Тема: "Как родители могут помочь своим детям в период адаптации"

Разделы: Начальная школа


На первом родительском собрании мы говорили о психологических особенностях детей 6–7летнего возраста и  о том, что на каждом этапе развития появляются свои новообразования – особенности формирования психики. В начальной школе их три: произвольность, рефлексия, внутренний план действия.

Это  родительское собрание посвящено очень важному периоду в жизни каждого ребенка – периоду адаптации. Главный вопрос: «Как родители могут помочь своим детям безболезненно пройти период адаптации и, в дальнейшем, хорошо учиться в школе?»

У всех родителей на партах стоят таблички с их фамилией, именем и отчеством (для общения с учителем и друг с другом).

- Всем нам хорошо известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди ждет что-то очень значительное, притягательное, но пока неопределенное. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного. Находишься в постоянном напряжении. Ситуация новизны  для любого  взрослого человека является в определенной степени тревожной.

А теперь представим ребенка, идущего в 1 класс. В его жизни наступает очень важный, ответственный и в то же время трудный период  - переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Почему трудный? Да потому что меняется привычный уклад его жизни, он вынужден адаптироваться к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. И если ребенок физически здоров и психологически готов  к школе*, то этот переход для него будет практически безболезненным, а, следовательно, и адаптационный период в  школе (очень важный период для успешного обучения каждого ребенка)  не растянется для этого ребенка на полгода и более, а займет 2-3 месяца, как и положено.

У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Но, к сожалению, некоторые дети в период адаптации могут испытывать ряд трудностей.
Могут появиться состояние тревоги,  капризы. Могут проявиться более ярко любые «шероховатости» характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость и т.п. Ребенку трудно. И взрослым непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного  кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий. Поэтому очень важной становится организация  работы школьной администрации, учителя и психолога,  а также родителей  в период адаптации.

Все мы хотим, чтобы наши дети становились с каждым годом сильнее  и входили во взрослую жизнь не только образованными,  но и здоровыми людьми. Говоря о здоровье, я подразумеваю не те вирусные инфекции, которых нам не избежать и которые являются следствием душевного состояния ребенка. Сегодня мы будем говорить о том, что необходимо делать нам с вами, взрослым, чтобы ребенок был здоров «душевно».       

Задумывались ли вы, насколько ребенку живется труднее, чем взрослому? Его постоянно оценивают. Ребенок получает оценку за каждый свой шаг и дома, и в школе. Выполняет все правильно - «хороший мальчик» или «хорошая девочка», если же нет, то все наоборот. Мы все время гадаем: «Хороший – плохой», «способный – неспособный» и т.д.  Представляете,  как это тяжело?

*Под психологической готовностью подразумевается не умение писать, читать, считать, а 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

А почему все мы тянемся к родным, близким, любящим людям? Да потому что они не оценивают, а принимают  нас такими, какие мы есть. Поэтому нужно  любить своего ребенка не условной любовью,  за что-то, а, наоборот, безусловной любовью, т.е. только за то, что он рядом, что он есть. И неважно, будет ли он «отличником» или «хорошистом», главное, чтобы ребенок был уверен в себе, чтобы верил  и чувствовал за спиной вашу поддержку.

Современные  психологи проводили исследования и выявили, что в большинстве случаев детских заболеваний, таких как неврозы, тики, заикание, энурез, депрессия, виноваты взрослые. Значит, наша с вами задача, помочь ребенку избежать эти проблемы. А для этого необходимо сотрудничество школьного психолога, учителя с родителями.

- Как вы, родители,  можете помочь своим детям?

На самом деле ничего сложного вам делать не надо. Достаточно  запомнить несколько простых правил и следовать им.

Правило 1.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, позаботьтесь о его нервной системе. Как? Его нужно любить, целовать, ласкать! Психологи доказали, что ребенку необходимо в день  минимум  20 ласк и объятий.

Но! Нельзя путать это с баловством!!!

Пример из жизни: недолюбленный ребенок – плохой ученик!

Правило 2.

Внушайте своим детям только положительные  качества. Если вы постоянно говорите  ребенку, что он бестолковый, глупый и т. д., то вы невольно внушаете ему это и развиваете в ребенке чувство неполноценности.  

Правило 3.

Старайтесь, как можно меньше ругать ребенка, лучше использовать методы «удивления», «отрицания»: «Неужели ты мог так сделать?» или «Я не верю, что ты так поступил» и т. д.

Если же вы все–таки начали ругаться, то нужно помнить, что отрицательная информация хранится в  коре головного мозга 6 часов, поэтому лучше не делать этого за 6 часов до сна.

Правило 4.

Лучший способ снятия напряжения у ребенка – общение с родителями. Если вы  в настоящий момент не можете поговорить с ним, не забудьте вернуться к разговору после. «Такие мелочи», - со слов родителей, постепенно будут отдалять вас от ребенка.

Общение должно начинаться с улыбки мамы!  Все ваши отрицательные эмоции передаются ребенку!

Правило 5.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими и не ставьте в пример кого-то. Это приводит только к зависти, агрессии. Ставьте в пример только самого ребенка. Например: «Вспомни, как ты сделал хорошо в прошлый раз» и т.д.

Для чего я вам все это рассказываю? Чтобы вы поняли, что будущее ребенка зависит от каждого шага взрослого человека. Прежде, чем что-то ответить, наказать, поощрить, мы должны 20 раз подумать, чтобы потом не удивляться: «Почему у моего ребенка такие проблемы?»

Далее обсуждаются  другие вопросы, запланированные учителем.