1. Организационный момент 2.
Чистописание
– Ребята, откройте тетради, запишите число,
классная работа.
– Отгадайте загадку:
«Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья»
+ Это осень.
– А какая бывает осень, нам расскажут ребята.
Ученик:
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лугам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила
Ярко-жёлтым светом
Землю разукрасила.
Ученик:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный…
– Действительно, листья дуба очень долго
остаются на дереве и не желтеют. Но налетел ветер,
сорвал листья, покружил в воздухе, и они плавно
опустились к вам на парты. Ребята, на листьях
задание, но прежде чем его выполнить, мы проведём
разминку для пальцев.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки
Плавно помашем –
Это птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
– Прочитайте сочетания букв?
+ ЖС жс ЖЖ жж
– Какие элементы букв общие?
+ полуовалы
– При письме обратите внимание на наклон букв и
верхнее соединение.
– Подчеркните самые правильные сочетания.
3. Словарная работа
– Осень – это время уборки урожая. Словарную
работу мы посвятим этой теме. Поиграем в игру
«Зажги огонёк».
(Дети выходят к доске, называют слово, вставляют
пропущенную букву, ставят ударение)
– Попробуйте составить с этими словами
предложения.
(Учитель прослушивает, исправляет если
необходимо)
4. Языковая разминка
Найдите среди словарных слов, те которые
соответствуют схеме. (корень, суффикс, окончание)
– Выпишите эти слова и разберите по составу.
– Найдите лишнее слово. Почему?
+ туча, сочетание ча.
– Просклоняем слово туча по падежам.
И.п. туча
Р. П. тучи
Д. п. туче
В.п. тучу
Т.п. тучей
П.п. о туче
5. Постановка проблемы
– Составьте предложение с этим словом?
– Я предлагаю вам записать такое предложение.
Тёмная туча закрыла небо.
– Назовите имена существительные?
+ небо, туча
На какие вопросы они отвечают?
+ что? Туча, что? Небо
– В каком падеже стоят имена существительные?
(Предположения детей)
– Ребята у вас разные мнения. У нас возникла
проблема? Какая?
+ Как отличить именительный падеж от
винительного?
6. Решение проблемы
– Попробуем решить нашу проблему.
– Что вы можете рассказать о И.п.?
+ Слова в И.п., отвечают на вопросы кто?, что?,
употребляются без предлогов, в предложении
являются подлежащими.
– Что вы можете рассказать о В.п.?
+ Слова в В.п., отвечают на вопросы кого?,
что?, имеют предлоги в, во, на, за, через и т.д., в
предложении являются второстепенными членами
предложения.
– Помогут ли нам определить падеж вопросы?
+ нет, оба слова отвечают на вопрос что?
– Есть ли предлоги?
+ нет
– Ребята как же нам поступить?
– Давайте разберём это предложение по членам
предложения?
– Какими членами предложения являются слова?
– Какой вывод вы можете сделать?
+ Слово туча – отвечает на вопрос что?, не имеет
предлогов, в предложении является подлежащим,
стоит в И. п.
+ Слово небо – отвечает на вопрос что?, не имеет
предлогов, в предложении является
второстепенным членом предложения, стоит в В.п.
– Вывод: Что помогло нам определить падеж?
+ Разбор по членам предложения.
– Имена сущ., отвечают на вопрос что?, не имеют
предлогов, в предложение являются подлежащим,
стоят в И.п.
– Имена сущ., отвечают на вопрос что?, не имеют
предлогов, в предложение являются,
второстепенным членом предложения, стоят в В.п.
– Ребята мы хорошо потрудились. А правильно ли мы
сделали вывод. Давайте сравним с выводом в
учебнике.
Откройте учебник на стр. 70. Прочитайте.
7. Физминутка
Мы листики осенние
На веточках сидим.
Дунул ветер, полетели,
Мы летим, летим, летим.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
Паутинки разорвал.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Осенью часто можно увидеть летящую паутину. А
на ней и её хозяина-паучка. Он и принёс нам
следующее задание.
Спиши. Определи падеж выделенных слов.
Осенью летят белые паутинки. Ветер
несёт паутинку. На паутинках паучки.
Настала пора им из гнезда уходить. Выползает паучок
на веточку и выпускает ниточку. Ветер
понесёт паутинку. Паучок летит
на ней, как на парашюте.
– Прочитайте задание.
– О чём вы узнали из текста?
– С чем сравнивает автор паутинку?
– Что нужно сделать?
(3 предложения дети объясняют у доски, остальные
самостоятельно.)
– Проверьте. (на обороте доски правильный текст)
– Кто допустил 2 ошибки? 1 ошибку?
– Кто выполнил без ошибок?
8. Итог урока
– Чем мы занимались на уроке?
+ учились определять И. и В. падежи
– Какова была тема урока? (подхожу к схеме)
+ Отличие…(И.п. от В.п.)
– Мы решили нашу проблему? (снимаю вопрос)
9. Оценивание. |
На доске с правой стороны
осенние картинки.
Дети рассказывают стихи.
ЖС жс ЖЖ жж
Словарь: р…бята, ур…жай, к…лхозники,
к...ртофель,
пш...ница,
к...мбайн, туч…
ребята
пшеница
На доске:
И.п.? В.п.
И.п.
Кто? Что?
Предлогов нет
Подлежащее
В.п.
Кого? Что?
В, во, на, за…
Вт чл. пр.
И.п.? В.п. |