«Если…хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины.
Призовите к участию осязание, обоняние, вкус… При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения…вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая – третью и т.д.».К.Д. Ушинский
Память – это запоминание, сохранение и
последующее воспроизведение человеком своего
опыта. У детей с недоразвитием интеллекта
страдают все процессы памяти.
Педагог должен подсказать детям наиболее
целесообразные приёмы заучивания и припоминания
учебного материала, помочь им сформировать эти
сложные навыки. Запоминание материала зависит от
поставленной перед ребенком задачи, от их
собственной активности (Б.И. Пинский, П.Н.
Зинченко) и предварительной инструкции (Г.М.
Дульнев). Необходимо учитывать принцип
разнообразия при повторении учебного материала
(Х.С. Замский).
Цель работы: Коррекция памяти через опору на речевые тренажеры у детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием, активация процессов памяти.
Задачи: научить ребенка запоминать, удерживать в памяти, припоминать, воспроизводить учебный материал.
Реализация этих задач позволит более успешно подготовить дошкольников с интеллектуальной недостаточностью к предстоящей учебной деятельности в школе.
В начале XX века были широко распространены методы механической тренировки памяти под названием «мнемотехника», рекомендовалось заучивать ряды телефонов, колонки чисел, стихи, тексты и т.д. мнемотехника отмерла и позабыта как бесплотная затея, т.к. совершенно излишне приобрести навык заучивания бессмысленного, ненужного материала.
Тем не менее, некоторые элементы и приемы методики мнемотехники являются достаточно эффективными и помогают ускорить процесс запоминания каких-либо знаний.
В данной разработке раскрываются приемы методики мнемотехники, используемые на занятиях по развитию речи при заучивании стихов.
Методика мнемотехники позволяет коррегировать и совершенствовать восприятие дошкольников с нарушением интеллекта, т.к. предполагает осуществлять запоминание через воздействие на сенсорные анализаторы человека. Поэтому при использовании методики мнемотехники необходимо использование многообразных и разнообразных средств, воздействующих на слух, зрение, обоняние ребенка, активизирующие тактильные и вкусовые ощущения.
На I году обучения используются предметные опорные и сюжетные картинки в цветном изображении, игрушки, натуральные предметы.
В работе с детьми необходимо включать как можно больше анализаторов, тогда они быстрее и лучше усвоят материал.
Эксперименты В.Г. Петровой показали, что, если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами, но и производят с этими предметами различные действия, повышается качество их представлений, знаний суждений о свойствах этих предметов. Например: при заучивании Энгер «Яблоко», натуральное яблоко можно ощупать (гладкое), понюхать (ароматное), попробовать (сладкое), пополам разрезать (с другом разделить пополам). При заучивании А.Барто «Зайка».
- Дается предметная инсценировка данного произведения: лавочка, на лавочке игрушка мокрая.
- Читается произведение А.Барто «Зайка».
- Повторное чтение с предметной исценировкой.
- Ощупывание мокрого зайца, можно сравнить с сухим зайцем. Беседа по стихотворению: Почему капает вода с зайчика? Почему зайчик мокрый? Где лежит зайчик? Кто его оставил на скамейке? Почему хозяйка бросила зайчика?
- Рассматривание иллюстраций к стихотворению и соотнесение с предметной инсценировкой. Вопросы задаются по содержанию стихотворения. Кого бросила хозяйка? Где остался зайка? Откуда слезть не смог? Какой зайчик?
- Хоровое повторение стихотворения совместно с педагогом.
- Хоровое повторение стихотворения совместно с педагогом с отбиванием ритма.
В ходе занятия можно использовать физкультминутки, связанные с содержанием стихотворения. Например, прыгают зайчики, спрыгнуть со скамейки. Пальчиковая гимнастика – «Дождик кап-кап». Каждый пальчик отстукивает по столу кап-кап.
С помощью такой работы дети учатся понимать
содержание иллюстраций к произведению, лучше
запоминают стихотворение.
На II году обучения применяются иллюстрации к
произведениям не только в цветном изображении,
но и черно-белом. Здесь дети учатся узнавать
предметы и действия в контурном изображении. При
беседе над содержанием произведения педагог
схематично зарисовывает те предметы, о которых
идет речь в стихотворении. С помощью этого метода
у детей формируется умение преобразовывать
содержание произведения в образы. При заучивании
педагог постоянно опирается на иллюстрации и
схематические рисунки, тем самым учит детей
этому приему.
