Цель: - учить выстраивать последовательность событий, письменно излагать свои мысли;
- работать над развитием творческого мышления, орфографической зоркости, внимания, наблюдательности, умения оформлять предложение на письме;
- воспитывать человеколюбие, чувство гордости за свою страну, дружеское отношение к другим народам.
Оборудование: 1. Индивидуальные карточки для выполнения заданий:
№1 (лежит лицевой стороной вниз на парте у детей)
№2
? Трое французов плыли на яхте через океан. В бурю их яхта была разбита. Они оказались в воде. Началась упорная борьба с волнами. Силы у людей были уже на исходе. Их спасли российские моряки. У себя на родине французы построили новую яхту. Они назвали её “Спасибо”. |
№3 (+ запись на доске)
фр.нцузы ок.зались сп.сли м.ряки б.рьба .ни |
сп.сибо .кеан с.бя |
р.збита .казались .сход п.строили |
на яхте через океан в бурю с волнами у людей на исходе у себя |
2. Иллюстрации достопримечательностей городов различных стран (учитель выбирает по своему усмотрению).
3. Пословицы: “Доброе дело само себя хвалит”, “В жизни всегда есть место подвигу”.
4. Единицы русского языка:
буква
слог
слово
предложение
текст
5. Сюжетные рисунки:
№1
№2
№3
№4
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности.
-Здравствуйте, ребята. Прочтите пословицу на доске: Доброе дело само себя хвалит. Как вы её понимаете?
-Сегодня на уроке и нам предстоит выполнить доброе дело – написать изложение. Как изложение может само себя похвалить? (Варианты ответов детей.)
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в речи.
- Любите ли вы путешествовать? (Да.)
- Как называют людей, которые любят путешествовать? (Путешественниками.)
- Для чего люди отправляются в путешествие? (Увидеть новые страны, встретиться с приключениями.)
- Что привозят из других стран путешественники? (Фотографии, сувениры и т. д.)
- Можете ли вы по иллюстрациям достопримечательностей понять, в какой стране были люди? (Иллюстрации достопримечательностей.)
- Исходя из вопросов, которые вам были заданы, о чём будет говориться в тексте нашего изложения? (О путешествии.)
-Да, сегодня с героями рассказа мы отправимся в путешествие. Чтобы нам было легче справиться с задачей - хорошо написать изложение - мы должны вспомнить некоторые определения русского языка.
- Какими предложенными единицами речи воспользуемся при написании изложения? Что получится в результате? (Будем использовать текст.)
буква
слог
слово
предложение
текст
- Расскажите всё, что знаете о тексте. (Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу. У текста есть начало, основная часть, заключительная часть. У текста есть название, в котором заключена основная мысль.)
- Текст состоит из предложений, а как на письме обозначается граница предложений. (Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце ставится точка.)
- Можем ли мы сейчас приступить к написанию изложения? Почему? (Нет, не знаем содержание текста.)
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Прежде, чем познакомимся с содержанием текста, предлагаю самим составить рассказ, восстановив последовательность событий по сюжетным рисункам. (На доске рисунки №1, 2, 3, 4 перевёрнутые лицевой стороной вниз.)
- Как вы думаете, с какого рисунка надо начать? (Как правило, дети отвечают, что с первого.)
- Почему? (Варианты ответов детей.)
- Но мы начнём с последнего четвёртого рисунка. (Учитель переворачивает лицевой стороной вверх рисунок № 4.)
- Что вы видите? (Три человека на яхте, Эйфелева башня, Франция и др. варианты ответов.)
- Почему у яхты такое интересное название – “MERCI”? (Варианты ответов детей.)
- Когда говорят спасибо? (Когда за что-то благодарят.)
- Как вы думаете, кто благодарит? (Французские моряки, другие варианты ответов детей).
- Дайте название рисунку. (Яхта “Спасибо”. Учитель выносит на доску название: Яхта “Спасибо”.)
- Можно ли предположить, за что благодарят французские моряки? (Варианты ответов детей.)
- Как думаете, что на предыдущем втором рисунке? (Варианты ответов детей. Учитель переворачивает лицевой стороной вверх рисунок № 3.)
