Урок русского языка во 2-м классе по теме "Общее понятие о предлоге"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Расширить знания о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;
  • Учить детей писать предлоги отдельно от других частей речи.

I. Организационный момент.

- Какие части речи знаете?

Что называется существительным?
Что называется прилагательным?
Что называется глаголом?

II. Чистописание.

-Пп- предлог.

Что мы знаем о букве п?

III. Слуховой диктант.

Вечером голодная лиса спешит на охоту.

Подчеркните подлежащее и сказуемое. Найдите орфограммы в словах. Подберите к прилагательному слово с противоположным значением (сытая). Назовите предлог в этом предложении. Как он пишется со словом охоту? (раздельно)

IV. Постановка темы урока.

Прочитайте текст на доске. Посмотрите, чего не хватает?

Кружатся снежинки … холодном воздухе. Катаются дети … коньках … льду. Весело детям … зимнее время … улице.

Допишите предлоги на доске.

Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении.)

Как мы пишем предлоги с другими словами?

(На доске предлоги : к, от, за, с, о, на, по, через, около, над, из, в, до, перед.)

Спишите, определите части речи.

V. Сказка “Ссора предлогов со всеми словами”.

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого – нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, и появилось правило: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

VI. Физминутка.

Ловко прыгают зайчата
Прыг да скок, скок да скок!
Быстро прыгать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идёт:
Где здесь пчёлы, где здесь мёд?
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
И вокруг запели птицы.
Ну, а нам пора учиться.

VII. Работа по учебнику.

1. с.55 у.86
2. с.56 у.87 (2 ученика работают по карточкам)

VIII. Шуточные вопросы – загадки.

- Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трёх?
- Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?
- Из каких четырёх предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку?

IX. Итог.

1. Как пишутся предлоги с другими словами?

2. Стихотворение “Чудесный выдался денёк.”

Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под столом ноги:
“Что значит – “по”?
Что значит – “за”?
И “за” и “по” – предлоги…”
А хорошо бы – ЗА порог
И мчаться ПО дороге !..
ть предлог,
Чтоб не учить предлоги?

(А.Шибаев)

(Читает наизусть подготовленный ученик.)

3. Секрет грамматики.

Перед глаголом предлогов не бывает.

X. Домашнее задание. с.55 у.84

Карточка 1.

Запиши, кто куда пошёл. Вместо точек вставь предлоги к, на, в, от.

Красная Шапочка пошла … бабушке.
Колобок ушёл … волка.
Подошёл старик … синему морю.
Пошла муха … базар и купила самовар.

Карточка 2.

Прочитай загадки и отгадай их.

1) Живёт без тела, говорит без языка, плачет без души, смеётся без радости, никто его не видит, а всякий слышит.

2)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт.
И никуда я не пойду, покуда он идёт.

Спиши. Подчеркни предлоги.