Урок русского языка с использованием ИКТ по теме "Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1 склонения

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать представление учащихся о единообразии правописания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1 склонения.
  • Повторить правописание безударных гласных, склонение и падежи имен существительных.
  • Воспитывать самостоятельность и самоконтроль.

Суть инновации: урок проводится с использованием ИКТ.

Оборудование: компьютеры.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Повторяет правила работы на компьютере:

  1. сидеть от монитора на расстоянии вытянутой руки;
  2. смотреть на монитор только при выполнении заданий;
  3. если что-то надо спросить, поставь кубик на монитор;
  4. после выполнения задания повернуться лицом к учителю.

У. Итак, мы повторили правила работы на компьютере. Переходим к теме урока.

Приложение.

II. Постановка целей и задач:

У. Тема урока у вас на компьютере. (Читают дети.) "Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1 склонения".

У. Чему будем учиться? (Ответы детей).

У. Сегодня вы научитесь правильно писать окончания имен существительных 1 склонения, закрепите знания о правописании безударных гласных, о склонении и падежах имен существительных. В роли Почемучки буду выступать я, а помогать нам будет Компьютер Иванович.

III. Повторение изученного материала:

1. Сказка-беседа о правописании безударных гласных.

У.Однажды в прекрасную страну Углас прилетел Злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы.

У. Сколько их?

Д. Десять.

У. Назовите.

Д. А., о, и, е, ё, я, у, ы, э, ю.

У. Их то и заколдовал Злой волшебник. Да так, что они стали друг на друга похожими. Буква "о" стала походить на "а", "е" - на "и", "и" - на "е". Сделал колдун свое злое дело и исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только волшебник Доброе ударение мог помочь. Но он не успел. Только букве "е" смог помочь. Ему удалось всего один раз ударить в ладоши над головой "е", и она навсегда стала ударной. А что делать с остальными?

У. Почему происходит такая путаница?

Д. Произношение гласных часто не совпадает с их написанием.

У. Какие гласные надо проверять?

Д. А, о, и, е, я.

У. Какие не надо проверять?

Д. У, ы, э, ю.

2. Упражнения в правописании безударных гласных.

Работа на компьютере.

У. Сейчас будете выполнять задание, в котором потребуются эти знания. Повернитесь к мониторам. Прочитайте задание. Подумайте, по какому принципу подобраны слова, и какое из них лишнее? В каждой строке перенесите цифру, соответствующую лишнему слову.

Задание 1. (См. Приложение, лист 2.).

Найди лишнее слово.

Сова часы чтец молчать

Сырок трава кричать тонуть

Вода ходить ядро кусты

У. Проверка. Комментируют дети.

Д. В первой строке лишнее слово "чтец", т.к. гласная стоит под ударением и ее проверять не надо.

- Во второй строке лишнее слово "сырок", т.к. гласную "ы" проверять не надо потому, что звук совпадает с написанием, а гласная "а" стоит под ударением.

- В третьей строке лишнее слово "кусты", т.к. гласную букву "у" проверять не надо потому, что звук совпадает с написанием.

У. Итак, мы установили, что не надо проверять гласную, если она стоит под ударением, а также гласные у, ы, э, ю, т. к. их произношение совпадает с написанием.

У. А как проверить безударную гласную?

Д. (Хором). Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо слово изменить так, чтобы она стала ударной.

У. Приведите примеры.

Д. Пой - поют, корм - кормушка, воды - вода.

У.Сейчас вам предстоит применить это правило при выполнении второго задания. Повернитесь к мониторам и внимательно прочитайте задание.

Задание 2. (См. Приложение, лист 3.).

Помоги ёжику.

  • н.чной -
  • пос.дил -
  • д.леко -
  • ук.лоть -
  • ч.совщик -
  • под.рить -
  • к.рмушка -
  • гл.за -

У. Перенесите яблоки с гласной буквой "а" к словам, в которых пишется буква "а".

При правильном выполнении у вас с дерева должны исчезнуть все яблоки и появиться около слов с пропущенной гласной "а".

У. Итак, в каких словах пишется безударная гласная "а"?

Д. Посадил, т.к. проверочное слово посадка, далеко - даль, часовщик - час, подарил - подарок, глаза - глаз.

У. Встаньте, кто выполнил задание без ошибок. Молодцы! Садитесь.

- Как называются слова, которыми вы проверяли безударные гласные?

Д. Проверочными.

У. Сейчас вам предстоит определить, какие слова нуждаются в проверке, а какие являются проверочными.

