План работы Школы молодого учителя

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Задачи:

  • удовлетворить потребность молодых учителей в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении различных затруднений;
  • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;
  • помочь молодым учителям внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.

Раздел 1

А) Молодые специалисты первого года обучения.

Ф.И.О. молодого специалиста Преподаваемый предмет, стаж работы Где, когда и какое ОУ закончил Нагрузка (классы)
         

Б) Молодые специалисты второго года обучения.

Ф.И.О. молодого специалиста Преподаваемый предмет, стаж работы Где, когда и какое ОУ закончил Нагрузка (классы)
         

В) Наставники.

Ф. И. О. молодого специалиста Ф. И. О. учителя/воспитателя-наставника Предмет, звание учителя/воспитателя-наставника
     

Раздел 2

А) Работа с молодыми специалистами первого года обучения.

Мероприятия Исполнитель Срок Предполагаемый результат
Занятие № 1
1. Презентация программы ШМУ.

2. Круглый стол “Основные проблемы начинающего педагогического работника”.

3. Консультация “Знакомство с локальными нормативными актами ОУ”:

-правила поведения для обучающихся/воспитанников;
-инструкция по заполнению журнала;
-положение о проверке тетрадей (единый орфографический режим) и др.

4. Микроисследование возможностей педагогических работников в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы.

Зам. директора по НМР Сентябрь 1. Определение

а) основных проблем начинающего педагогического работника в обучении, воспитании;

б) уровня теоретических знаний и профессиональных умений учителей школы-интерната, необходимых для проведения экспериментально-исследовательских умений.

2. Удовлетворение потребностей молодых специалистов в непрерывном образовании.

3. Оказание помощи в преодолении затруднений.

4. Руководство в практической деятельности нормативно-правовой базой ОУ.

Занятие № 2

1. Практикум по разработке плана воспитательной работы.

2. Консультация “Психолого-педагогические методики диагностики личности обучающегося/воспитанника и коллектива” (изучение обучающихся и составление диагностической карты; программа изучения личности обучающегося; карты индивидуального развития обучающегося, программа изучения классного коллектива/группы воспитанников интерната; изучение “трудновоспитуемых” школьников; социальный паспорт семьи).

Зам. директора по ВР/ по семьям интерната.

Педагог-психолог, социальный педагог

Октябрь 1. План воспитательной работы.

2. Принятие своевременных педагогических решений, внесение коррективов в организацию образовательно-воспитательного процесса.

Занятие № 3

1. Лекция “Роль семьи в формировании личности ребенка”.

2. Практикум “Ситуации в семье”.

Психолог Ноябрь Сотрудничество с семьей: оказание методической помощи в формировании личности ребенка.

Занятие № 4

1. Лекция “Типология, структура, структурные элементы урока”.

2. Практикум по проектированию методической структуры урока в зависимости от его типа и вида.

3. Изучение памятки “Самоанализ урока, типы уроков, формы урока”.

Зам. директора по УВР в 1-4 классах Декабрь 1. Обеспечение учителем логики процесса усвоения знаний школьников: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, рефлексия.

2. Повышение качества занятия.

Занятие № 5

1. Лекция “Эффективность урока – результат организации активной деятельности обучающихся”.

2. Практикум “Постановка целей обучения”.

3. Изучение методической разработки “Повышение интереса к учебному материалу”.

Зам. директора по УВР в 5-11 классах Февраль Обеспечение усвоения содержания и управления познавательной деятельностью школьников.

Занятие № 6

1. Практикум “Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов уроков”.

2. Тренинг “Уровни, виды и приемы подачи домашнего задания”.

3. Практикум “Планирование учета знаний, умений и навыков”.

4. Изучение методической разработки “Формы контроля знаний, умений и навыков”.

Наставники Март 1. Оптимальное достижение цели учебного занятия.

2. Эффективная организация домашнего задания: объем д/з с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показателей; соответствие зоне ближайшего развития обучающегося и др.

3. Организация системы постоянного учета ЗУН обучающихся и более успешное использование его результатов в повышении эффективности образовательного процесса.

Занятие № 7

Неделя молодого специалиста. Наставники, администрация Апрель-Май Я-концепция молодого педагогического работника.
Занятие № 8
Подведение итогов работы ШМУ первого года обучения. Зам. директора по НМР, наставники Май 1. Оценка занятий ШМУ первого года обучения: плюсы, минусы.

