Цели:
образовательная: изучить правило;
развивающая: уметь правильно писать слова с данной орфограммой, различать суффиксы прилагательных;
воспитательная: прививать любовь к родной природе, интерес к слову.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Нашей школе в этом году исполнилось 35 лет. В связи с юбилеем 14 и 15 октября проводится День открытых дверей, поэтому у нас много гостей. А своей работой вы покажете, что вы им рады.
Физзарядка.
– А мы с вами продолжаем изучать русский язык. И я хочу вас познакомить с богиней Мнемозиной.
Мнемозина – богиня памяти, которая по преданию была матерью всех древнегреческих муз. Она обладала злобным характером: если ей нужно было наказать какого-то человека, она делала это страшным способом: лишала человека памяти. С тех пор потеря памяти называется амнезией, а приёмы, которые помогают запомнить что-либо, мнемонические. И на уроке мы будем тренировать свою память.
II. Объяснение нового материала.
1) Частичный анализ текста.
– Скажите, какое сейчас время года? Перед вами текст, связанный с этим временем года.
– Прочитайте текст. (1 ученик)
– Определите тему, основную мысль.
– В каких предложениях они заключены?
В осеннем лесу
Красив и печален русский лес в осенние дни. На золотом фоне листвы видны яркие пятна клёнов, осин. Тихо падают с берёз легкие листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебряные нити паутины. Краснеет кое-где шапка позднего подосиновика. Тихо в лесу. Шелестит под ногами сухая трава4.
– Отступите 2 строки. Запишите последнее предложение, сделайте синтаксический разбор. (1 ученик у доски)
– Скажите, а какие прилагательные говорят нам о наступлении осени?
– А почему слово “осенние” пишутся с двумя Н, а “серебряные” – с одной?
– Вот сегодня на уроке мы научимся писать правильно имена прилагательные с одной и двумя Н.
Давайте запишем тему урока.
2) Работа над формулировкой правила.
– Сейчас я предложу вам несколько прилагательных и покажу, как они образуются.
Станция – станционный, сон – сонный, зверь – звериный, торжество – торжественный, кожа – кожаный, глина – глиняный, старина – старинный.
– от какой части речи образуются все эти прилагательные?
– Перечислите отдельно суффиксы, которые мы выделили.
– Осталось только вывести правило. А я приготовила вам подсказку. (Работаем в тетрадях с опорным конспектом; исключения не записаны).
3) Работа с опорным конспектом.
– Скажите, пользуясь опорным конспектом и записью в тетради, когда пишется одно Н, когда – две?
4) Работа со словами-исключениями.
– Но в русском языке не бывает правил без исключений. Отгадайте загадку и назовите слова – исключения:
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные. (Окно).
5) Работа с учебником.
– Откройте учебник на странице 69(102) и найдите слова, которые имеют значение “сделанный из…” как – ан, -ян, но пишется с двумя Н. Почему? (– енн). Запишите их в опорный конспект.
6) Домашнее задание.
– Давайте посмотрим упражнение, которое вы выполните дома. Есть вопросы по заданию?
Физминутка.
Встали. Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове одно Н. А если два Н, то топаете.
Петушиный, клюквенный, искусственный, ветреный, песчаный, авиационный, конституционный, земляной, платяной.
III. Закрепление изученного материала.
1) Работа со словосочетаниями.
– А сейчас я буду читать словосочетания, а вы перестройте их так, чтобы одно из слов было прилагательным и соответствовало изученному правилу. (Пример на доске. Работа по цепочке на месте.).
Пух лебедя, сок лимона, чай на травах, солдатик из олова, каша из тыквы, дом из камня, носки из шерсти, кошелёк из кожи, гора песка, стол в кухне, крыша из соломы, сироп из клюквы, скатерть из полотна, писк комара, шляпка из соломы.
– Как называются словосочетания одинаковые по значению, но разные по написанию и строению?
– Такие словосочетания называются синонимичными.
2) Работа с текстом.
– А сейчас вернёмся к тексту. Выпишите и разберите по составу выделенные слова. Укажите способ их образования. (Два ученика работают у доски, делают вывод).
IV. Итоги урока.
1) Давайте ещё раз вспомним, в каких случаях в прилагательных пишется одна Н? В каких – две? (два человека).
2) А теперь контрольные предложения.
Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую – люди.
В ветреный день муку не продают.