Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции

Разделы: История и обществознание


Право – одна из областей обществоведческого знания, наиболее широко представленная в ЕГЭ. Преподавание «Права» как самостоятельного отдельного предмета в классах социально-экономического профиля в течение 2 лет (10–11 классы) позволяет выпускникам школы значительно расширить объём знаний по вопросам правового характера, имеющихся в заданиях ЕГЭ.

Но для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию недостаточно только комплекса обществоведческих знаний. Хороший результат ЕГЭ может быть обеспечен только за счёт формирования компетенций – комплекса, связывающего воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Это требуется как при выполнении задач-заданий, при выполнении теоретических заданий, а также при написании эссе. Компетентностный подход признан ведущим в построении гражданского образования.

Гражданская компетентность – это способность действовать в реальных ситуациях общественной жизни, включающая в себя исследовательскую компетентность, компетентность социального выбора, компетентность социального действия, коммуникативную компетентность и учебную компетентность. Гражданская компетентность способствует формированию активной гражданской позиции личности, способной брать на себя ответственность, участвующей в совместном принятии решений, регулирующей конфликты не насильственным путём. Необходимым условием формирования компетенций является наличие личного опыта человека по решению проблем того или иного вида. Этому способствует активное вовлечение учащихся в образовательный процесс через использование интерактивных методов обучения, к которым относится и проектная деятельность учеников.

Как отмечает Н.Ю. Пахомова в пособии для учителей и студентов педагогических вузов «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», проектная деятельность «…позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки, а именно учить:

– проблематизации (рассмотрению проблемного поля, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
– целеполаганию и планированию деятельности;
– самоанализу и рефлексии;
– презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
– умению готовить материал для проведения презентаций в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
– поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
– практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
– выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
– проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)».

Поэтому важным этапом проектной деятельности является вводный этап, на котором формулируется проблема, определяются цели и задачи, организуются группы, планируется деятельность по решению задач, оговаривается продукт деятельности и форма презентации результатов деятельности.

Поскольку, как отмечают А.Ю. Лазебникова и О.А. Котова в «Тематическом планировании уроков подготовки к экзамену» (изд-во «Экзамен», М, 2005), проблемной содержательной единицей, проверяемой в рамках ЕГЭ, является тема «Правоохранительные органы», я называю учащимся данную тему как проблемную для экзаменующихся. На этом же занятии я провожу мозговой штурм, позволяющий ответить на вопрос, почему задания, связанные с характеристикой работы правоохранительных органов, вызывают затруднения. Ученики называют среди них кажущуюся общеизвестность, приводящую к поверхностному отношению к теме, также отмечают отсутствие данной информации в учебнике Никитина А.Ф. «Правоведение 10–11 кл.», по которому работают учащиеся. Отмечают и недостаточную востребованность информации в конкретных жизненных ситуациях, которые чаще касаются дееспособного взрослого населения; профориентационная работа тоже даёт лишь поверхностную характеристику профессий юридического профиля.

Отвечая на вопрос «Что делать?», мы определяем цель проекта – собрать и систематизировать материал об особенностях правоохранительной деятельности представителей юридических профессий (судья, адвокат, следователь, прокурор, нотариус, судебный пристав) в виде учебного пособия для учащихся старшей школы, который можно использовать и для подготовки к ЕГЭ, и для проведения профориентационной работы.

Напомнив учащимся, что задача проекта – это организация и проведение определённой работы для поиска способов решения проблемы, я предлагаю им сформулировать задачи проекта. Среди задач учащиеся определили:

– поиск и обработку теоретической информации о специфике той или иной юридической профессии;
– встречу с представителями профессий, выявление психологических особенностей их деятельности, социального статуса;
– изучение общественного мнения по оценке продуктивности их деятельности.

На вводном занятии оговаривается и продукт деятельности – оформление информационного материала в виде реферата, включающего и процессуальное описание проекта. Форму презентации учащиеся определяют самостоятельно, но обязательным условием является приглашение представителя той или иной профессии.

Сформировав группы по интересам, учащиеся включаются в поисково-исполнительский этап. В связи с тем, что ученики уже имеют навыки исследовательской работы, роли в группе они распределяют самостоятельно исходя из своих желаний, умений, навыков и возможностей. Ребята самостоятельно планируют работу, но учителю важно отслеживать её и направлять в нужное русло. С этой целью провожу консультации по графику и по необходимости учащихся. Если возникают проблемы с исследованием, предлагаю составить следующую таблицу:

Какую информацию надо найти, как будет оформлен результат? Кто будет этим заниматься и какова его роль? Что для этого нужно сделать (что подготовить, какие ресурсы найти, куда пойти и т. д.)? Когда это можно сделать?
 

 

     

В графе «Что делать?» могут быть следующие действия:

– составить анкету;
– выбрать респондентов, тех, кого нужно опросить;
– выбрать время и место опроса, заготовить первые фразы для разговора;
– провести опрос;
– обработать данные;
– написать отчёт, составить графики.

На обобщающем этапе важно научить учащихся отстаивать свою позицию по защите результатов выполненной работы и совместном оформлении продукта проектной деятельности. Предлагаю учащимся использовать уже известную им ПОПС-формулу, которую придумал профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР, а перевёл на русский язык Аркадий Гутников – вице-президент Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование».

П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения ) – я считаю, что …
О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)
– …поэтому…

Анализируя, отбирая и оформляя собранный материал, ученики вновь обращаются к социальному опыту, своему и своих товарищей, вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, учатся находить компромисс.

Итогом деятельности обобщающего этапа является отредактированная информационная часть проекта, его процессуальное описание и план презентации продукта деятельности. Конечный продукт учащиеся представляют в виде письменного отчёта и доклада в электронном виде.

Заключительный этап включает в себя презентацию, в ходе которой учащиеся демонстрируют, как они поняли проблему, цели и задачи проектной деятельности, как сумели спланировать и осуществить её, распределив роли при создании продукта – доклада и наглядного пособия в виде буклета.

Приглашение на урок-презентацию специалистов: следователя, прокурора, адвоката, судьи, нотариуса, судебного пристава – даёт возможность каждому ученику удовлетворить свой индивидуальный запрос и задуматься над вопросами нравственности и общего блага местного сообщества, России и всех людей. На данном этапе необходимо подвести итоги деятельности и оценить работу участников проекта.

Рефлексия – осознание того, что было сделано, достигнута ли поставленная цель, что нового узнали, каким навыкам научились, как это может пригодиться в дальнейшей учебной деятельности и жизни.

Оценка проекта складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки класса, самооценки рабочей группы, оценки преподавателя и оценки приглашённого специалиста той или иной профессии правоохранительных органов.

Лучшие проекты учащиеся представляют на общешкольную научную конференцию, куда приглашаются учащиеся и преподаватели других школ города, района, районов-участников региональной проектной площадки.

Возможности и условия применения опыта:

  • использование опыта педагогами, начинающими изучать и применять метод учебного проекта;
  • использование продукта данного проекта учителями обществознания при изучении блока правовых вопросов и при подготовке учащихся к ЕГЭ;
  • использование продукта данного проекта в качестве информации при проведении классных часов, связанных с профориентацией учащихся общеобразовательных и профильных классов.

Перспектива развития:

– вовлечение учащихся в разработку социальных проектов;
– участие в конкурсах разных уровней.