Фронтальное занятие по развитию речи у детей с нарушением зрения "Звук [о]"

Разделы: Начальная школа


Цель: Научить детей находить (узнавать) звук О, словах и чётко произносить звук как изолированно, так и в словах.

Задачи:

  1. Научить детей согласованию существительного с прилагательным в муж. р. ед. ч.
  2. Развивать зрительное восприятие (цветовая гамма).
  3. Воспитывать у детей такие черты характера как сочувствие, сопереживание.

Оборудование: Дракончик Памси, зеркала, рельефно-графические пиктограммы "Удивление", предметные картинки: "Детёныши домашних животных", "Овощи", " Фрукты", картины осени.

Ход занятия

1. Орг.момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости. Я вас очень хвалила, и они пришли посмотреть. По дороге нашим гостям встретился мой друг драконник Памси. Он загрустил и пришёл к нам за помощью. Давайте со всеми поздороваемся!

2. Постановка цели урока.

Пока Памси шёл и грустил. Он вздыхал. Вот так: ОХ! Грустно?

- Давайте каждый из вас посочувствует Памси и произнесет слово ОХ!

(Дети произносят).

- Какой звук вы слышите в начале слова ОХ?

- Звук О, правильно, сегодня на занятии мы будем учиться слышать и чётко произносить звук О.

3. Уточнение артикуляции.

Возьмите зеркала. Произнесите звук О. Как изменилось у вас лицо? Когда у вас или у ваших друзей бывает такое лицо? (Если не знают: Представьте, что бы с вами произошло, если бы в класс сейчас зашёл Чебурашка?)

- Вы бы удивились. У вас округлился бы рот как при звуке О, расширились глаза.

Вот так. ( Работа по пиктограмме "Удивление"- Обведите пальцем рот. Так он округляется при звуке О. А на какую букву, которую вы уже изучали похож рот на пиктограмме? На О. Правильно! Буква О обозначает звук О.)

4.

а) Развитие умения чётко произносить звук О в суффиксах существительных.

Памси немного повеселел. Оказывается, он этим летом был в деревне и узнал много нового. Он познакомился с детёнышами домашних животных и нарисовал их портреты. Сейчас я вам их раздам, а вы назовёте того, кто нарисован чётко произнося последний слог и вспомните кто у него мама.

Логопед: Это поросё-нок, мама у него свинья.

Дети проговаривают.

б) Согласование существительного с прилагательным в муж. роде, ед.числе.

Дракончик принёс гостинцы. Целую корзину овощей и фруктов.

Но ваши только те, в которых есть звук О. (Или: Ваш тот, о котором вы сможете сказать есть звук О или нет).

Дети смотрят на предоставленные картинки, и называют слова, выделяя голосом ударный слог. Если называют правильно получают картинку. (Логопед следит, чтобы у каждого участника занятия было по картинке).

(Картофель, чеснок, абрикос, помидор, кабачок, укроп, …….

5. Физминутка. "Во саду ли в огороде…"

Кто знает чем отличаются фрукты от овощей? Правильно: одни растут в земле, другие на дереве. Если я называю фрукт, вы тянетесь и срываете фрукт, а если овощ приседаете и вытягиваете его из земли.

6.

Посмотрите внимательно на свои картинки, поднимите их вверх и покажите своим одноклассникам. А теперь скажите, чем отличаются ваши фрукты и овощи. Да цветом. У них разная цветовая гамма.

Следующее задание такое. Вы должны рассказать какой ваш фрукт или овощ. Давайте начнём с меня. Ваш ответ должен быть похож на мой.

- Картофель коричневый.

7. Формирование связной речи.

(Этап составление предложений по заданной теме, 5 занятие).

Ребята, а в какое время года собирают овощи и фрукты. Правильно, осенью. А в слове осень, какой первый звук?

Мы с вами на предыдущих занятиях узнали много об этом времени года. А вот Памси всегда жил в тёплых краях и не знает, чем отличается осень от лета. Давайте расскажем ему об этом времени года. Может быть, Памси понравится, и он останется у нас до зимы.

Дети выходят, выбирают нужную им картинку и говорят одно предложение.

8. Итог занятия.

Какой звук мы учились произносить, слушать.

Что понравилось на занятии? Что не понравилось на занятии?