Фольклор как средство развития нравственно-эмоциональной сферы ребёнка. Фольклорное занятие "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать прививать интерес к быту русской деревни. Закрепить знания детей о современной и старинной посуде. Расширять словарный запас, побуждать упражняться в словообразовании.
  2. Добиваться закрепления материала в игровой форме, побуждая интерес у детей и желание знать и уметь больше, создать радостный и эмоциональный настрой у детей, заронить в души детей искру фантазии.
  3. Добиваться умения работать слаженно, дружно, помогать друг другу, быстро и чётко.

Методические приёмы: Введение в занятие персонажей хозяйки и Кузи (домовёнка). Беседа. Дидактическая игра “Собери картинку”. Художественное слово. Музыкальная игра, танец “Сковородка”.

Предварительная работа: Чтение произведения К.Чуковского “Федори горе”. Дидактические игры по теме “Посуда”. Разучивание танца “Ложкари”. Хороводная игра “Аннушка”. Заучивание стихов. Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины.

Пособие: Изба хозяйки, самовар, чугунок, ухват, ложки деревянные и металлические, полотенце, конверты с рисунками, соль, дорожки, каравай, баранки, коромысло, 2 ведра.

Ход занятия

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мой дом. Собралось к нам гостей со всех волостей… Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

В старые времена гостей встречали хлебом-солью. Хлеб выпекали в печи, доставали вот такой лопатой, клали на рушник и подавали гостям в знак уважения.

И вас я встречаю хлебом-солью.

  1. “Красному гостю, красное место, а хлеб-соль по-старинному”
  2. “За хлебом-солью всякая шутка хороша”

Хозяйка: Ну да ладно, присаживайтесь, посидим рядком, да поговорим ладком.
Хозяйка: Посмотрите, что у меня на столе?
Дети: Самовар, чугунок, ложки.
Хозяйка: Как можно назвать одним словом?
Дети: Посуда.
Хозяйка: Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: “Сколько не три его, а белей не сделаешь”
Дети: Чугунок.
Хозяйка: Скажите, из какого материала сделан чугунок?
Дети: Из железа.
Хозяйка: Значит он какой?
Дети: Железный.
Хозяйка: Да, он железный. Это хорошо. Почему?
Дети: Потому что он в печке не сгорит Потому что он прочный, не сломается….
Хозяйка: Но то, что он железный – тоже и плохо. Почему?
Дети: Чугунок тяжёлый, холодный. Когда нагреется, можно обжечься…
Хозяйка: А, если бы чугунок сделали из стекла, то он стал бы каким?
Дети: Стеклянным.
Хозяйка: Стеклянный чугунок – хорошо. Почему?
Дети: Он лёгкий, красивый, прозрачный, в нём всё видно, он блестящий…
Хозяйка: Но стеклянный чугунок – это и плохо. Почему?
Дети: Он может разбиться и тогда порежешься. Он холодный. В нём нельзя варить…
Хозяйка: А, если бы чугунок сделали из дерева, то он стал бы каким?
Дети: Деревянным.
Хозяйка: Деревянный чугунок – хорошо. Почему?
Дети: Он тёплый. Когда в него нальёшь горячее, то не обожжёшься…
Хозяйка: Но деревянный чугунок – это плохо. Почему?
Дети: Он сгорит в печке. Он не прочный…

Хозяйка: Всё-таки хорошо, что мой чугунок железный. Хоть он и тяжёлый, можно обжечься, как вы говорите, но его можно в печь ставить, в нём можно варить. Какой помощник мне нужен, чтобы не обжечься и легче поднять его?

Дети: Ухват.
Хозяйка: Посмотрите, как я это сделаю. Хотите попробовать? Да, посуда, в которой я варю не такая, как у вакс. В чём ваши мамы суп варят?
Дети: В кастрюле.
Хозяйка: Какое интересное слово – кастрюля. Какая ещё посуда есть у вас дома? Вы знаете, где делают посуду?
Дети: На фабрике, на заводе.
Хозяйка: Из каких материалов сделана ваша посуда?
Дети: Из дерева, железа, стекла, глины, фарфора.

Хозяйка: А в деревне посуду делают деревенские мастера из железа, глины и дерева.

Ай, да молодцы! Всё знаете и мне рассказали.
А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперёд –
Вы смекалистый народ!

Деревянная подружка, без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт!

Дети: Ложка.
Хозяйка: Посмотрите-ка, какие ложки у меня на столе?
Дети: Деревянные, железные, нарядные, красивые…
Хозяйка: Да, ложки мои деревянные, расписные.

Скажите: расписные (хором и индивидуально). Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, а ещё…

(Идёт шум за ширмой, скрежет)

Хозяйка: Что такое?

(Входит Кузя, потягивается, с ложкой в руке).

Да это Кузя наверно.

Узнали моего домовёнка Кузю. Он со мной живёт в избе, оберегает от несчастий.

Кузя:

Да, я домовёнок Кузя за печкою живу
Хозяйке помогаю и с вами я дружу.

А что это вы тут делаете?

Хозяйка: Про посуду беседуем, вот про ложку рассказываю.
Кузя: А вы знаете, что ложка на досуге – веселушка, давайте с вами всем покажем. (Берёт поднос с ложками)
Хозяйка: Подходите, разбирайте, с ними пляску начинайте.

Ребёнок:

Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари.

(Танец с ложками)

Кузя: Ну пойду у печки полежу, там тепло, да вас послушаю.

Хозяйка: Давайте разделимся на две команды и посоревнуемся, чтобы правильно и чисто произнести скороговорку. Послушайте: “Течёт речка, печёт печка, течёт речка, печёт печка”.

Повторите, 1-ая команда, теперь 2-ая. Повторите тихо и медленно, а теперь быстрее и громче. Кто хочет самостоятельно произнести скороговорку.

Хозяйка: У меня есть волшебные конвертики, а в них картинки. Хотите, каждый соберёт свою картинку, и мы посмотрим, что же на них нарисовано Ой, а это что?
Дети: Самовар.
Хозяйка: Что есть у самовара?
Дети: Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки.
Хозяйка: А для чего нужен самовар?
Дети: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.
Хозяйка: А вы дома в чём чай кипятите?
Дети: В чайнике.
Хозяйка: А загадку кто-нибудь знает про самовар?

Ребёнок:

“Сверху – дыра,
Снизу – дыра,
А посередине – вода”.

“Железный бес на стол залез
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо”.

(Классификация рисунков: старинная и современная.)

Хозяйка: А это что за картинка?
Дети: Ведро.
Хозяйка: А у меня коромысло есть. Давайте исполним сценку “Аннушка” (инсценировка “Аннушка”)
Ребёнок: Ой, хозяюшка, засиделись мы у тебя, а нам уже пора уходить.
Кузя: Как, так быстро? Хозяюшка, а давай ребят угостим баранками. Они у себя чай попьют.

Хозяйка: Конечно, Кузя. Ведь ребятки такие умненькие, умеют загадки отгадывать. Сколько интересных слов назвали, когда рассказывали, из чего посуда сделана. А как ловко на ложках играете. Спасибо Вам. Вы нас с Кузей не забывайте, почаще в гости приходите в нашу чудесную избу. До свидания.