ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Продолжать прививать интерес к быту русской деревни. Закрепить знания детей о современной и старинной посуде. Расширять словарный запас, побуждать упражняться в словообразовании.
- Добиваться закрепления материала в игровой форме, побуждая интерес у детей и желание знать и уметь больше, создать радостный и эмоциональный настрой у детей, заронить в души детей искру фантазии.
- Добиваться умения работать слаженно, дружно, помогать друг другу, быстро и чётко.
Методические приёмы: Введение в занятие персонажей хозяйки и Кузи (домовёнка). Беседа. Дидактическая игра “Собери картинку”. Художественное слово. Музыкальная игра, танец “Сковородка”.
Предварительная работа: Чтение произведения К.Чуковского “Федори горе”. Дидактические игры по теме “Посуда”. Разучивание танца “Ложкари”. Хороводная игра “Аннушка”. Заучивание стихов. Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины.
Пособие: Изба хозяйки, самовар, чугунок, ухват, ложки деревянные и металлические, полотенце, конверты с рисунками, соль, дорожки, каравай, баранки, коромысло, 2 ведра.
Ход занятия
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мой дом. Собралось к нам гостей со всех волостей… Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
В старые времена гостей встречали хлебом-солью. Хлеб выпекали в печи, доставали вот такой лопатой, клали на рушник и подавали гостям в знак уважения.
И вас я встречаю хлебом-солью.
- “Красному гостю, красное место, а хлеб-соль по-старинному”
- “За хлебом-солью всякая шутка хороша”
Хозяйка: Ну да ладно, присаживайтесь,
посидим рядком, да поговорим ладком.
Хозяйка: Посмотрите, что у меня на столе?
Дети: Самовар, чугунок, ложки.
Хозяйка: Как можно назвать одним словом?
Дети: Посуда.
Хозяйка: Послушайте загадку и найдите
отгадку на столе: “Сколько не три его, а белей не
сделаешь”
Дети: Чугунок.
Хозяйка: Скажите, из какого материала
сделан чугунок?
Дети: Из железа.
Хозяйка: Значит он какой?
Дети: Железный.
Хозяйка: Да, он железный. Это хорошо.
Почему?
Дети: Потому что он в печке не сгорит
Потому что он прочный, не сломается….
Хозяйка: Но то, что он железный – тоже и
плохо. Почему?
Дети: Чугунок тяжёлый, холодный. Когда
нагреется, можно обжечься…
Хозяйка: А, если бы чугунок сделали из
стекла, то он стал бы каким?
Дети: Стеклянным.
Хозяйка: Стеклянный чугунок – хорошо.
Почему?
Дети: Он лёгкий, красивый, прозрачный, в
нём всё видно, он блестящий…
Хозяйка: Но стеклянный чугунок – это и
плохо. Почему?
Дети: Он может разбиться и тогда
порежешься. Он холодный. В нём нельзя варить…
Хозяйка: А, если бы чугунок сделали из
дерева, то он стал бы каким?
Дети: Деревянным.
Хозяйка: Деревянный чугунок – хорошо.
Почему?
Дети: Он тёплый. Когда в него нальёшь
горячее, то не обожжёшься…
Хозяйка: Но деревянный чугунок – это
плохо. Почему?
Дети: Он сгорит в печке. Он не прочный…
Хозяйка: Всё-таки хорошо, что мой чугунок железный. Хоть он и тяжёлый, можно обжечься, как вы говорите, но его можно в печь ставить, в нём можно варить. Какой помощник мне нужен, чтобы не обжечься и легче поднять его?
Дети: Ухват.
Хозяйка: Посмотрите, как я это сделаю.
Хотите попробовать? Да, посуда, в которой я варю
не такая, как у вакс. В чём ваши мамы суп варят?
Дети: В кастрюле.
Хозяйка: Какое интересное слово –
кастрюля. Какая ещё посуда есть у вас дома? Вы
знаете, где делают посуду?
Дети: На фабрике, на заводе.
Хозяйка: Из каких материалов сделана
ваша посуда?
Дети: Из дерева, железа, стекла, глины,
фарфора.
Хозяйка: А в деревне посуду делают деревенские мастера из железа, глины и дерева.
Ай, да молодцы! Всё знаете и мне рассказали.
А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперёд –
Вы смекалистый народ!Деревянная подружка, без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт!
Дети: Ложка.
Хозяйка: Посмотрите-ка, какие ложки у
меня на столе?
Дети: Деревянные, железные, нарядные,
красивые…
Хозяйка: Да, ложки мои деревянные,
расписные.
Скажите: расписные (хором и индивидуально). Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, а ещё…
(Идёт шум за ширмой, скрежет)
Хозяйка: Что такое?
(Входит Кузя, потягивается, с ложкой в руке).
Да это Кузя наверно.
Узнали моего домовёнка Кузю. Он со мной живёт в избе, оберегает от несчастий.
Кузя:
Да, я домовёнок Кузя за печкою живу
Хозяйке помогаю и с вами я дружу.
А что это вы тут делаете?
Хозяйка: Про посуду беседуем, вот про
ложку рассказываю.
Кузя: А вы знаете, что ложка на досуге –
веселушка, давайте с вами всем покажем. (Берёт
поднос с ложками)
Хозяйка: Подходите, разбирайте, с ними
пляску начинайте.
Ребёнок:
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
(Танец с ложками)
Кузя: Ну пойду у печки полежу, там тепло, да вас послушаю.
Хозяйка: Давайте разделимся на две команды и посоревнуемся, чтобы правильно и чисто произнести скороговорку. Послушайте: “Течёт речка, печёт печка, течёт речка, печёт печка”.
Повторите, 1-ая команда, теперь 2-ая. Повторите тихо и медленно, а теперь быстрее и громче. Кто хочет самостоятельно произнести скороговорку.
Хозяйка: У меня есть волшебные
конвертики, а в них картинки. Хотите, каждый
соберёт свою картинку, и мы посмотрим, что же на
них нарисовано Ой, а это что?
Дети: Самовар.
Хозяйка: Что есть у самовара?
Дети: Крышка, дно, стенки, две ручки,
кран, четыре ножки.
Хозяйка: А для чего нужен самовар?
Дети: В нём кипятят воду, а потом пьют
чай.
Хозяйка: А вы дома в чём чай кипятите?
Дети: В чайнике.
Хозяйка: А загадку кто-нибудь знает про
самовар?
Ребёнок:
“Сверху – дыра,
Снизу – дыра,
А посередине – вода”.
“Железный бес на стол залез
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо”.
(Классификация рисунков: старинная и современная.)
Хозяйка: А это что за картинка?
Дети: Ведро.
Хозяйка: А у меня коромысло есть.
Давайте исполним сценку “Аннушка” (инсценировка
“Аннушка”)
Ребёнок: Ой, хозяюшка, засиделись мы у
тебя, а нам уже пора уходить.
Кузя: Как, так быстро? Хозяюшка, а давай
ребят угостим баранками. Они у себя чай попьют.
Хозяйка: Конечно, Кузя. Ведь ребятки такие умненькие, умеют загадки отгадывать. Сколько интересных слов назвали, когда рассказывали, из чего посуда сделана. А как ловко на ложках играете. Спасибо Вам. Вы нас с Кузей не забывайте, почаще в гости приходите в нашу чудесную избу. До свидания.