Цели урока:
- Показать многообразие произведений С. Есенина о природе;
- Уметь передавать свои чувства через выразительное чтение;
- Учить сравнивать разные стихи, их интонационные рисунки, чувства поэта;
- Показать красоту поэтического языка;
- Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения;
- Знакомить с картинами художников.
Оборудование урока:
- Учебник Л. А. Ефросининой;
- Презентация, подготовленная учителем;
- Портрет С. Есенина;
- Репродукция картины «Февральская лазурь»;
- Фотографии берёзы в разные времена года;
- Романсы: «Отговорила роща золотая», «Тихо струится река серебристая»;
- Магнитофон.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Постановка темы (на экране 1 слайд)
Рисунок 1
Звучит романс на стихи С. Есенина «Тихо струится река серебристая» в исполнении вокального трио «Реликт».
Сегодня мы немного необычно начали наш урок: с прослушивания прекрасного произведения «Тихо струится река серебристая».
- Как вы думаете, почему я вдруг начала наш урок с исполнения произведения? (мы изучаем С. Есенина, а слова написаны им)
- О чём это произведение?
- Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?
- Конечно же вы правы, мы продолжаем работать с произведениями С. Есенина по теме «Стихи о природе», но сегодня я хотела бы поговорить с вами о стихах, посвящённых берёзе. (появляется слайд 2)
Рисунок 2
3. Вступительное слово (во время беседы появляются слайды 3, 4)
Вы, наверное, не раз слышали выражение «модная песня». Так говорят о песне, ставшей известной, популярной. Правда, мода скоро проходит, и такие песни забывают. Но есть песни, которые не подвластны изменчивой моде. Их пели наши предки, и будут петь потомки. Я говорю о народных песнях. Эти песни находят отклик в душах людей, потому что выражают их мысли и чувства. Среди русских народных песен есть немало таких, где поётся о деревьях: ивушке, рябине, клёне, берёзе.
Рисунок 3
Обычно это трогательные, красивые, порой печальные песни, напоминающие о родных местах, об ушедшей юности. Каждое дерево по-своему красиво. И песни о них очень хороши. Знал и любил эти песни и Сергей Есенин.
В одном из своих стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу», которое вы будете изучать в старшей школе, поэт называет Россию «страной берёзового ситца». (Появляется слайд 5)
Рисунок 4
- Как вы поняли «страна берёзового ситца»?
- Что такое ситец?
- Какие авторские приёмы, помогающие показать красоту речи вы знаете?
- Что такое метафора, олицетворение, сравнения?
- Какой приём использовал автор, чтобы показать красоту страны? (метафора)
- Правильно. Автор не раз признавался в любви к берёзке.
4. Разбор отрывков из произведений С. Есенина
Давайте откроем учебник на стр. 63 и посмотрим на первый отрывок.
а) Чтение учеником первого отрывка
б) Разбор
- Что значит золотые косы?
- Что автор называет «холщовым сарафаном»?
- Можем ли мы по такому короткому отрывку определить, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Докажите (появляется картинка).
- Найдите метафору в этом отрывке (холщовый сарафан, золотистые косы).
в) Чтение второго отрывка
- Берёзы напоминали поэту стройных девушек. Посмотрите на следующий отрывок (чтение учеником).
г) Разбор
- В какое время года описана эта берёзка?
- Почему вы так решили? (появление картинки)
- Что значит зеленокосая?
- О какой белой юбчонке говорит автор?
Обратите внимание: листва с ветвями – это косы, а ствол автор называет по – разному сарафан и юбчонка. (появление картинки)
5.Физминутка
(Танцевальные движения под песню «Во поле берёза стояла»).
6. Стихотворение «Берёза»
а) Вступительное слово учителя.
- В январе 1914 года в детском журнале «Мирок» № 1 появилось стихотворение «Берёза», которое не осталось незамеченным. Это было первое печатное произведение С. Есенина, опубликованное под псевдонимом Аристон, что означает «музыкальный ящик».
б) Чтение учителем
в) Разбор
- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
- Прочитайте это стихотворение ещё раз про себя.
г) Чтение учениками про себя
д) Описание красок
- Скажите в какое время года стоит берёза? Докажите словами из текста. (появление слайда)
Рисунок 5
- Как вы думаете, какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать эту берёзку? (белая, чёрная, серебряная, бледно – розовая, золотистая)
- Вот какое многообразие красок, хотя поэт описал заснеженную берёзу. С. Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это сделано для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет. С этой же целью поэт использует сравнения.
е) Поэтические приёмы
- Сколько строф в этом стихотворении?
- Что такое строфа?
- С чем автор сравнивает снег в 1 строфе?
- С чем автор сравнивает опушенные кисточки берёзовых веток? (появляется слайд)
Рисунок 6
Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы. В 1 строфе идёт явное сравнение – автор говорит «точно». Подберите синоним к слову «точно».
- А какой приём использует автор в последней строфе? (Метафора, здесь идёт скрытое сравнение, автор сразу называет снег серебром, надеясь, что мы догадаемся)
- Какой ещё приём использует автор, чтобы показать красоту берёзы зимой? (олицетворения)
- Зачитайте олицетворения (принакрылась снегом, заря лениво, заря обсыпает, заря обходит)
- Молодцы. А теперь я хочу проверить вашу сообразительность. Есенин пишет «снежинки горят в золотом огне». В каком значении употреблено слово «горят»? (переносном)
- Конечно же. Ведь мы часто говорим глаза горят, работа горит. Но ведь глаза не могут гореть, как дрова, да и работа не может полыхать.
- Как вы думаете, откуда взялся золотой огонь? (свет зари)
- Что такое заря? (появляется слайд)
Рисунок 7
Зимой небо озаряется не так ярко, как летом.
- А теперь вопрос сложный: как долго стоит берёза в сонной тишине? (от утренней зари до вечерней зари, сначала на востоке, а потом на западе)
- Давайте прочитаем последнюю строфу. (чтение учеником последней строфы)
- Почему поэт называет зарю ленивой? (заря начинается позже, чем летом, как будто ей лень встать пораньше, и горит она не так ярко, как летом)
- Как автор относится к берёзе?
ж) Подготовка к выразительному чтению
- Теперь, когда мы внимательно разобрали стихотворение, нам надо выбрать нужную интонацию для чтения.
- Какая строка подсказывает нам, как надо читать это стихотворение? (И стоит берёза в сонной тишине)
- Как надо читать стихотворение – быстро или неторопливо?
- Громко или не очень громко? (Негромко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу. Неторопливо, так, чтобы все слышали, а также постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)
з) Выразительное чтение
7. Итог урока
Мы с вами сегодня говорили о прекрасных стихах Есенина посвященных берёзе.
Уже полвека живёт неповторимое есенинское песенное слово. Многие произведения положены на музыку. Один из романсов мы с вами слушали вначале урока. Закончить наш урок я так же хочу замечательным романсом на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая». А вы, слушая его, закройте глаза и попробуйте представить себе все картины, которые описывает автор.