Разработка урока по русскому языку. Изложение. Яхта "Спасибо" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: - учить выстраивать последовательность событий, письменно излагать свои мысли;

- работать над развитием творческого мышления, орфографической зоркости, внимания, наблюдательности, умения оформлять предложение на письме;

- воспитывать человеколюбие, чувство гордости за свою страну, дружеское отношение к другим народам.

Оборудование: 1. Индивидуальные карточки для выполнения заданий:

№1 (лежит лицевой стороной вниз на парте у детей)

№2

?

Трое французов плыли на яхте через океан.

В бурю их яхта была разбита. Они оказались в воде. Началась упорная борьба с волнами.

Силы у людей были уже на исходе. Их спасли российские моряки.

У себя на родине французы построили новую яхту. Они назвали её “Спасибо”.

№3 (+ запись на доске)

фр.нцузы

ок.зались

сп.сли

м.ряки

б.рьба

.ни

сп.сибо

.кеан

с.бя

р.збита

.казались

.сход

п.строили

на яхте

через океан

в бурю

с волнами

у людей

на исходе

у себя

2. Иллюстрации достопримечательностей городов различных стран (учитель выбирает по своему усмотрению).

3. Пословицы: “Доброе дело само себя хвалит”, “В жизни всегда есть место подвигу”.

4. Единицы русского языка:

буква

слог

слово

предложение

текст

5. Сюжетные рисунки:

№1

img1.jpg (13616 bytes)

№2

img2.jpg (8904 bytes)

№3

img3.jpg (10276 bytes)

№4

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Прочтите пословицу на доске: Доброе дело само себя хвалит. Как вы её понимаете?

-Сегодня на уроке и нам предстоит выполнить доброе дело – написать изложение. Как изложение может само себя похвалить? (Варианты ответов детей.)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в речи.

- Любите ли вы путешествовать? (Да.)

- Как называют людей, которые любят путешествовать? (Путешественниками.)

- Для чего люди отправляются в путешествие? (Увидеть новые страны, встретиться с приключениями.)

- Что привозят из других стран путешественники? (Фотографии, сувениры и т. д.)

- Можете ли вы по иллюстрациям достопримечательностей понять, в какой стране были люди? (Иллюстрации достопримечательностей.)

- Исходя из вопросов, которые вам были заданы, о чём будет говориться в тексте нашего изложения? (О путешествии.)

-Да, сегодня с героями рассказа мы отправимся в путешествие. Чтобы нам было легче справиться с задачей - хорошо написать изложение - мы должны вспомнить некоторые определения русского языка.

- Какими предложенными единицами речи воспользуемся при написании изложения? Что получится в результате? (Будем использовать текст.)

буква

слог

слово

предложение

текст

- Расскажите всё, что знаете о тексте. (Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу. У текста есть начало, основная часть, заключительная часть. У текста есть название, в котором заключена основная мысль.)

- Текст состоит из предложений, а как на письме обозначается граница предложений. (Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце ставится точка.)

- Можем ли мы сейчас приступить к написанию изложения? Почему? (Нет, не знаем содержание текста.)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Прежде, чем познакомимся с содержанием текста, предлагаю самим составить рассказ, восстановив последовательность событий по сюжетным рисункам. (На доске рисунки №1, 2, 3, 4 перевёрнутые лицевой стороной вниз.)

- Как вы думаете, с какого рисунка надо начать? (Как правило, дети отвечают, что с первого.)

- Почему? (Варианты ответов детей.)

- Но мы начнём с последнего четвёртого рисунка. (Учитель переворачивает лицевой стороной вверх рисунок № 4.)

- Что вы видите? (Три человека на яхте, Эйфелева башня, Франция и др. варианты ответов.)

- Почему у яхты такое интересное название – “MERCI”? (Варианты ответов детей.)

- Когда говорят спасибо? (Когда за что-то благодарят.)

- Как вы думаете, кто благодарит? (Французские моряки, другие варианты ответов детей).

- Дайте название рисунку. (Яхта “Спасибо”. Учитель выносит на доску название: Яхта “Спасибо”.)

- Можно ли предположить, за что благодарят французские моряки? (Варианты ответов детей.)

