Тема: Принятие христианства в Хакасии.
Цель: познакомить учащихся с христианизацией хакасов и сравнить с крещением у славян.
Задачи:
- Показать учащимся, что распространение христианства способствовало сплочению хакасского народа и формированию хакасской нации.
- Сформировать у учащихся представления о значительной роли церкви в распространении грамоты среди коренного населения.
- Воспитывать у учащихся интерес к истории родного края.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Методы работы: словесно-наглядные, проблемно-поисковые.
Оборудование: карта Хакасии, схемы слов, рисунки детей, книга А. Н. Гладышевского «К истории христианства в Хакасии»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Хакасия! Мой край родной!
Повсюду ты со мной!
Белые горы, леса и озёра,
Курганы, шаманы и песни Хайджи –
Всё это ты!
(Автор Чебодаева Даша, 4 класс.)
2. Повторение
Учитель: Какое событие произошло на Руси в Х веке?
Дети: Крещение славян.
Учитель: Сегодня поговорим о крещении хакасов и сравним с крещением славян.
Карта Хакасии (рисунок №1)
Учитель: В XVIII веке Хакасия была отсталой окраиной России. Она входила в состав Енисейской губернии. Здесь жили родственные племена, именуемые в официальных документах инородцами. Общее наименование – хакасы. Назовите эти племена.
На доску вывешиваются карточки слов: Енисейская губерня, качинцы, сагайцы, бельтыры, койбалы, кызыльцы, инородцы.
– Коренное население Енисейской губернии делилось на 3 разряда. Назовите их.
На доску карточки слов: осёдлые, кочевые, бродячие
Учитель: К какому разряду относились
хакасы? (Кочевые)
Учитель: Разнообразие природных
условий Хакасско-Минусинского края определяло и
разновидность хозяйства отдельных племён.
Назовите ведущие виды хозяйства коренного
населения.
Дети: Скотоводство, коневодство.
Учитель: С развитием земледелия кочевой
образ жизни постепенно сменялся полукочевым. В Х
веке славяне приняли христианскую веру. Кто
княжил в это время на Руси?
Дети: Князь Владимир.
3. Знакомство с новым материалом (работа в группах)
(Далее даны восстановленные ответы детей на задания работы в группах).
1 группа думает над вопросом: Чему поклонялись славяне на Руси?
Дети: Славяне были язычниками, верили,
что богов много. Одни боги, думали славяне добрые
боги. Они любят людей. Другие боги – злые и делают
человеку много вреда. Солнце славяне называли
добрым богом, оно давало тепло и урожай людям.
Гремел гром на небе, сверкали молнии, страшно
становилось человеку!
Славяне думали, что за тучами прячется сердитый
бог Перун, который за что-нибудь гневается на
людей. Этого бога славяне боялись. Славяне своим
богам ставили деревянные или каменные
изображения – идолы. (Рисунки детей, идолы).
2 группа думает над вопросом: Какую веру своих предков исповедовали хакасы?
Дети: Шаманизм. Люди обращались к шаману чаще всего как к лекарю, но могли попросить его покамлать о пропаже скота, будет ли удачным промысел на охоте и т. д.
На доску вывешиваются карточки слов: Идолы Шаманизм
Учитель: Назовите характерные черты
шаманизма?
Дети: Жертвоприношение. Приносили к
каменным идолам кушанья, питьё, приводили овец.
Таким образом, люди задабривали своих богов.
Учитель: Было это у славян?
Дети: Славяне думали, что за тучами
прячется сердитый бог Перун, который за
что-нибудь
гневается на людей. Этого бога славяне очень
боялись и приносили ему разные жертвы, чтобы он
был добрее к людям.
На доску вывешиваются карточки слов: жертвоприношение жертвоприношение
Учитель: Характерными чертами
шаманизма являлись представления о
сверхъестественном общении шаманов с духами,
населяющими верхний, средний и нижний миры.
К наиболее распространённым культам шаманизма
относились: От Ине – мать хозяйка огня, Умай
– божество, охраняющее материнство и
младенчество, Бай Кызын – богатая
берёза, символизирующая кровное родство; ствол –
род, ветви – семьи, листья – люди, члены рода. Тёсы
– многочисленные овеществлённые
духи. Иэыхи – освящённые домашние
животные – охранители стад.
Активное участие население принимало в родовых и
территориальных таихах, поклонениях
с жертвоприношениями: Тигыр таих – небу,
Таг – таих – горам, Суг – таих – воде
и земле. После поклонения и
жертвоприношения устраивались общие трапезы.
Таихи обычно проводились раз в три года, хотя
периодичность строго не соблюдались. Таихи
являлись своеобразными праздниками, когда
сородичи в условиях кочевой жизни могли
встретиться и обменяться друг с другом житейской
информацией.
На доску вывешиваются карточки хакасских слов.
3 группа думает над вопросом: Как происходило крещение на Руси?
Дети: Князь Владимир послал в
различные страны послов, посмотреть, как другие
народы молятся своим богам, и расскажут, какая
вера лучше.