Например, заучивание стихотворения Н. Саконской «Иголка, иголка».
1. Рассматривание предмета – иголка (острая, тонкая, колкая).
2. Чтение произведения Н. Саконской «Иголка, иголка».
3. Рассматривание иллюстрации к стихотворению. Что делает девочка? Что она шьет? Чем она шьет?
4. Повторное чтение произведения Н. Саконской «Иголка, иголка».
5. Беседа по произведению и зарисовывание предметов, о которых идет речь в данном произведении.
1. О чем говорится в стихотворении «Иголка,
иголка». – Какая иголка? (Острая, колкая может
уколоть пальчик) 2. Что боится уколоть девочка? (Пальчик) 3. Что шьет девочка? (Сарафанчик) |
6. Хоровое заучивание стихотворения, где педагог обращает внимание на схематичные рисунки.
7. Хоровое заучивание с отбиванием ритма.
8. Рассказывание педагогом и детьми стихотворения наизусть с опорой на схематичные рисунки.
На III году обучения при заучивании так же
используются иллюстрации в красочном и
контурном изображении, игры – драматизации. К
данным приемам добавляется схематичное
зарисовывание не только предметов, но и
отдельного эпизода произведения, конечно в
определенной последовательности.
На данном этапе у детей формируется умение
устанавливать последовательность событий,
развиваются причинно-следственные связи.
Например, заучивание А.Барто «Кораблик».
1. Чтение произведения А.Барто «Кораблик» (можно использовать грамзапись).
2. Рассматривание иллюстраций.
– Кто изображен на картинке?
– Какая шапка на голове?
– Что тянет мальчик за веревочку?
– Кто скачет за мальчиком по пятам?
3. Повторное чтение А.Барто «Кораблик» (с опорой на иллюстрацию).
4. Составление педагогом схем-рисунков, педагог обговаривает содержание эпизода, советуется с детьми как лучше изобразить, дети с педагогом проговаривают каждую часть стихотворения.
1. Матросская шапка. 2. Веревка в руке. 3. Тяну я кораблик. 4. По быстрой реке. 5. И скачут лягушки. 6. За мной по пятам. 7. И просят меня. 8. Прокати капитан. |
Можно использовать физкультминутки по
содержанию стихотворения, выполняя
соответствующие действия и проговаривая слова:
– «Кораблик» – тяну я кораблик по быстрой реке.
– «Лягушки» – и скачут лягушки за мной по пятам
(дети повторяют слова и скачут как лягушки).
При заучивании и воспроизведении всегда надо
опираться на схемы – рисунки.
На IV году обучения используются графические
символы, которые символизируют структурные
компоненты произведения.
У детей совершенствуется умение преобразовывать
содержание произведения в усложненные образы –
символы.
Графические символы последовательных эпизодов
произведения составляется совместно с детьми во
время беседы по произведению.
Например, заучивание С. Маршака «Февраль».
1. Чтение произведения «Февраль».
2. Беседа по произведению.
– Когда дуют ветры?
– Где ветры воют?
– Что летит по земле?
– Куда мчатся звено самолетов?
– Что празднует февраль?
3. Повтор чтения С. Маршака «Февраль».
4. Схематичное зарисовывание.
|
5. Хоровое заучивание стихотворения с опорой на схемы-символы.
6. Заучивание с отбиванием ритма стихотворения.
7. Воспроизведение стихотворения детьми с опорой на схемы-символы.
Схемы рисунка для III и IV года обучения по произведениям не даются в готовом виде, они составляются педагогом совместно с детьми во время беседы над произведением. Только в этом случае дети осмысленно запоминают содержание произведения.
С III года обучения при заучивании стихотворений можно использовать метод стихи – перевертыши. Например:
Матросская шапка Веревка в руке Тяну я кораблик По быстрой реке. |
Зимняя шапка Шнурочек в руке Тяну я машину По быстрой дороге. |
Данный метод применяется только тогда, когда дети хорошо усвоили содержание стихотворения, он позволяет совершенствовать у детей фонематический слух, формирует словесно – логическую память.
К данной методической разработке ниже прилагается 2 открытых занятия на I и II год обучения.
Занятие по развитию речи I года обучения.
Тема: «Заучивание А. Барто «Зайка».
