Урок "Решение задач " по темам "Прямоугольник. Формулы. Уравнения. Упрощение выражений"

Разделы: Математика


Решение задач по темам «Прямоугольник. Формулы. Уравнения. Упрощение выражений».

Тип урока — урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока — смешанный.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Цели урока:

1) формирование умений анализировать условие, умение выделять главное, умение чётко отвечать на поставленный вопрос; умение объяснять и проговаривать каждый шаг своего решения, умение делать выводы; развитие познавательного интереса;
2) обобщение и систематизация знаний учащихся по темам: «Прямоугольник. Формулы. Уравнения. Упрощение выражений»;  рассмотреть решение геометрической задачи на нахождение площади фигуры различными способами; проверка усвоения материала по темам повторения с помощью теста; обучение написания тестов в компьютерном варианте;
3) воспитание коллективизма, сплочённости, трудолюбия, ответственности, умение работать в группах, умение слушать и слышать; воспитание культуры устной и письменной математической речи.

Оборудование:

1) телевизор,
2) видеомагнитофон,
3) компьютеры,
4) проектор.

К уроку необходимо подготовить карточки с заданиями для каждой группы.
По ходу урока на экране появляются слайды <Приложение1>.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока.

Учитель.

Сегодня у нас итоговое занятие по темам «Прямоугольник. Формулы. Уравнения. Упрощение выражений». Урок пройдёт необычно, в форме игры, под названием «Турнир любознательных». Девизом нашего урока станет девиз олимпийских игр «Быстрее. Выше. Сильнее».
Вы уже поделены на группы. Каждая из групп — команда, а в каждой команде есть самый ответственный человек — капитан, который будет помогать организовывать вашу работу.
Ну, что, капитаны, ваши команды готовы сразиться и показать все свои умения и навыки? Тогда — в добрый путь!

3. Проведение игры.

Учитель.

Итак, первый этап. Это разминка. Вам необходимо в группах устно решить уравнения и сопоставить полученные числа с буквами из таблицы. При правильном выполнении вы получите слово!

На столах у детей лежат заранее подготовленные карточки с заданиями.

Карточка №1.

Реши уравнения и из корней уравнений составь слово:

1) х +15 = 67,
2) 87 – у = 38,
3) 35 * а = 70,
4) х – 29 = 41,
5) 160 : у = 16,
6) 53 + х = 100.

49

124

10

2

47

100

52

82

70

М

А

Ц

Н

Ы

О

У

К

И

Учитель. Молодцы, вы быстро справились с заданием и получили слово …
Учащиеся.  «Умницы».

Учитель.

Второй этап — геометрический, а точнее — «Чудеса геометрии». Вам необходимо под руководством капитана вспомнить, как можно вычислить площадь фигуры. У вас на столах находятся карточки с геометрическим заданием. Ваша задача — найти площадь фигуры различными способами. По окончании работы класс заслушает представителя от каждой группы.

Карточка №2.

Учащиеся, как правило, находят 3-4 основных способа решения. К доске вызываются учащиеся, делегируемые командами. Нет необходимости повторяться, поэтому учитель после окончания работы предлагает каждой группе показать на доске определённый способ решения. Класс заслушивает ответы, проверяет правильность выполнения задания. Учащимся предлагается выступить в роли «белого» и «чёрного» оппонентов, высказать своё мнение об ответах, указать положительные и отрицательные стороны выступлений. Обращается внимание учащихся и на полученные единицы измерения.
На этом этапе работы ребята должны сделать вывод о том, что при правильном выполнении задания получаются одинаковые результаты (в этом и заключается название этапа «Чудеса геометрии»).

Учитель.

Третий этап — необычный. Он — музыкальный. Внимание — на экран телевизора

(показывается фрагмент мультипликационного фильма «В порту», звучит детская песенка «В порту»). (На этом этапе у учащихся есть возможность отдохнуть, сменить вид деятельности)

По фрагменту мультфильма составлена задача.

Карточка №3.