- Какие слова называются проверяемыми, а какие проверочными? (Ответы детей).

- Повернитесь к мониторам и приготовьтесь выполнять третье задание.

Задание 3. (См. Приложение, лист 4).

Найди проверочное слово.

гр.бница гр.бной гр.б -
л.нивый л.нь л.нтяй -
м.д м.довый м.док -

У. Сначала вставьте пропущенные буквы, а затем цифрой (перенесите) укажите проверочное слово.

Дети самостоятельно выполняют задание, затем доказывают свой выбор.

- В первой строке в словах вставляем букву "и", проверочное слово гриб, переносим цифру 3.

- Во второй строке в словах вставляем букву "е", проверочное слово лень, переносим цифру 2.

- В третьей строке в словах вставляем букву "е", проверочное слово мед, переносим цифру 1.

IV. Физминутка

V. Подготовка к изучению нового материала.

У. Что еще нужно знать, чтобы правильно писать слова с безударной гласной?

Д. В какой части слова стоит безударная гласная.

У. Где еще, кроме корня, может стоять безударная гласная?

Д. В приставке, суффиксе, окончании.

У. В какой части слова безударную гласную нужно проверять, а в какой - нет?

Д. Безударная гласная может стоять в любой части слова, а проверяется только в корне.

У. Повернитесь к мониторам. Сейчас вы будете выполнять задание, в котором нужно сначала вставить пропущенные буквы, а затем указать, в какой части слова стоит безударная гласная.

Задание 4. (См. Приложение, лист 5).

Вставь пропущенные буквы, укажи, в какой части слова она находится.

Закр...чал - 1 - корень

Мал:нький - 2 - приставка

П:бежал - 3 - окончание

В деревн: - 4 - суффикс

У. Проверка. Скажите, почему вставили именно эти буквы? Как проверили? В каких частях слова они стоят? В какой части слова проверяется безударная гласная, а в какой части слова безударная гласная не проверяется и ее надо запомнить? (Ответы детей).

У. С какими трудностями встретились при выполнении задания?

Д. Правописание безударной гласной в окончании слова "в деревн(и/е)".

У. Над этим и будем сегодня работать.

VI. Изучение нового материала.

1. Определение склонения имен существительных

У. К какому склонению относится слово "деревня"?.

Д. Слово "деревня" женского рода, имеет окончание "я", значит 1 склонение.

У. Сколько склонений имеют имена существительные?

Д. 3 склонения.

У. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Ответы детей).

- Сейчас поиграем в игру "Будь внимательным!" Я буду называть имена существительные, а вы будете определять склонение. Если имя существительное 1 склонения хлопните в ладоши 1 раз, если 2 склонения - 2 раза, 3 склонения - 3 раза. (Слова: дочка, дочь, печка, печь, дядя, сердце, Ваня, Иван, Саша, Андрей, Геннадий Васильевич).

У. Как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже?

Д. Надо имя существительное перевести в начальную форму, по роду и окончанию определить склонение.

У. Определите склонение имен существительных: к дому, в новеньком портфеле, из школы, на площади. (Ответы детей).

У. Мы повторили склонение имен существительных. Повернитесь к мониторам, сейчас вам предстоит определить склонение имен существительных. Вы должны будете подняться по лестнице склонения и указать цифрами 1, 2, 3 склонение имен существительных.

Задание 5. (См. Приложение, лист 6).

Лестница склонения.

У. Докажите правильность своего выбора. (Ответы детей).

- Итак, мы повторили склонение имен существительных.

2. Определение падежей имен существительных.

У. Скажите, в каком падеже стоит слово "в деревне"?

Д. Подставляем вопрос где? в деревне, значит, слово стоит в предложном падеже.

У. Сколько в русском языке падежей имен существительных? Назовите их. (Дети проговаривают хором названия падежей).

У. А сейчас поиграем в игру "Не зевай!".

  • Назовите соседей Р.п., Т.п.
  • Какой падеж не имеет предлога? (И.п.).
  • Какой падеж всегда имеет предлог? (П.п.).
  • Какой падеж имеет два предлога? Какие? (Д.п. к, по).
  • Как определить падеж имени существительного? (Ответы детей).

3. Игра "Определи падеж".

  • резьба по дереву (Д.п.)
  • написать в тетрадь (В.п.)
  • замерзнуть от холода (Р.п.)
  • есть ложкой (Т.п.)
  • гулять в парке (П.п.)

4. Склонение имен существительных.

У. Итак, мы повторили падежи. А теперь скажите, что значит просклонять имя существительное?