Послам понравилась греческая вера. Княгиня Ольга
(бабушка князя Владимира) приняла греческую веру.
Послушался князь Владимир своей дружины и
захотел креститься в греческую веру.
На доску вывешиваются карточки слов слов: крестился, князь Владимир, крестил дружину, детей, родственников
4. Физминутка (под музыку хакасского инструмента – чатхан)
Зазвучал среди Саян звонкой песнею чатхан.
Пей айран, да не скучай.
Праздник с радостью встречай.
Что за парни – удальцы – и атлеты, и борцы!
Ведь того, кто победит,
Праздник славой наградит.
В танцах девушки легки
И изящны, как жарки.
Ноги сами в пляс идут
Нет прекраснее минут!
Учитель: В начале XVIII века в Хакасии
появились миссионеры, и начался процесс
христианизации её населения. Начало
распространения христианства в Хакасии – 1771 год.
– Кто такие миссионеры? (Мнения детей)
Учитель: Миссионеры – это люди,
распространяющие своё вероисповедание среди
инаковерующих. Миссионерскую деятельность тогда
на территории Хакасии осуществляли
священнослужители. Появление их было
эпизодическим и малоэффективным. Главной
задачей священников – обращение инородцев,
исповедующих шаманизм в христианскую веру. Со
временем священники всё больше убеждались, что
для более успешной миссионерской деятельности
им необходимо изучать местные обычаи и нравы.
– Добровольное было крещение у славян?
Дети: Нет. Князь Владимир пришёл в
Киев, он повелел опрокинуть идолы –
одни велел изрубить, а другие предать огню. А на
их месте срубить церкви и определять в них
попов и приводить людей на крещение по всем
городам и сёлам.
4 группа думает над вопросом: Добровольное было крещение у хакасов?
Дети: Нет. При отсутствии
желающих добровольно принять крещение,
миссионеры прибегали к принудительным мерам.
Власти с миссионерами, провоцировали по
какому-либо поводу конфликтную ситуацию,
виновным грозил суд, при согласии принять
крещение следовало великодушное поощрение,
виновным грозил
суд, при согласии принять крещение следовало
великодушное поощрение. Использовались и
поощрительные меры: льготы, деньги, подарки; но и
они оказывались малодейственными.
На доску карточки слов: насильственное.
5 группа думает над вопросом: Что положительного внесло крещение у славян?
Дети: Открылись начальные школы при церкви, появилась письменность, стало развиваться искусство. Что положительного внесло крещение у хакасов?
Дети:
1. Появились первые печатные
богословские тексты на местном диалекте.
Богослужение на родном наречии делало его более
доступным и понятным.
2. Инородцы многому научились у русских:
земледельческой культуре, пчеловодству,
разведению домашней птицы, строительству изб.
Взаимоотношения домашней птицы, строительству
изб. Взаимоотношения охватили области и народной
культуры.
3. Особо значительна роль церкви в
распространении грамоты, в открытии
церковно-приходских школ, а переводы
священниками религиозных текстов на местное
наречие и первые на нём печатные богословские
издания стали важным звеном для создания
хакасской письменности.
На доску вывешиваются карточки слов: искусство, письменность, приходские начальные школы.
Учитель: Красноярский золотопредприниматель П. И. Кузнецов отдал под школу один из своих домов. Родовой сход определил расходы на содержание школы. Школа начала свой первый учебный год 10 января 1869 года. В ней обучалось семь человек: четыре хакаса и два русских мальчика и одна девочка. Главным препятствием в распространении православия миссионеры считали шаманов – служителями дьявола. Они подвергались преследованиям и гонениям, у них отбирались бубны, уничтожались различные шаманские атрибуты. В XIX веке появились из инородческой среды (хакасов) свои священники.
Портрет Василия Катанова (рисунок №2)
– Где образовался первый приход?
Дети: Первый инородческий приход
образовался самостоятельно в 1770 году.
Построенная церковь представляла собой
небольшое деревянное здание, представляла собой
небольшое деревянное здание, церковный приют
состоял из священника, дьячка и пономаря.
Но в ночь на 16 апреля 1831 года в церкви по не
установленной причине произошёл пожар.
Строительство новой, большой каменной церкви
затянулся на ряд лет и завершился в 1851 году.
Рисунок церкви в Аскизе. портрет Катанова с детьми.
Учитель: В каком году было крещение славян? В каком году было крещение хакасов?
На доску карточки слов: 1988 год, 1771 год.
Учитель: Практически всё русское население, проживающее в Хакасии в XVIII веке, владело местным наречием. Совместное обучение русских и инородческих детей в школах, смешанные браки – всё это создавало дружественные межнациональные отношения. Процесс христианизации в Хакасии шёл сложно и противоречиво. Фактически хакасы были двуеверами, что нашло отражение в духовной и материальной культуре народа. Столетия совместного проживания хакасов и русских привели к формированию хакасской нации.
Итог урока: Что интересного для себя вы уносите с этого урока?