Скорость катера х км/ч, а скорость течения 2 км/ч.
Составьте выражения для следующих величин:

1) скорость катера по течению реки;
2) скорость катера против течения реки;
3) расстояние, которое пройдёт катер за 4 часа, двигаясь против течения;
4) время, которое потребуется катеру на путь 100 км при движении по течению реки.

(Учащиеся работают  в группах на местах по карточкам).

Представитель одной из групп показывает на доске решение, идёт обсуждение полученных результатов.

Учитель.

А сейчас мы переходим к последнему, четвёртому этапу, называется он  «Меткие стрелки». Это этап индивидуальной работы. Вам надо будет показать умение работать с тестами. Капитаны команд будут работать за компьютерами, остальные — повернитесь на свои рабочие места и прослушайте инструктаж: на весь тест отводится 5 минут, критерии оценивания таковы: «5» - 6 верных ответов, «4» - 5 ответов, «3» - 3-4 ответа.

Карточка №4.

Фамилия ______________________________________

Тестовые задания.   Вариант 1.

1) Вычислить удобным способом:    95 * 43 + 57 * 95.
А. 9500,     Б. 950,       В. 4300,       Г. 5700.

2) Найти периметр квадрата со стороной 9 см.
А. 36 см,      Б. 36 кв.см,     В. 18 см,      Г. 18 кв.см.

3) Найти площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 15 см.
А. 18 см,   Б. 18 кв.см,    В. 45 см,     Г. 45 кв.см.

4) Скорость теплохода по течению реки 20 км/ч. Найти скорость теплохода против течения, если скорость течения реки 2 км/ч.
А. 22 км/ч,     Б. 18 км/ч,     В. 24 км/ч,      Г. 16 км/ч.

5) Упростить выражение 6х + 9х - 3у.
А. 13 ху,      Б. 15х - 3у,        В. 18 ху,       Г. 13х - у.

6) Найти значение выражения 10х - 3у при х = 10,  у = 3.
А. 1001,       Б. 91,       В. 109,       Г. 99

«5» - 6 ответов, «4» - 5 ответов, «3» - 3-4 ответа.

 

Фамилия _______________________________________

Тестовые задания.   Вариант 2.

«5» - 6 ответов, «4» - 5 ответов, «3» - 3-4 ответа.

1) Вычислить удобным способом:    45 * 33 + 67 * 45.
А. 4500,     Б. 450,       В. 3300,       Г. 6700.

2) Найти периметр квадрата со стороной 5 см.
А. 25 см,      Б. 25 кв.см,     В. 20 см,      Г. 20 кв.см.

3) Найти площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 12 см.
А. 18 см,   Б. 18 кв.см,    В. 72 см,     Г. 72 кв.см.

4) Скорость теплохода против течения реки 34 км/ч. Найти скорость теплохода по течению, если скорость течения реки 2 км/ч.
А. 32 км/ч,     Б. 36 км/ч,     В. 30 км/ч,      Г. 38 км/ч.

5) Упростить выражение 7х + 8х - 3у.
А. 13 ху,      Б. 15х-3у,        В. 18 ху,       Г. 13х-у.

6) Найти значение выражения 11х - 3у при х = 10,  у = 3.
А. 1101,       Б. 101,       В. 119,       Г. 91.

Капитаны команд при выполнении тестовых заданий на компьютере, сразу оцениваются. Остальные учащиеся осуществляют взаимную проверку по заранее подготовленным ответам. Обсуждаются допущенные учащимися ошибки.

Учитель.

И в заключение нашего турнира — занимательная задача (карточка №5).

«Длина пути от Сашиного дома до школы – 1500 метров. Время, оставшееся до начала занятий,- 30 минут. С какой постоянной скоростью должен двигаться в школу Саша, чтобы наверняка не попасть на первый 45-минутный урок – контрольную по математике? (Считать, что по дороге Саша нигде не останавливается)».

4. Подведение итогов

5. Домашнее задание. Контрольные задания на странице 74 (учебник «Математика, 5» И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович).