка воспринимать тексты как целостные высказывания, различать виды и уровни текстов, создавать текст как ответ на «запрос». Считаю, что данный курс актуален еще и потому, что по окончании школы ребенку необходимо сдавать ЕГЭ, где проверяется умение школьника работать с текстом.

В этой связи особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества:

– формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;
– формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);
– развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;
– развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных  точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.

На уроках русского все эти задачи можно решить при работе с текстом.

Передо мной стал вопрос: как совместить на первый взгляд совсем не совместимые вещи: компьютеризацию и гуманизацию? Как привлечь внимание детей к такому «неинтересному» тексту?

Решение оказалось достаточно простым. Необходимо предложить ученику такой способ работы с учебным материалом, который будет ему интересен и  эффективен. Работой с учебником сейчас уже наверное трудно увлечь ребенка, а вот с электронным учебником – можно. На основе своей  программы курса по выбору «Тексты разных жанров» я попыталась создать электронное учебное пособие.

На данный момент в учебном пособии восемь глав (Текст как авторское высказывание, Художественный текст, Публицистический текст, Официально-деловой текст, Научный текст, Текст публичного выступления, Личное письмо, Моя жизнь – мой текст). В каждой главе есть Теория, Учебные задания, Основные понятия, Используемая литература. В стадии разработки Тесты по основным понятиям и теоретическому материалу. Необходимо отметить, что данное пособие является лишь вспомогательным материалом  и не в коей мере не  заменяет уроков, где ребенок учится правильно выстраивать свою устную речь.

Положительных моментов при организации работы с подобным учебным пособием достаточно много.

Во-первых, весь материал собран в одно пособие, нет необходимости к каждому занятию подбирать материал.

Во-вторых, учебным процессом может руководить как педагог, так и сам ученик, т.е. ребенок может сам для себя определять темп обучения (идет учет индивидуальных особенностей учащихся). Ребенок выбирает тот материал, с которым ему необходимо работать в данный период. Например, он может начать изучение темы с теории, предложенной в пособии, а может сначала попробовать свои силы на практике. Если у детей нет желания самостоятельно работать, то они выполняют эту работу под руководством педагога.

В-третьих, сокращается время для изучения материала практически вдвое.

В-четвертых, учитель в большей мере выполняет лишь контролирующую функцию. Кроме этого, с сильными учащимися можно организовать дистанционное обучение, те учащиеся отправляют выполненные задания на электронный адрес педагога. Чтобы выполнить задания, учащимся придется, так или иначе, изучить теоретический материал.

Данное пособие удобно в том, что его легко можно обновлять и пополнять любым материалом.

Подобная организация деятельности учащихся позволяет систематизировать и расширить те знания, которые дети получают на уроках русского языка. Дети учатся работать с предложенной информацией, отбирать и выделять главное.

Эффективность таких уроков намного выше, чем   у традиционных благодаря активной работе каждого ученика. Материалы данного курса можно использовать при подготовке к ЕГЭ в одиннадцатом классе.

Таким образом, гуманитарное образование является неотъемлемой частью любого профиля, так как способствует личностному развитию школьника, воспитывая человека духовно-нравственного, гуманитарно-развитого, способного выстраивать взаимоотношения с окружающими.