Именно так называется проект, который возник в результате работы с учебником литературного чтения 4-го класса “В океане света” Р.Н. и Е.В. Бунеевых.
Одной из задач литературного чтения для меня как учителя является нравственно-эстетическое развитие учащихся, что связано с пробуждением интереса к серьезному чтению, расширением читательского кругозора, формированием литературного вкуса и эмоциональной сферы ребенка.
Богатый материал учебника с точки зрения расширения кругозора школьников в литературном, историческом аспекте и не менее интересный в плане организации информационной деятельности позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении с помощью метода проектов.
Многие учителя в работе сталкиваются с проблемой чтения детей и подростков.
И метод проектов позволяет заинтересовать младшего школьника не только прочесть книгу, но и узнать об истории создания этой книги. Более того в ходе литературных путешествий ученики познакомились с зарождением, становлением и развитием детской отечественной литературы.
Вопрос о том, как писать для детей, волновал в свое время всех, кто был близок к детской литературе. Изучение столь нелегкой темы принесло удовольствие ученикам за счет оригинальной формы подачи учебного материала, а учителю дало возможность приобщить учащихся к исследовательской деятельности, самостоятельной и творческой работе с информацией.
И мысль “Как же писать для детей?” получает неожиданное развитие. Сегодня взгляд на детскую литературу претерпевает существенные изменения. Огромное количество информации об истории развития, взглядах писателей и поэтов на темы и жанры детской литературы в разное время- все это позволяет уделить значительное внимание развитию информационной грамотности.
Тема проекта: Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI -XIX вв.
Дидактические цели.
Формирование навыков исследовательской работы, умения строить предположения, планировать свою деятельность и вести доказательство.
Формирование умения работать с различными источниками информации.
Развитие учебно-коммуникативных умений (работа в группе), умения вести дискуссию.
Методические задачи проекта.
Развивать интерес к чтению, используя произведения детской литературы и интересные произведения взрослой литературы;
Познакомить с историей отечественной детской литературы;
Определять задачи детской литературы в разные исторические эпохи;
Сформировать понятия темы, жанры детской литературы.
Формировать правильный тип читательской деятельности .
Развитие умения работать с дополнительной литературой.
Развитие умения оформлять результаты исследований, пользоваться при этом компьютером.
Основополагающий вопрос проекта: «Как писать для детей?»
Проблемные вопросы.
1. Н.И.Новиков “ Между некоторыми неудобствами одно из главных в нашем отечестве есть то. что детям читать нечего. ...мы намерены помещать исторические, моральные и разные пьесы, которые писаны соразмерным детскому понятию слогом, доставляли бы малолетним читателям приятное упражнение…”
2. А.С.Пушкин “ Я хочу, чтоб меня поняли все от мала до великого”.
3. Н.В. Гоголь “ Александр Сергеевич не подставляет лестницы ни для кого из тех, которые глухи к поэзии. Одни способны понять поэта, другие, увы, нет, и причины не в возрасте, а в душевном развитии человека”.
4. Терри Пратчетт “Бывают детские книги, которыми и взрослые зачитываются”.
Данная работа рассчитана на учащихся 4 класса. Проект концептуально связан с изучением курса русской литературы для детей по книге “В океане света”. Тема проекта дает возможность показать знания не только в области литературы, но и отечественной истории.
На первом этапе проекта учащимся было предложено высказать свою точку зрения на детскую литературу и на то, как писать для детей. Ученики определились в различные группы, а именно: тех, кто считает, что для детей нужно писать специально, учитывая возраст и интересы читателей. Тем самым подтверждая слова Н.И.Новикова. Другая часть согласилась с мнением Н.Гоголя, который разделил мнение А.С.Пушкина о том, что причины непонимания литературы не в возрасте, а в духовном развитии человека. Третья часть выразила интерес и к детской литературе, и к произведениям взрослой литературы.
Далее каждая группа определилась с тактикой исследования и доказательством своих идей.
Все участники проекта задействованы в обобщении изученного по темам
“ История детской литературы до 18 века”.
В ходе работы над проектом были проведены следующие самостоятельные исследования.
- Писал ли Пушкин для детей? Что говорил он о своей поэзии? (работа с дополнительной литературой)
- Детская литература до XVIII века (работа с учебником литературы, “Введением в историю”)
- Детская литература в век расцвета русской культуры (XIXвек) (работа с дополнительной литературой)
- Какие детские книги любят читать взрослые? (Социологические исследования + анализ результатов)
Работа над проектом проходила в три этапа, и потребовалось 15 учебных часов. Работы каждого этапа оценивались учителем, при завершении проекта состоялась публичная защита исследований. Для защиты своих исследований учащиеся приготовили презентации, информационные буклеты и небольшой видеоролик.
Интересны не только выводы, сделанные учениками в ходе работы над проектами. Тот огромный интерес, который двигал ученика, подняв на более высокую ступень развития каждого, так быстро не угаснет. Разве не для этого мы с вами, коллеги, выбрали столь нелегкий путь УЧИТЕЛЯ?