Все золото мира не имеет никакой
ценности;
вечны лишь те милосердные деяния, которые
мы способны совершить ради своих близких.
Адольф Прието
Ход урока
- Игра “Кто спасётся”.
- Беседа.
Попросите детей представить, что они идут через пустыню, и раздайте им роли, например: старика, матери, ребенка, отца, проводника и т.д. В игре участвуют от пяти до десяти человек, остальные – судьи. Педагог раскладывает на столе карточки, на которых написано все, что человек может взять с собой в путешествие, например: машину, коня, верблюда, бутылку с водой, книжку, пакет с сухофруктами, теплое одеяло, лопату, бутерброды и т.д. Карточек должно быть в пять раз больше, чем игроков. Педагог задает ситуацию, например: вам нужно перейти пустыню за неделю. Дети по очереди подбрасывают кубик со стола столько карточек, сколько цифр выпало на кубике. Затем они рассказывают, как поступят с тем, что им досталось, например: не возьмут с собой, поделятся с кем-либо, используют только для себя. Судьи решают, правильно ли тот или иной человек распорядился своим имуществом. После игры дети вместе с педагогом обсуждают, как доброта и милосердие, проявлены во время игры, помогли им перейти пустыню.
Вопросы и задания для беседы:
- Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердие?
- Знаете ли вы благотворительные организации, в основе деятельности которых – милосердие и сострадание? Хотели бы вы работать в такой организации, и почему?
- Как вы думаете, подавать милостыню – это проявление милосердия или нет?
- Прочитайте сказку: Ключ врага милосердного (В. Немирович – Данченко).
Караван шел по пустыне… Солнце жгло. Золотые бугры песков пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди белой извилистой линией дорога… Ее, собственно, не было. Дорогой здесь казались остовы павших верблюдов. Колодцы остались позади, и пилигримы взяли с собой воды на два дня. Только завтра они смогут добраться до оазиса с чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудные марева с синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и миражи пропали. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца… Сонно покачивались всадники, следуя за проводником. Кто-то запел, но в пустыне и песня падает на душу слезами. И певший тот час же замолк. Тишина… Только слышался равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все замирало, даже и душа человеческая! По крайней мере, на пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело своего друга… Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого шелка, остро и жадно следовал за ними взгляд погибающего в пустыне… Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.
- Что с тобой?
- Пить! – только и мог проговорить умиравший.
- Ты из рода Оммиадов?
- Да… - ответил старик.
- Я угадал по знаку на руке твоей… Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги…
- В пустыне пред лицом Аллаха – мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи…
- Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.
- А ты?
- Мне все равно жить осталось мало.
- Поедем вместе.
- Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.
- У тебя есть родные?
- Никого! – отвечал старик.
- Прощай!
- Что там? – указал он вдаль.
- Как бы вы поступили на месте молодого араба? Можно ли было найти какой-нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?
- Представьте, что вы едете по пустыне и, что у вас кончилась вода. Что вы предпримите?
Старик посмотрел вслед каравану – он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, какое-то веяние, проникавшее в его душу… Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток… другой. Лицо умирающего оживилось.
Умиравший жадно припал к мехам… Старик посадил его на своего верблюда…
Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он молча сел… Остановился…
Оставшийся долго смотрел ему вслед… Он обманул своего врага. У старика были дети, но они славились, как храбрые воины… Он уже не нужен был им.
Караван исчез в ослепительной дали… Солнце жгло… Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.
Прошло несколько месяцев.
Та же пустыня. Те же золотые бугры. Тот же караван шел назад. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня… Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился…
Нагонявшие его пилигримы тоже в изумлении глядели туда… Там, среди бесконечных песков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни… Яркие цветы нежным благоуханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников.
У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.
Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис ключом врага милосердного.
Вопросы и задания к сказке:
- Творческое задание “Проект помощи”.
- Как будет называться их организация;
- Кому она будет помогать;
- На каких условиях в ней будут работать люди;
- Кто ее будет финансировать;
- Ее основные принципы и т.д.
Поделите детей на группы. Каждая групп должна составить проект деятельности благотворительной организации. Дети должны написать:
После того как представители от групп расскажут о своих проектах, дети обсуждают, какой из них и как можно осуществить в рамках школы.
- Задание на дом.
Предложите детям составить собственный план деятельности в рамках благотворительного проекта.