Цели:
- Познакомить учащихся с понятиями «природные богатства», «живые и неживые природные богатства», «силы природы».
- Рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Доскажите словечко и узнайте тему нашего урока.
– Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и лиса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это всё вокруг… (природа)
– Правильно, тема нашего урока «Богатство природы».
2. Работа по теме урока
– К нам в гости сегодня пришла героиня сказки.
– Скажите, как её зовут, и из какой сказки эта
девочка? (Красная шапочка)
– А кто написал эту сказку? (Шарль Перро)
- Какие сказки этого автора вы знаете? (Выставка
книг)
– Красная шапочка ещё не ходит в школу, и совсем не знает, что такое природа? Давайте ей поможем. (Природа это всё то, что нас окружает и не сделано руками человека.)
На доске рисунки разных предметов:
– Давайте выберем те, что относятся к природе.
– У нас остались ещё рисунки. Что можно про них
сказать?
Чтение и обсуждение текста на с. 29 учебника.
а) Чтение вслух цепочкой
б) Обсуждение прочитанного по вопросам:
– Кто помогал Колобку в его длинном пути от
ростка в поле до магазина?
– Без чьей помощи Колобок не смог бы стать
пшеничным ростком?
– Что дала природа зёрнышку?
– Откуда пришли к нам тетрадки, столы и стулья?
– Как появились у нас железные предметы? Бензин?
Стекло?
– Давайте сделаем вывод. Для этого нам нужно из
слов составить 2 предложения.
Вывод: предметы, частью, все, природы,
были.
богатства, люди, научились, природные,
использовать.
Выполнение задания «Найди соответствия».
– Какие отрасли сельского хозяйства вам уже
известны? (Хлеборобство, растениеводство,
животноводство.)
– Именно продукты этих отраслей представлены в
задании с. 30 учебника.
Рассмотрите картинки, и соедините стрелками
изображения животных и растений с теми
продуктами или материалами которые были
получены от этих животных или растений.
Беседа на тему «Разнообразие природы»
– Давайте повторим.
– Что такое природа?
– На какие 2 группы можно распределить все
предметы природы?
На доске
Живая природа |
Неживая природа |
Рисунки.
– Мы можем назвать это и немного по-другому. Живые
природные богатства и неживые природные
богатства. Ещё нам известно, что природа
сильна, иногда настолько, что превращается в
стихию. Но человек научился разумно использовать
силы природы. Какие силы природы вы знаете?
– Давайте прочитаем текст об использовании сил
природы человеком (учебник с. 30).
– Природные богатства очень разнообразны.
Давайте распределим их по группам.
На доске:
живые | неживые | силы |
природные | природные | природы |
богатства | богатства |
Распределить слова по столбикам таблицы: растения, почва, солнечный свет, животные, вода, течение рек, насекомые, воздух, ветер, птицы, запасы подземных кладовых.
Физкультминутка
Утром мушки проснулись
Улыбнулись, потянулись
Быстро сделали зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись
Лапки ставят на бочок,
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки!
Вот вы сейчас были мушками.
К какой природе можно отнести муху.
Приводят другие примеры к схеме.
3. Закрепление изученного
Игра «Что из чего сделано?»
– Проделайте путь от нефтебазы и завода
металлический изделий по разноцветным дорожкам
и узнайте, куда они вас приведут к каким
предметам и изделиям.
Свои ответы запишите в таблицу.
Что сделано из нефти? | Что сделано из железа? |
– Выполните задания: «Подумай, найди, подбери» (учебник с.32).
Найдите на рисунке все природные богатства и распределите по группам в таблицу:
живые | неживые | силы |
природные | природные | природы |
богатства | богатства |
Викторина «В гостях у природы»
Загадки овощевода и лесника детям.
Загадки
1) Какие это листья? (Берёза, клён, дуб.)
2) Под землёй птица гнездо свила, яйца снесла. (Картофель)
3) Сидит дед, во сто шуб одет
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
4) Одёжек много, а всё мёрзнет. (Капуста)
5) Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)
6) Сам алый сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
7) Стоит дуб, полон круп, шапочкой накрыт, гвоздиком прибит. (Мак)
8) Какие это птицы? (Синица, снегирь, ворона, ласточка.)
Сообщение «Снегирь»
Снегирь крупнее воробья. Обитает на севере. Зимой снегири перелетают к югу. В начале зимы его часто можно увидеть в наших садах и парках. Обратно на север снегири улетают в марте и в апреле. Птенцов высиживают в мае – июне. Питаются в основном семенами, почками, молодыми листьями и цветами.
9) На кусте вырос, по рукам прокатился, на зубах очутился. (Орех)
10) Глаза на рогах, домик на спине. (Улитка)
11) Какие это цветы? (Ландыш, одуванчик, ромашка.)
Сообщение «Ландыш»
Ландыш – ядовитое растение. Растёт в основном в
лесах. Многие народы почитали ландыш как символ
весны. Во французских деревьях и по сей день
первое майское воскресенье отмечают как
праздник ландышей. У нас ландыш всеобщий любимец.
Его соком девушки натирали щёки, чтобы быть
румяными. Выведены ландыши крупноцветные. Но
всех лучше – дикий ландыш, прелесть майского
леса.
Слово ландыш произошло от слова гладкий,
наверное, из – за гладких мягких листьев.
Используется в медицине при заболеваниях сердца.
Используется в парфюмерии.
Сообщение «Одуванчик»
Молодые листья одуванчика почти лишены горечи. Содержат много витаминов. Часто его называют эликсиром жизни. Широко используется в народной медицине. В пищу используют всё растение. Из молодых листьев делают салат.
Салат из одуванчика.
Листья одуванчика, лук, укроп, петрушка, варёное
яйцо, картофель, заправить сметаной или соусом
Бешамель.
Из бутонов готовят мёд. Из корней готовят
замечательный кофе. Чтобы удалить из листьев
горечь вымачивают в солёной воде 25 минут.
12) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик)
13) Сам мал, незаметно хожу, а много ношу. (Муравей)
14) Какие это грибы? (Белый гриб подосиновик).
15) Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка, Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
16) Не зверь, не птица,
Нос как спица.
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольёт. (Комар)
4. Подведение итогов
– Давайте, вспомним, как называется теме урока.
Чтение вывода с. 32 учебника
– Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Красная Шапочка принесла вам свои любимые конфеты « Красная Шапочка» и хочет вас угостить.
– Молодцы! (Поощрение конфетами)
Заключительное слово учителя.
ЧТО КРАСИВЕЕ ВСЕГО?
Да, вот так вопрос:
Ответить я сам
Не сумел на него
И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.
Деревья и Травы
Сказали в ответ:
– Да что же прекрасней
Чем солнечный свет?!
– Да что же прекрасней
Ночной темноты?!
Откликнулись совы,
Сычи и кроты…
– Леса! – отвечали мне
Волк и лиса.
Орёл свысока
Процедил: – Небеса!
– По-моему, море! –
Ответил Дельфин.
– Мой хвост, без сомнения! –
Крикнул Павлин
Спрошу мотылька –
Отвечает: – Цветок!
Спрошу у Цветка –
Говорит: – Мотылёк! –
Кто славит поля,
Кто полярные льды,
Кто горы, кто – степь,
Кто мерцанье звезды…
А мне показалось,
Что все они правы.
Все. Звери и птицы,
Деревья и Травы…
И я не отвечу
На трудный вопрос:
«Что красивей всего?»