- Как думаете, что на предыдущем втором рисунке? (Варианты ответов детей. Учитель переворачивает лицевой стороной вверх рисунок № 3.)

- Что видите?

- Кто эти люди? (Обратить внимание на название корабля.)

- Чем они занимаются?

- Что можете сказать о месте, где это происходит?

- Дайте название рисунку. ( Спасли российские моряки. Учитель выносит на доску название: Спасли российские моряки.)

- Как думаете, что на предыдущем втором рисунке? (Варианты ответов детей.)

- Что может произойти в океане? (Варианты ответов детей. Учитель переворачивает лицевой стороной вверх рисунок № 2.)

- Верны ли ваши предположения? Что видите на рисунке?

- Как назвать рисунок? (Борьба с волнами. Учитель выносит на доску название: Борьба с волнами.)

- Как думаете, что на первом рисунке? (Варианты ответов детей. Учитель переворачивает лицевой стороной вверх рисунок № 1.)

- Верны ли ваши предположения?

- Что видите на рисунке?

- Кто эти люди?

- Как можно назвать рисунок? (На яхте через океан. Учитель выносит на доску название: На яхте через океан.)

  1. Работа над логическим построением содержания текста.

В результате работы по рисункам, на доске появляется следующий деформированный план: Яхта “Спасибо”.

Спасли российские моряки.

Борьба с волнами.

На яхте через океан.

- Можно ли данную запись назвать планом? Почему? ( Нет. Последовательность событий нарушена.)

- Возьмите карточку №1 и восстановите последовательность, в какой совершались события.

(Работа детей по карточке № 1. В результате у детей в карточке и на доске появляется план событий:

1.На яхте через океан.

2.Борьба с волнами.

3. Спасли российские моряки.

4. Яхта “Спасибо”.)

- Возьмите карточку № 2 и познакомьтесь с содержанием текста. (Самостоятельное чтение текста про себя).

- Верно ли мы восстановили последовательность событий? Соответствует ли она содержанию текста, который предлагают нам авторы?

- Важен ли третий пункт плана? Почему? (Варианты ответов детей.)

- Что могло произойти, если бы российские моряки не пришли на помощь французским морякам? (Они бы погибли.)

- Если бы кораблекрушение терпели российские моряки, пришли им на помощь французы? Почему? (Варианты ответов детей.)

- Как можно назвать людей, пришедших на помощь? (Их можно назвать героями. Другие варианты ответов детей.)

- Прочтите пословицы.

Доброе дело само себя хвалит.

В жизни всегда есть место подвигу.

- Какая из них больше всего подходит к тексту? Почему? (Варианты ответов детей.)

- Как поступок, совершённый русскими моряками сам себя хвалит? (Варианты ответов детей.)

- Предложите название текста. (Варианты детей. Учитель подводит к названию - Яхта “Спасибо”.)

- Сколько пунктов в плане?

- Как на письме показать, что вы начинаете новый пункт плана? (Каждую часть надо писать с новой строки.)

5. Лексическая работа с текстом (Чтение по частям и пересказ. Все слова записываются справа от соответствующего пункта плана.)

- Как названы герои в первой части? (Трое французов.)

- Как названы герои во второй части? (Они.)

- Как названы герои в третьей части? (Люди, их, российские моряки.)

- Как названы герои в четвёртой части?( Французы, они.)

- Для чего героев рассказа авторы называют по-разному? (Для того, чтобы не было повторения одних и тех же слов.)

Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова.

6. Орфографическая работа. (Работа по карточке № 3. Эти же слова вынесены на доску.)

- Какое правило объединяет слова первого столбика? (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Под руководством учителя проводится работа по подбору и проверке слов).)

- Какое правило объединяет слова второго столбика? (Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением.)

- Какое правило объединяет слова третьего столбика? (Правописание приставок.)

- Какое правило объединяет слова четвёртого столбика? (Правописание предлогов со словами.)

7. Первичное закрепление текста в устной речи (Пересказ текста в парах).

8. Повторное чтение.

9. Написание изложения.

- Постарайтесь так написать изложение, чтобы ваша работа сама себя похвалила.

10. Итог урока.

- Тот, кто проверил изложение и считает, что написал изложение правильно, может оценить себя и на полях поставить оценку.

См. презентацию урока.