Цели: Обучение умению понимать смысл художественного произведения. Развитие памяти через заучивание стихотворений. Развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия. Воспитание интереса к поэзии.
Материал: ширма, скамейка, игрушки – мокрый и сухой заяц, зонт, иллюстрация к произведению.
Словарная работа: хозяйка, весь до ниточки промок, скамейка.
Ход занятия:
1. Психогимнастика «Улыбнемся друг другу».
2. Массаж языка и кистей пальцев рук.
3. Загадки о зайце:
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
4. Чтение произведения А. Барто «Зайка».
5. Предметная инсценировка.
(Ширма, за ширмой – скамейка на которой лежит игрушка мокрого зайца. Ширма убирается, педагог приглашает детей к скамейке).
Повторное чтение стихотворения А. Барто «Зайка».
6. Словарная работа.
Дети ощупывают зайца.
– Какой зайчик? (Мокрый). Сравнить сухого и
мокрого зайца.
Мокрый – это когда игрушку намочили.
Весь до ниточки – когда вода капает с
зайчика.
– Где лежит зайчик? (На скамейке)
Скамейка – это предмет мебели в виде
доски на ножках.
– Кто оставил зайчика? (Хозяйка)
Хозяйка – это человек, у которого что-то
есть. Что есть у хозяйки?
– Почему бросила хозяйка зайчика? (Пошел
дождик)
7. Физкульминутка «Солнце – дождик».
Солнце – дети гуляют.
Дождик – дети прячутся под зонт.
8. Рассматривание иллюстраций к стихотворению и соотношение с предметной инсценировкой.
Вопросы по содержанию стихотворения:
– Кого бросила? (Зайку бросила хозяйка)
– Под дождем кто остался? (Под дождем остался
зайка)
– С чего слезть не смог зайка? (Со скамейки
слезть не смог)
– Как промок зайчик? (Весь до ниточки промок)
9. Физкульминутка «Зайчики».
10. Хоровое заучивание стихотворения совместно с педагогом.
11. Хоровое заучивание стихотворения совместно с педагогом с отбиванием ритма (хлопать в ладоши).
12. Чтение стихотворения педагогом.
13. Чтение стихотворения детьми.
14. Анализ. Итог.
Занятие по развитию речи II года обучения.
Тема: «Заучивание Н. Саконской «Иголка, иголка».
Цели: Обучение умению понимать смысл художественного произведения, умению отвечать на вопросы предложением. Развитие памяти через заучивание стихотворений. Воспитание интереса к поэзии.
Материал: предмет – иголка, иллюстрация в цветном и контурном изображении, карандаш.
Словарная работа: колкая, сарафанчик.
Ход занятия:
1. Психогимнастика «Солнце – дождик».
2. Массаж языка и кистей рук.
3. Загадки об иголке.
Всех на свете обшивает,
Что сошьет, не надевает.
4. Рассматривание предмета – иголка.
Тонкая, если ее уронить, ее очень
трудно найти. После тонкой иголки не остаются
большие дырки, когда шьют.
Острая – чтобы легче было делать
дырочки при шитье.
Колкая – колется, можно уколоть
пальчик, будет больно.
5. Чтение стихотворения Н. Саконской «Иголка, иголка».
6. Физкультминутка «Иголка и ниточка».
Иголка – педагог, ниточка – дети
Все держатся друг за друга
Дети змейкой ходят за педагогом.
7. Рассматривание иллюстраций к стихотворению (цветная). Беседа.
– Что делает девочка? (Девочка шьет). – Чем она шьет? (Шьет иголкой). – Что шьет девочка? (Шьет сарафанчик) |
8. Повторное чтение стихотворения «Иголка, иголка».
9. Беседа по произведению и зарисовывание предметов, о которых идет речь в стихотворении.
1. О чем говорится в стихотворении «Иголка, иголка». – Какая иголка? (Острая, колкая может уколоть пальчик)
2. Что боится уколоть девочка? (Пальчик)
3. Что шьет девочка? (Сарафанчик)
10. Физкультминутка «Иголка с ниткой».
11. Хоровое заучивание стихотворения, педагог обращает внимание на схематичные рисунки.
12. Хоровое заучивание с отбиванием ритма (хлопать в ладоши).
13. Игра «Сравни картинки» (иллюстрации к стихотворению в цветном и контурном изображении).
14. Чтение стихотворения педагогом.
15. Чтение стихотворения детьми.
16. Анализ. Итог.