- Что видите?
- Кто эти люди? (Обратить внимание на название корабля.)
- Чем они занимаются?
- Что можете сказать о месте, где это происходит?
- Дайте название рисунку. ( Спасли российские моряки. Учитель выносит на доску название: Спасли российские моряки.)
- Как думаете, что на предыдущем втором рисунке? (Варианты ответов детей.)
- Что может произойти в океане? (Варианты ответов детей. Учитель переворачивает лицевой стороной вверх рисунок № 2.)
- Верны ли ваши предположения? Что видите на рисунке?
- Как назвать рисунок? (Борьба с волнами. Учитель выносит на доску название: Борьба с волнами.)
- Как думаете, что на первом рисунке? (Варианты ответов детей. Учитель переворачивает лицевой стороной вверх рисунок № 1.)
- Верны ли ваши предположения?
- Что видите на рисунке?
- Кто эти люди?
- Как можно назвать рисунок? (На яхте через океан. Учитель выносит на доску название: На яхте через океан.)
- Работа над логическим построением содержания текста.
В результате работы по рисункам, на доске появляется следующий деформированный план: Яхта “Спасибо”.
Спасли российские моряки.
Борьба с волнами.
На яхте через океан.
- Можно ли данную запись назвать планом? Почему? ( Нет. Последовательность событий нарушена.)
- Возьмите карточку №1 и восстановите последовательность, в какой совершались события.
(Работа детей по карточке № 1. В результате у детей в карточке и на доске появляется план событий:
1.На яхте через океан.
2.Борьба с волнами.
3. Спасли российские моряки.
4. Яхта “Спасибо”.)
- Возьмите карточку № 2 и познакомьтесь с содержанием текста. (Самостоятельное чтение текста про себя).
- Верно ли мы восстановили последовательность событий? Соответствует ли она содержанию текста, который предлагают нам авторы?
- Важен ли третий пункт плана? Почему? (Варианты ответов детей.)
- Что могло произойти, если бы российские моряки не пришли на помощь французским морякам? (Они бы погибли.)
- Если бы кораблекрушение терпели российские моряки, пришли им на помощь французы? Почему? (Варианты ответов детей.)
- Как можно назвать людей, пришедших на помощь? (Их можно назвать героями. Другие варианты ответов детей.)
- Прочтите пословицы.
Доброе дело само себя хвалит.
В жизни всегда есть место подвигу.
- Какая из них больше всего подходит к тексту? Почему? (Варианты ответов детей.)
- Как поступок, совершённый русскими моряками сам себя хвалит? (Варианты ответов детей.)
- Предложите название текста. (Варианты детей. Учитель подводит к названию - Яхта “Спасибо”.)
- Сколько пунктов в плане?
- Как на письме показать, что вы начинаете новый пункт плана? (Каждую часть надо писать с новой строки.)
5. Лексическая работа с текстом (Чтение по частям и пересказ. Все слова записываются справа от соответствующего пункта плана.)
- Как названы герои в первой части? (Трое французов.)
- Как названы герои во второй части? (Они.)
- Как названы герои в третьей части? (Люди, их, российские моряки.)
- Как названы герои в четвёртой части?( Французы, они.)
- Для чего героев рассказа авторы называют по-разному? (Для того, чтобы не было повторения одних и тех же слов.)
Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова.
6. Орфографическая работа. (Работа по карточке № 3. Эти же слова вынесены на доску.)
- Какое правило объединяет слова первого столбика? (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Под руководством учителя проводится работа по подбору и проверке слов).)
- Какое правило объединяет слова второго столбика? (Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением.)
- Какое правило объединяет слова третьего столбика? (Правописание приставок.)
- Какое правило объединяет слова четвёртого столбика? (Правописание предлогов со словами.)
7. Первичное закрепление текста в устной речи (Пересказ текста в парах).
8. Повторное чтение.
9. Написание изложения.
- Постарайтесь так написать изложение, чтобы ваша работа сама себя похвалила.
10. Итог урока.
- Тот, кто проверил изложение и считает, что написал изложение правильно, может оценить себя и на полях поставить оценку.