Д. Просклонять имя существительное, это значит изменить окончания по падежам.

5. Работа на компьютере.

У. Просклоняйте имя существительное "деревня".

Задание 6. (См. Приложение, лист 7).

Восстанови пропуски.

  • И. что? земл. что? деревн.
  • Р. чего? земл. чего? деревн.
  • Д. чему? земл. чему? деревн.
  • В. что? земл. что? деревн.
  • Т. чем? земл. чем? деревн.
  • П.о чём? о земл. о чём? о деревн.

Дети самостоятельно выполняют задание, допечатывают окончания.

У. С какими трудностями встретились при склонении слова "деревня"?

Д. В правописании окончаний в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

У. Давайте разбираться. К какому склонению относится имя существительное "деревня"?

Д. К 1 склонению.

У. На какую часть слова падает ударение? (Ответы детей).

- Ударное или безударное окончание? (Ответы детей).

- Можно ли в данном случае применить правило о правописании безударных гласных?

В ходе обсуждения дети подводятся к пониманию того, что можно подобрать проверочное слово - имя существительное с ударным окончанием.

- Проверим это на практике. Просклоняйте имя существительное "земля". (Дети выполняют задание).

- Сравните окончания Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. в словах "деревня" и "земля".

- Что заметили?

Д. Окончания одинаковые.

У. Допечатайте окончания Р.п. - и, Д.п. - е, Т.п. - ей и П.п. - е.

5. Обобщение.

У. Запомните! Имена существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные окончания. (Хоровое и индивидуальное проговаривание).

Р.п. - И

Д.п. - Е

Т.п. - ЕЙ

П.п.- Е

У. Мы просклоняли имена существительные с мягкой основой, а теперь необходимо проверить данное правило на склонении имен существительных с твердой основой.

6. Работа на компьютере.

Задание 7. (См. Приложение, лист 8).

Допечатай окончания имени существительного "вода".

И.п. что? вод.

Р.п. чего? вод.

Д.п. чему? вод.

В.п. что? вод.

Т.п. чем? вод.

П.п. о чем? о вод.

У. Какое окончание имеет имя существительное "вода" в творительном падеже? (ой).

7. Составление Памятки - алгоритма правописания безударных окончаний имен существительных 1 склонения:

Поставь ударение.

Переведи слово в начальную форму.

Определи склонение.

Поставь слова "земля" или "вода" в ту же форму. Сравни окончания.

VII. Физминутка.

VIII. Первичное закрепление.

У. А теперь давайте определим, какое окончание надо писать в словосочетании "по узкой дорожк(и/е)".

Д.

  1. Ставлю ударение в слове по дорожк (и/е). Окончание безударное.
  2. Начальная форма - по дорожк(и/е), (что?) дорожка.
  3. 1 склонение, твердая основа.
  4. Поставлю слово "вода" в ту же форму: по воде. У слова "по воде" окончание "е", значит в слове "по дорожке" будет такое же окончание.

IX. Закрепление. Самостоятельная работа.

Работа на компьютере.

Задание 8. (См. Приложение, лист 9).

Восстанови пропуски.

Подумай Объясни Проверь Напиши
Сидеть на скамейк. :скл. :п. :::::.. Сидеть на скамейк..
поехать к дедушк. : скл. :п. ::::: поехать к дедушк.
написать тёт. : скл. :п. ::::: написать тёт.
от корк. до корк. : скл. : п. ::::: от кор. до корк.

У. В графе "Объясни" впечатай склонение и падеж, в графе "Проверь" - проверочные слова "земля" или "вода" в том же падеже, в графе "Напиши" - окончание.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Проверка. Дети объясняют свой выбор.

Задание 9. (См. Приложение, лист 10).

Допечатай окончания имён существительных.

Без букваря и без грамматик: не научишься и математик:

У. Проверка. Какие окончания надо допечатать? Почему?

- Объясните смысл пословицы.

X. Итог урока.

Работа на компьютере.

Дети самостоятельно впечатывают окончания Р.п., Д.п., П.п.

У. Итак, какие окончания имеют имена существительные 1 склонения в родительном, дательном и предложном падежах? (Ответы детей).

- Как проверить безударное окончание имени существительного 1 склонения? (Ответы детей).

XI. Домашнее задание.

Выписать из учебника "Родная речь" 3 предложения с именами существительными 1 склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Запомнить алгоритм написания безударных окончаний имен существительных 1 склонения.

Урок окончен. Спасибо!