1.Эпиграф к уроку
(Дети хором читают на доске)
Котенок вырастет кошкой
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую ж, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их мамы и папы
Не знают, Кем станут
Кем вырастут дети.
Учитель:
– От кого зависит, кем вырастут дети?
Дети:
– От воспитания, от них самих.
2. Учитель:
– Давайте прочитаем пословицы:
– К худой жизни не привыкнешь.
– Привычка вторая натура.
– На привычку есть отвычка.
– Привычка браниться – никуда не годится.
По привычке живется, а отвыкнешь – помрешь!
Учитель:
– Ребята как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь не уроке?
Дети:
– О привычках.
Учитель:
– Что такое привычка?
(Ответы детей)
Учитель:
– Составитель великого толкового словаря Иван Даль дал такое определение: привычка – это что усвоено, принято человеком по опыту, по частому повторению.
Сложившийся способ поведения, который приобретает характер потребности.
3. Учитель:
– Какие бывают привычки?
(Ответы детей: вредные, хорошие…)
– В природе всегда противоположности зло-добро трудно бороться…
4. Учитель:
– Вспомните, в каких сказках хорошие привычки помогали героям, изменяли их жизнь.
Дети вспоминают сказки:
– Наф-Наф – обстоятельный строил дом, доводил дело до конца.
– Дочь – падчерица (“Морозко”, “12 месяцев”, “Золушка”) труд для всех и доброта.
– Иванушка – братья. Иван привык надеяться на себя, трудиться.
– Герда “Снежная Королева” не хныкать, надеяться на себя, привыкла слушать людей, доводить дело до конца.
Учитель:
– Когда плохие привычки страшно портили жизнь героям, и их окружающим.
Дети вспоминают сказки:
– Круть и Верть – безделье (мышата)
– Шапокляк – делать гадости.
– Волк – даром получать от всех, хамство, злоба.
– Незнайка – из-за лени попадал в разные истории.
– Стрекоза (басня И. Крылова) – привычка к безделью, праздности, пустому веселью.
5. Учитель:
– Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
– Дома я вас просила найти в детской литературе как высмеивают вредные привычки поэты. Стихотворным языком это сделать сложнее.
Ответы детей:
1) Грязнуля “Мойдодыр” К.И. Чуковский. “Девочка чумазая” А. Барто.
а) Учитель читает стихи о грязнуле.
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи, столько ссадин,
Мы на шее лук посадим,
Репу на ладошках,
На щеках картошку,
На носу морковь взойдет –
Будет целый огород!
б) Учитель загадывает загадки:
Гладко, душисто
Моет чисто.
Нужно, чтобы
У каждого было.
(Мыло)
Костяная стенка,
На брюшке щетинка
По частоколу прыгал,
Всю грязь повыгнал.
(Зубная щетка)
Зубаст, а не кусается,
Как он называется?
(Гребешок)
2) Неряха “Федорино горе” К.И. Чуковский.
Учитель:
– Я тоже нашла про неряху, вспомним В. Маяковского:
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему
Федю Баратова
И Федя увидел неряху лохматого.
(Зеркало)
- Каприза “Рева” А. Барто.
- Грубость “Любочка” А. Барто.
- Безделье “Про Петю” С. Михалков.
- Не верить “Про Фому” С. Михалков.
- Модничать “Модница” А. Барто.
- Притворство “Инфлюэнца-лодырит” С.Я. Маршак.
Учитель: Привычка не спешить, все делать медленно и нигде не поспевать.
Девочка – копуша
Час жевала грушу,
Два – умывалась,
Три – вытиралась,
Утром завтракать пошла,
Только к вечеру пришла!
Учитель:
– Ребята, давайте споем песню, где мальчик тоже не торопился.
Песня “С понедельника возьмусь” (В. Шаинский – Ю. Энтин)
6.
Учитель:
– Ребята, а разве поэты о хороших привычках не писали?
Дети вспоминают:
В. Маяковский “что такое хорошо и что такое плохо?”
Если мальчик любит мыло
И зубной порошок ...
(Дети продолжают)
Этот чистит валенки,
Моет сам галоши…
(Дети продолжают)
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик...
(Дети продолжают)
Этот хоть и сам с вершок
Спорит с грозной птицей…
(Дети продолжают)
Этот вот кричит
– Не трожь! Тех, кто меньше ростом…
(Дети продолжают)
Помни это каждый сын,
Знай любой ребенок…
(Дети продолжают)
7.
Учитель:
– Вернемся к началу урока. (к эпиграфу)
(Дети читают хором)
И даже их мамы и папы
Не знают, Кем станут
Кем вырастут дети?
Учитель:
– Сейчас у вас сигнальные кружки.
- Больше вредных привычек – красный кружок.
- Хороших и плохих привычек поровну – желтый кружок.
- Больше хороших привычек – зеленый кружок.
– Ребята, сами для себя какой бы вы выбрали кружок? Решать и выбирать вам…
8.
Учитель:
-Я хочу рассказать вам притчу:
Очень давно жили два мудреца. Слава о них шла по всему миру. Но один мудрец очень завидовал другому. Он решил придумать такой вопрос, чтобы все жители усомнились в мудрости второго мудреца. Возьму бабочку в ладони, решил мудрец и скажу: “О великий мудрец, в моих руках бабочка. Скажи, живая она или мертвая?”
Если Мудрец ответит, что живая, я сожму ладони и раздавлю бабочку, а если скажет, что мертвая – выпущу её из рук, и все увидят какой он “Мудрец”.
Люди собрались на площади, и Мудрец задал свой вопрос другому Мудрецу:
– О великий мудрец, в моих руках бабочка. Скажи, живая она или мертвая?
Мудрец помолчал, а затем коротко произнес:
– Все в твоих руках!…
Когда учитель рассказывает притчу, он держит в ладонях бабочку, затем раскрывает ладони, бабочку на магните сажает на доску. На доске рисунки – цветные иллюстрации героев литературных произведений. На левой стороне – плохие привычки. На правой стороне – хорошие. Посередине – бабочка.
Учитель делает вывод:
– Каждый в жизни выбирает свой путь.
Посеешь привычку, пожнешь – характер.
Посеешь характер, пожнешь – судьбу.
Ребята, все в ваших руках!