Цель: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
Задачи:
- удовлетворить потребность молодых учителей в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении различных затруднений;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
- помочь молодым учителям внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.
Раздел 1
А) Молодые специалисты первого года обучения.
№ | Ф.И.О. молодого специалиста | Преподаваемый предмет, стаж работы | Где, когда и какое ОУ закончил | Нагрузка (классы) |
Б) Молодые специалисты второго года обучения.
№ | Ф.И.О. молодого специалиста | Преподаваемый предмет, стаж работы | Где, когда и какое ОУ закончил | Нагрузка (классы) |
В) Наставники.
Ф. И. О. молодого специалиста | Ф. И. О. учителя/воспитателя-наставника | Предмет, звание учителя/воспитателя-наставника |
Раздел 2
А) Работа с молодыми специалистами первого года обучения.
Мероприятия | Исполнитель | Срок | Предполагаемый результат | |||
Занятие № 1 | ||||||
1. Презентация программы ШМУ. 2. Круглый стол “Основные проблемы начинающего педагогического работника”. 3. Консультация “Знакомство с локальными нормативными актами ОУ”: -правила поведения для
обучающихся/воспитанников; 4. Микроисследование возможностей педагогических работников в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы. |
Зам. директора по НМР | Сентябрь | 1. Определение а) основных проблем начинающего педагогического работника в обучении, воспитании; б) уровня теоретических знаний и профессиональных умений учителей школы-интерната, необходимых для проведения экспериментально-исследовательских умений. 2. Удовлетворение потребностей молодых специалистов в непрерывном образовании. 3. Оказание помощи в преодолении затруднений. 4. Руководство в практической деятельности нормативно-правовой базой ОУ. |
|||
Занятие № 2 |
||||||
1. Практикум по разработке плана
воспитательной работы. 2. Консультация “Психолого-педагогические методики диагностики личности обучающегося/воспитанника и коллектива” (изучение обучающихся и составление диагностической карты; программа изучения личности обучающегося; карты индивидуального развития обучающегося, программа изучения классного коллектива/группы воспитанников интерната; изучение “трудновоспитуемых” школьников; социальный паспорт семьи). |
Зам. директора по ВР/ по семьям
интерната. Педагог-психолог, социальный педагог |
Октябрь | 1. План воспитательной
работы. 2. Принятие своевременных педагогических решений, внесение коррективов в организацию образовательно-воспитательного процесса. |
|||
Занятие № 3 |
||||||
1. Лекция “Роль семьи в
формировании личности ребенка”. 2. Практикум “Ситуации в семье”. |
Психолог | Ноябрь | Сотрудничество с семьей: оказание методической помощи в формировании личности ребенка. | |||
Занятие № 4 |
||||||
1. Лекция “Типология, структура,
структурные элементы урока”. 2. Практикум по проектированию методической структуры урока в зависимости от его типа и вида. 3. Изучение памятки “Самоанализ урока, типы уроков, формы урока”. |
Зам. директора по УВР в 1-4 классах | Декабрь | 1. Обеспечение учителем
логики процесса усвоения знаний школьников:
восприятие, осмысление, запоминание, применение,
обобщение, рефлексия. 2. Повышение качества занятия. |
|||
Занятие № 5 |
||||||
1. Лекция “Эффективность урока –
результат организации активной деятельности
обучающихся”. 2. Практикум “Постановка целей обучения”. 3. Изучение методической разработки “Повышение интереса к учебному материалу”. |
Зам. директора по УВР в 5-11 классах | Февраль | Обеспечение усвоения содержания и управления познавательной деятельностью школьников. | |||
Занятие № 6 |
||||||
1. Практикум “Оптимизация выбора
методов и средств обучения при организации
различных видов уроков”. 2. Тренинг “Уровни, виды и приемы подачи домашнего задания”. 3. Практикум “Планирование учета знаний, умений и навыков”. 4. Изучение методической разработки “Формы контроля знаний, умений и навыков”. |
Наставники | Март | 1. Оптимальное достижение
цели учебного занятия. 2. Эффективная организация домашнего задания: объем д/з с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показателей; соответствие зоне ближайшего развития обучающегося и др. 3. Организация системы постоянного учета ЗУН обучающихся и более успешное использование его результатов в повышении эффективности образовательного процесса. |
|||
Занятие № 7 |
||||||
Неделя молодого специалиста. | Наставники, администрация | Апрель-Май | Я-концепция молодого педагогического работника. | |||
Занятие № 8 | ||||||
Подведение итогов работы ШМУ первого года обучения. | Зам. директора по НМР, наставники | Май | 1. Оценка занятий ШМУ
первого года обучения: плюсы, минусы. 2. Планирование индивидуальных консультаций для молодых специалистов (по запросу). |
Б) Работа с молодыми специалистами второго года обучения.
Мероприятия | Исполнитель | Срок | Предполагаемый результат |
Занятие № 1 | |||
1. Рекомендации по планированию и
проведению образовательно-воспитательной
работы с детьми в условиях интерната. 2. Использование этнопедагогических технологий – залог творчества и успеха детей коренной национальности (обмен опытом). |
Зам. директора по семьям интерната, наставники | Сентябрь | Повышение профессиональной компетенции в работе с детьми коренной национальности. |
Занятие № 2 |
|||
1. Лекция “Индивидуализация и
дифференциация обучения в современной школе:
научные основы и педагогические технологии”. 2. Микроисследование готовности к индивидуализации обучения. 3. Тренинг на выбор способов индивидуализации. |
Зам. директора по НМР | Октябрь | Развитие у педагога готовности к индивидуализации обучения в условиях развивающего, личностно ориентированного образования |
Занятие № 3 |
|||
1. Лекция “Психологические особенности
детей классов компенсирующего,
коррекционно-развивающего обучения (КмО, КРО) и
учет их индивидуальных особенностей при
планировании и проведении урока”. 2. Беседа “Роль семьи в развитии школьных успехов детей, обучающихся в классах КРО, КмО” 3. Практикум “Типичные трудности в обучении, психологические причины, способы их преодоления”. |
Педагог-психолог | Ноябрь | Использование знаний при планировании образовательного процесса в классах КРО, КмО. |
Занятие № 4 |
|||
1. Круглый стол “Изучение личности
обучающегося в ходе учебного процесса и
внеклассной деятельности”. 2. Нетрадиционные формы изучения личности ученика/воспитанника (из опыта работы). |
Зам. директора по ВР, наставники | Январь | Ориентация образовательной деятельности с позиций возрастных и индивидуальных особенностей. |
Занятие № 5 |
|||
1. Круглый стол
“Учебно-исследовательская деятельность
школьников как модель педагогической
технологии”. 2. Практикум “Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлениям на НПК”. |
Зам директора по НМР | Февраль | 1.Создание благоприятных условий для
самообразования школьников и их профориентации. 2.Подготовка обучающихся к исследовательской деятельности в вузе и формирование социально-активной жизненной позиции. 3.Развитие у детей умения вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной области. 4.Образование, воспитание и развитие обучающихся, стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления. |
Занятие № 6 |
|||
1. Консультация “Психологические
основы обучения одаренных и наиболее способных
детей”. 2. Практикум “Методика выявления одаренных детей”. |
Педагог-психолог | Март | Выстраивание целостной системы работы с одаренными, способными детьми в ОУ. |
Занятие № 7 |
|||
Неделя молодого специалиста. | Наставники, администрация | Апрель-Май | Развитие профессиональной деятельности молодого специалиста. |
Рекомендуемая литература:
Г. А. Богданова. Опрос на уроках русского
языка. М.: Просвещение, 1989.