Урок математики на тему "Арифметические действия над числами"

Разделы: Начальная школа


Тема.    Арифметические действия над числами.

Цели:

1)закрепить алгоритм письменного деления многозначных чисел, продолжить работу по формированию вычислительных   навыков и умений решать задачи на движение;
2)развивать пространственное мышление, самоконтроль и взаимоконтроль, умение анализировать;
3)воспитывать самостоятельность, внимание.

Оборудование: мультимедийная система, презентация, выполненная в Power Point; формулы, написанные на карточках; примеры для устных вычислений на доске (с закрытыми ответами), слово «алгоритм» (по отдельным буквам), карточки алгоритма письменного деления многозначных чисел, выражения к задачам (на карточках).

Ход урока

I. Организационный момент.

- Работаем дружно, слаженно, организованно.

II. Актуализация знаний. Устные вычисления.

- Решив правильно примеры, вы отгадаете зашифрованное слово.
(На доске записаны примеры, ответы и буквы закрыты. Ученик устно решает пример, выходит к доске, открывает ответ и букву)

III. Закрепление письменного деления многозначных чисел.

1. Алгоритм письменного деления многозначных чисел.

- О каком алгоритме идёт речь? (алгоритм письменного деления многозначных чисел)
- Приглашаю к доске 6 учеников. Задание: взять карточки и встать по порядку в соответствии  с этапами алгоритма

2. Формулирование темы, целей урока.

- Сформулируйте тему урока (закрепим знание этого алгоритма, продолжим отработку вычислительных навыков).
- Откройте тетради, запишите дату.
- Строим «мостик» на урок русского языка – назовите орфограммы в дате.

3. Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр. 40, найдите № 2.
- 1-й пример пойдёт решать … с объяснением по алгоритму.    168 240 : 24 = 7010  
- 2-й пример я вам предлагаю в готовом варианте (пример решён с ошибкой):

- Какой этап алгоритма упущен при решении этого примера? (определение количества цифр в частном)
- Запишите в тетрадь правильное решение примера (на доске – красным мелом исправления вносит ученик).
- 3-й пример решает в соответствии с этапами алгоритма группа из 6 учащихся

(1-й ученик – выделяет первое неполное делимое, 2-й – определяет количество цифр в частном, 3-й – делит, 4-й – умножает, 5-й – вычитает, 6-й – сравнивает остаток с делителем).

73 440 : 17 = 4320

Итог: свои умения делить многозначные числа покажете в самостоятельной работе в конце урока.

IV. Упражнение на развитие пространственного мышления. Проверка д/з.

- Как называется фигура, которую вы чертили дома?                                                    Слайд № 1
- Так выглядят египетские пирамиды.                                                                                Слайд № 2
- Строим «мостик» на урок истории – как называется самая известная пирамида? 
(Пирамида Хеопса – её высота 147 м)                                                                              Слайд № 3
- Задание на развитие пространственного мышления, связанное с пирамидой:     Слайды № 4-5 
Пирамида изменила своё положение.                                                                 Эффект анимации
- Точками какого цвета обозначены её вершины С и D?                                Эффект анимации
- Точками какого цвета обозначены вершины С и D на этом чертеже?      Эффект анимации

V. Физминутка (выполняется на фоне  пустого слайда № 6)

 Японская пальчиковая гимнастика. Для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентрации, успокоения нервной системы.

Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с указательного пальца левой руки, нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочерёдно на левой руке, затем на правой. Затем на двух руках вместе (20 раз).

VI. Решение задач на движение.

1.  Работа с подвижными моделями задач.

- Не будет в математике удачи, коль не подружишься с …   задачей!
- С помощью подвижных моделей вспомним разные виды задач на движение.                       Слайд № 7

1.  Одновременное движение навстречу друг другу.
2.  Одновременное движение в противоположных направлениях.
3. Одновременное движение в противоположных направлениях из разных точек, когда в начале движения между объектами расстояние.
4.  Одновременное движение в одном направлении.
5.  Одновременное движение в одном направлении  из разных точек.

- Почему стрелки на моделях разной длины? (разная скорость движения объектов)

2.  Повторение взаимосвязи величин «скорость-время-расстояние».

- Что ещё необходимо повторить для решения задач на движение?

v = s :  t            s = v ∙ t       t = s :  (формулы на отдельных карточках)

3. Работа с  задачей  на движение в противоположных направлениях.

- Прочитайте задачу № 4.
- Определите вид задачи на движение.
- Заполним схему числовыми данными (одновременное заполнение схемы идёт на экране для самоконтроля). Слайд № 7
- Предлагаю решить задачу разными способами.

(С обратной стороны левой доски работают вместе 2 ученика (у одного из них затруднения с решением задач) – выполняют I  способ решения задачи. С обратной стороны правой доски работает третий ученик – выполняет II  способ решения задачи (начинает работу после того, как увидит, каким способом решают задачу первые два ученика, чтобы не повторять способ решения задачи). Остальные ученики решают задачу любым выбранным способом или двумя способами).

I способ.                                                                 II способ.

1) 12 ∙ 2 = 24 (км) – S1                                       1) 12 + 8 = 20 (км) – v удаления
2) 8 ∙ 2 = 16 (км) – S2                                         2) 20 ∙ 2 = 40 (км) – S прошли оба лыжника за 2 ч
3) 24 + 16 + 15 = 55 (км)                                    3) 40 + 15 = 55 (км)

Ответ: через 2 часа между лыжниками будет расстояние 55 км.

Проверка. Сопоставим ответы, полученные при решении задачи разными способами.

4. Работа с обратными задачами.

- Сколько обратных задач можно составить к этой задаче? (4)
- Рассмотрите схему обратной задачи под буквой а).  
- Составьте обратную задачу.
- Что означает это выражение?       

- расстояние, пройденное лыжниками за 2 ч

- расстояние между посёлками

- На доске (закрыты) II и III способы решения этой задачи. Кто желает проверить себя? (желающий сначала озвучивает способ, затем  открывается выражение) 

  



Обратить внимание: неверный способ:  55 – 12 ∙ 2 + 8 ∙ 2

VII. Домашнее задание.

С. 40, № 4 (б) решить (разными способами – тем, кто желает проявить свои способности и углубить математические знания), № 3 (2 строка).

VIII. Самостоятельная работа.

С. 40, № 3 (1 строка).

552 : 92 = 6                45 421 : 53 = 857       (404 ∙ 408) : 2 – 80 070 = 2 346

1) 164 832    2) 82 416    3) 2 346

- Учащиеся, решившие примеры, подходят к доске и сверяют  с ответами, написанными с обратной стороны доски. Если все примеры решены правильно, то ученик берёт со стола букву и прикрепляет её на доску (в результате на доске появляется слово «умники»).

IX. Итог урока.

- Назовите опорные слова урока (можно их выписывать на доску – это делают учащиеся, выполнившие решение примеров раньше других).