2. Планирование индивидуальных консультаций для молодых специалистов (по запросу).

Б) Работа с молодыми специалистами второго года обучения.

Мероприятия Исполнитель Срок Предполагаемый результат
Занятие № 1
1. Рекомендации по планированию и проведению образовательно-воспитательной работы с детьми в условиях интерната.

2. Использование этнопедагогических технологий – залог творчества и успеха детей коренной национальности (обмен опытом).

Зам. директора по семьям интерната, наставники Сентябрь Повышение профессиональной компетенции в работе с детьми коренной национальности.

Занятие № 2

1. Лекция “Индивидуализация и дифференциация обучения в современной школе: научные основы и педагогические технологии”.

2. Микроисследование готовности к индивидуализации обучения.

3. Тренинг на выбор способов индивидуализации.

Зам. директора по НМР Октябрь Развитие у педагога готовности к индивидуализации обучения в условиях развивающего, личностно ориентированного образования

Занятие № 3

1. Лекция “Психологические особенности детей классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения (КмО, КРО) и учет их индивидуальных особенностей при планировании и проведении урока”.

2. Беседа “Роль семьи в развитии школьных успехов детей, обучающихся в классах КРО, КмО”

3. Практикум “Типичные трудности в обучении, психологические причины, способы их преодоления”.

Педагог-психолог Ноябрь Использование знаний при планировании образовательного процесса в классах КРО, КмО.

Занятие № 4

1. Круглый стол “Изучение личности обучающегося в ходе учебного процесса и внеклассной деятельности”.

2. Нетрадиционные формы изучения личности ученика/воспитанника (из опыта работы).

Зам. директора по ВР, наставники Январь Ориентация образовательной деятельности с позиций возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятие № 5

1. Круглый стол “Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии”.

2. Практикум “Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлениям на НПК”.

Зам директора по НМР Февраль 1.Создание благоприятных условий для самообразования школьников и их профориентации.

2.Подготовка обучающихся к исследовательской деятельности в вузе и формирование социально-активной жизненной позиции.

3.Развитие у детей умения вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной области.

4.Образование, воспитание и развитие обучающихся, стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления.

Занятие № 6

1. Консультация “Психологические основы обучения одаренных и наиболее способных детей”.

2. Практикум “Методика выявления одаренных детей”.

Педагог-психолог Март Выстраивание целостной системы работы с одаренными, способными детьми в ОУ.

Занятие № 7

Неделя молодого специалиста. Наставники, администрация Апрель-Май Развитие профессиональной деятельности молодого специалиста.

Рекомендуемая литература:

  1. Г. А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1989.
  2. Борздун В. Н., Борздун Л. А. Исследовательская деятельность в школе: критерии и оценки // Методист. 2003. № 6.С.48-51.
  3. А. Гин. Приемы педагогической техники. М.: Вита, 2004.
  4. В. Г. Гульчевская, Т. М. Шевченко. Модуль “Индивидуализация и дифференциация обучения в современной школе”. Ростов-на-Дону, 2002.
  5. Измайлова О. С. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Педсовет. 2005. С. 6.
  6. С.В. Кульневич, В.И. Гончарова, Т.П. Лакоценина. Управление современной школой. Выпуск 2. Организация и содержание методической работы. // Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2003. С. 107-110.
  7. Мальцева С. В. Роль семьи в формировании личности ребенка. // Педсовет. 2005. С. 3-5.
  8. Масленникова А. В. Материалы для проведения спецкурса “Основы исследовательской деятельности учащихся” // Практика административной работы в школе. 2004. № 5.
  9. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие / Сост. М. Е. Сысоева. М.: ЦГЛ, 2002. С. 43-55.
  10. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. / Научный редактор Т. И. Шамова. Москва-Тюмень,1994.
  11. Г.И. Плясова. Воспитание семьянина в условиях детского дома. М.: Издательский дом “Новый учебник”. 2003.
  12. Русских Г. А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. 2003. № 1.С.30-39.-51.
  13. Современный урок. / Сост. Т. И. Прожирова. ЯНОИУУ, 2002.
  14. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. В 3 Ч. / Сост. Е. М. Муравьев, А. Е. Богоявленская. М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, части I-II – 2000; часть III – 2001.
  15. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 34-45.
  16. Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр “Педагогический поиск”. 2001.