Интегрированный урок по окружающему миру и математике в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Границы России. Повторение.

Разделы программы: Путешествие по странам мира. Логика

Место уроков в курсе изучения данных  разделов программы: первый и второй уроки (из 5) изучения и седьмой (из 7)

Вид уроков: интегрированные уроки  окружающий мир + математика.

Цель: формирование целостного образа России и соседних стран средствами математики и окружающего мира.

Задачи: расширить знания детей о странах, граничащих с Россией; развивать умение находить нужную информацию для выполнения разного рода заданий; формировать умения практического использования навыков арифметических действий над многозначными числами, воспитывать толерантность.

Оборудование: учебники Федотовой О.Н. «Окружающий мир», 2 часть, 4 класс, тетради в клетку, карта России, мультимедиа с электронным приложением «Границы России», наборы открыток с видами столиц соседних государств.

Подготовительная работа к урокам. Каждый ученик класса получил задание:  найти сведения  о природе, о достопримечательностях, о занятиях населения определённой соседней страны, используя любые источники (книги, открытки, рассказы взрослых, телепередачи, Интернет и т.д.)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по  странам мира. Но путешествие будет не настоящим, а виртуальным.

2. Актуализация знаний учащихся

– Какие страны мира вы можете назвать?
– А кто скажет, откуда можно узнать, какие из этих стран являются нашими соседями? (Посмотреть на карту) 
– Можете ли вы рассказать что-нибудь об этих странах? Может быть там живут ваши друзья, родственники, знакомые?
– Покажите на карте России страны, которые граничат с Россией. Какие из них находятся в Европе, а какие в Азии? Сравните площадь территории каждого из государств с площадью России. (Россия занимает самую большую территорию среди других стран)

3. Постановка проблемы

– На 2-х уроках мы многое узнаем об этих странах. Во время нашего виртуального путешествия вы должны будете заметить в описании каждой страны что-то особенное, что отличало бы её от других стран. Ваши наблюдения послужат материалом для создания «Книги рекордов». <Приложение, слайд 2 >
С какой же страны нам начать путешествие? <Задача 1, слайд 3 >

4. Открытие нового знания по окружающему миру и повторение по математике

Знакомство с Украиной <Слайд 4>

а) Показ страны на карте. В каких природных зонах располагается страна?
б) Чтение со слайда сведений о стране, сравнение территории и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о стране в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.

Знакомство с Белоруссией <Слайд 5>

а) Показ страны на карте. В каких природных зонах располагается страна?
б) Чтение со слайда сведений о стране, сравнение территории и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о стране в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.
д) Решение задачи №2
е) Проверка решения задачи. <Слайд 18>

Знакомство с Литвой и Латвией <Слайд 6>

а) Показ стран на карте. В каких природных зонах располагаются страны?
б) Чтение со слайда сведений о странах, сравнение территорий и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о странах в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.
д) Решение задачи №3
е) Проверка решения задачи. <Слайд 18>

Знакомство с Эстонией <Слайд 7>

а) Показ страны на карте. В каких природных зонах располагается страна?
б) Чтение со слайда сведений о стране, сравнение территории и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о стране в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.
д) Решение задачи №4
е) Проверка решения задачи. <Слайд 18>

Знакомство с Финляндией <Слайд 8>

а) Показ страны на карте. В каких природных зонах располагается страна?
б) Чтение со слайда сведений о стране, сравнение территории и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о стране в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.
д) Решение задачи №5 [ 2 ]
е) Проверка решения задачи. <Слайд 18>

Знакомство с Норвегией <Слайд 9>

а) Показ страны на карте. В каких природных зонах располагается страна?
б) Чтение со слайда сведений о стране, сравнение территории и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о стране в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.
д) Решение задачи №6
е) Проверка решения задачи. <Слайд 18>

Знакомство с США <Слайд 10>

а) Показ страны на карте. В каких природных зонах располагается страна?
б) Чтение со слайда сведений о стране, сравнение территории и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о стране в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.
д) Решение задачи №7
е) Проверка решения задачи. <Слайд 18>

Знакомство с Японией <Слайд 11>

а) Показ страны на карте. В каких природных зонах располагается страна?
б) Чтение со слайда сведений о стране, сравнение территории и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о стране в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.
д) Решение задачи №8
е) Проверка решения задачи. <Слайд 18>

Знакомство с Кореей <Слайд 12>

а) Показ страны на карте. В каких природных зонах располагается страна?
б) Чтение со слайда сведений о стране, сравнение территории и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о стране в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.
д) Решение задачи №9
е) Проверка решения задачи. <Слайд 18>

Знакомство с Китаем <Слайд 13>

а) Показ страны на карте. В каких природных зонах располагается страна?
б) Чтение со слайда сведений о стране, сравнение территории и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о стране в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.
д) Решение задачи №10
е) Проверка решения задачи. <Слайд 18>

Знакомство с Монголией  <Слайд 14>

а) Показ страны на карте. В каких природных зонах располагается страна?
б) Чтение со слайда сведений о стране, сравнение территории и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о стране в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.
д) Решение задачи №11
е) Проверка решения задачи. <Слайд 18>

Знакомство с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией <Слайд 15>

а) Показ стран на карте. В каких природных зонах располагаются страны?
б) Чтение со слайда сведений о странах, сравнение территорий и населения с Россией.
в) Найти и прочитать сведения о странах в учебнике.
г) Дополнить эти сведения своими сведениями.
д) Решение задачи №12  <Слайд 16>
е) Проверка решения задачи. <Слайд 18>

5. Обобщение. Создание «Книги рекордов» <Слайд 17>

– Итак, что бы вы выделили в каждой стране самое, самое, что отличало бы её от других стран? (Ответы детей учитель записывает на доске. Например, Китай – самое большое количество населения; Монголия – страна скотоводов; Япония – страна островов; США – страна небоскрёбов и т.д.)
– А можете ли вы сказать, что в нашей стране самое, самое?
– А можем ли мы сказать, что наша страна среди других стран самая, самая? Почему? (Подвести детей к ответу, что наша страна для нас самая, самая, потому что она самая любимая, самая красивая, потому что она – наша Родина)

6. Итог урока

– За эти 2 урока вы очень многое узнали о соседних странах. Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания? Где их можно применить

Список литературы:

  1. Справочное издание «Атлас мира», Харьков, Белгород, «Книжный клуб семейного досуга», 2008.
  2. О.А.Захарова Тетрадь для самостоятельной работы №3 «Математика в практических заданиях», 4 класс, М., «Академкнига/учебник», 2008.
  3. Л.А.Багрова Детская энциклопедия «Я познаю мир. Страны и народы»,М., «Издательство АСТ», 1999.