Цели:
- Формирование орфографических и пунктуационных навыков учащихся в течение урока.
- Углубить знания об особенностях текста.
- Познакомить учащихся с параллельной и последовательной связью предложений в тексте, определить отличительные признаки данных типов связи.
- Развивать творческие способности учащихся (составлять текст по опорным словам; продолжать повествование и тд.)
- Прививать любовь к русским национальным традициям.
Оборудование: куклы, матрёшка, табл-схема “Последовательная и параллельная связь в тексте”, “Ромашка”, сундучок.
Ход урока
- Оргмомент.
- Повторим изученное.
Лингвический сундучок (Дети из сундучка достают поочерёдно карточки с № задания 1,2,3)
1. Орфографическая дуэль.
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку он сказал Прусту:
- Предоставляю вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю
орфографию, вы убиты.
К доске выходят два ученика | 2 ученика секунданта проверяют | |
(слова на доске) | ______ |
|
На время | ||
1 мин. |
(даются слова на разные орфограммы)
Например : пр.…бывать в Липецке, пр..зреть сироту, пл..вец, к..снуться, приш..л, ск..чок и др.
В это время класс думает, на какие орфограммы даны слова, что является опознавательным признаком орфограмм?
2. “Языковая разминка”.
(задание выполняют по вариантом)
I вариант – схематический диктант (объясняют
схемы предложений)
II вариант – синтаксическая минутка.
Задание:
I вариант – дайте характеристику предложениям
по схемам.
II вариант – расставьте и объясните знаки
препинания.
- Все мне здесь кажется родным широкие поля зеленые луга глубокие реки.
- Кажется шепчут колосья друг другу.
- Люблю тебя моя Россия!
“Это интересно!”
“Этимологическая страничка”
Можно ли считать родственными слова:
Палка – палить;
Трава – травить;
(Можно. Сожженое место называлось палом, а обожженные колья – палками ; трава раньше означала “пища, корм”, древнейшее слово травити имело значение “перетирать, съедать”)
Итак, наш сундучок наполнился вновь вашими знаниями.
А сейчас, как обычно, проведём словарную работу.
3. “По следам выполненных упражнений”. (словарная работа)
Идти (но: прийти, выйти)
Лягте (но: ложитесь)
Класть (но: положить)
4. Физкультминутка.
5. Новый материал.
Вспоминаем изученное.
Ребята, обратим своё внимание на материал, который лежит у вас на столе, и попробуем ответить на вопрос; “Какую из записей можно назвать текстом и почему?”
Дети читают два варианта записи. (Смотрите приложение к уроку № 1)
Спрашивайте – отвечаем.
- Что такое текст?
- Чем он отличается от предложений?
- Тема – что такое тема?
- Идея – что такое идея?
- Композиция.
- Порядок слов в предложении играет большую роль.
Инверсия (новое понятие)
Всё это верно.
Мне хотелось бы сегодня обратить ваше внимание ещё на одну особенность построения художественного текста, но пока я её раскрывать не буду.
Попробуйте догадаться сами.
А чтобы вам было легче, я предлагаю вашему вниманию следующий текст. (на доске запись текстов) (смотрите “ Приложение к уроку” №3)
Если вы догадались, то сегодня перед нами тексты особой темы.
Кто догадался, какой? (О русских национальных традициях, о русском фольклоре).
Итак, перед нами 2 текста:
“Сказка зимнего леса” (смотрите “Приложение” №3)
А) учитель читает тексты (они же находятся на
партах уч-ся)
Б) давайте попробуем решить лингвистическую
задачу.
Можно ли изменить порядок предложений или исключить одно какое-нибудь предложение из I текста? А из II?
Почему? Связаны ли эти предложения с предыдущим?
В I тексте? | Во II тексте? |
Нет | Да |
Учитель: В русском языке есть такое понятие как параллельная и последовательная связь предложений в тексте.
Кто догадался, какой текст мы отнесём к последовательной связи .Какой текст соответствует данной схеме?
На доске схема:
А какой к параллельной?
Давайте сделаем вывод.
Какая связь называется параллельной, а какая последовательной. (дети самостоятельно делают вывод)
Обратите внимание на схему-помощницу.
Отработка навыков и умений.
Обратим своё внимание на текст “матрёшка”. (тексты на партах у детей)
Мы продолжаем сегодня говорить о русских традициях.
Ребята, а вы знаете, кто такая матрёшка? (разные ответы детей)
А ещё в Древней Руси были такие разновидности кукол, которые первоначально использовались как элемент обряда. Они служили людям оберегом. Её брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали.
“Отвернись злом, повернись добром”.
Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь.
А вот как игрушка кукла появилась у славян примерно 1000 лет назад, у такой игрушки была и обучающая функция. Крестьяне ерили, чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье. Чем красивее куклы, тем, красивее будет хозяйка куклы. Игрушками не разбрасывались, их берегли в корзинах, ларчиках. По красоте куклы судили и о хозяйке.
Из чего же делали кукол?
(Заранее подготовленные уч – ся рассказывают о куклах)
Итак, возвращаемся к нашей матрёшке, она тоже имела некую особенность.
А вот какую, давайте прочитаем.
Учитель разъединяет матрешку, читает отпечатанный текст. (текст у каждого на столе, смотрите “ Приложение №2”)
Спрашивайте – отвечаем (по тексту)
К какому типу вы бы отнесли этот текст? К последовательной или параллельной связи? Докажите. (связь последовательная)
А сейчас выполним творческую работу с элементом занимательности. (По опорным словам записать мини-текст, определить тип связи предложений в тексте)
А тема такая “Русская берёзка”.
(славяне любили берёзки, она по сей день является символом России, из бересты по сей день, изготавливаются предметы домашней утвари: ведра, корзинки, а в старину незаменимы были берёзовые лапти.)
Игра “Ромашка”
Подведём итоги урока.
1. Что нового узнали о тексте?
2. Запись ключевых слов на доске.
Ребята, а ведь тему урока мы с вами не записали.
Как бы вы сформулировали тему, используя
ключевые слова темы?
3. Запись в тетрадь темы урока.
Д/З. Дома в тетради для творческих работ записать мини- сочинения по темам: “Дом, полный загадок”, “Удивительная посуда”.