Подготовительный этап:
- за две недели до урока класс делится на 5
команд и каждая получает индивидуальное задание.
- 1 команда: подготовить пресс-конференцию по теме
“Образование в России в XIV-XVIвв.”
- 2 команда: подготовить встречу с читателями и
познакомить их с новинками в литературе XIV-XVIвв.
- 3 команда: подготовить и провести экскурсию в
картинной галереи.
- 4 команда: подготовить и провести экскурсию по
знаменитым архитектурным памятникам XIV-XVIвв.
- 5 команда: подготовить отчет о своем путешествии
по городам и деревням XIV-XVIвв.
- с каждой командой в течение двух недель учитель
проводит консультации.
Литература для подготовки учащихся:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. М. Просвещение, 2005., § 26-28
- Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVIIвв.: Учеб. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
- Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIII вв. М.: МИРОС, издательство “ЧеРо”, 1998.
- А также учащиеся могут использовать любые энциклопедии или книги.
Цели:
- Показать роль Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания.
- Ознакомить учащихся с развитием просвещения, книгопечатания.
- Охарактеризовать основные жанры и идеи русской литературы XIV-XVI вв.
- Ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры и живописи.
- Способствовать формированию понимания учащимися целостности русской культуры.
- Дать общее представление о русском быте XV-XVI вв.
- Продолжить формирование у учащихся умения работы с различными источниками.
Оборудование: фотографии:
- церкви Спаса Преображения на Ильине улице в
Новгороде;
- церкви Федора Стратилата на ручье в Новгороде;
- соборов Московского Кремля: Успенского,
Архангельского, Благовещенского;
- церкви Вознесения в селе Коломенском под
Москвой;
- Собора Василия Блаженного в Москве;
- Икона “Троица” А.Рублева; иконы Феофана Грека.
Мультимедийные презентации;
Рисунки учащихся.
Ход первого урока
Учитель раскрывает основные особенности исторического развития, которые повлияли на русскую культуру периода XIV-XVI вв.:
- Объединение северо-восточных земель вокруг Москвы.
- Создание единого Российского государства.
- Развитие ремесла, сельского хозяйства и торговли.
- Местные культурные традиции сменяются общерусскими.
- Превращение Москвы в центр складывающейся единой русской культуры.
- Проявляется интерес образованных людей России к другим странам, в частности устанавливаются культурные контакты.
- Решительно освобождается русская культура от византийского влияния.
Учитель: На сегодняшнем уроке, изучая русскую культуру XIV-XVI вв., нам предстоит побывать на нескольких мероприятиях. Во время урока вам необходимо заполнять путевой лист всех мероприятий:
Направления развития культуры | Достижения |
Просвещение и книгопечатание | |
Литература | |
Архитектура | |
Живопись | |
Быт |
Выступление 1 команды.
Команда заранее придумывает вопросы, которые бы полностью раскрывали тему их пресс-конференции, и раздают ребятам из класса, которые будут представлять различные печатные издания, а члены команды на них отвечают.
Примерные вопросы:
- Как развивалось в этот период книжное дело?
- Когда в России появились печатные книги? Какое это имело значение?
- Какова судьба первопечатника Ивана Федорова?
- Кто мог быть учителем в это время в школе?
- Что общего и в чем различие современной школы и школы того далекого времени?
Выступление 2 команды.
При знакомстве с “новинками” литературы, читателям представляют макет книг или обложку.
Примерный текст выступления:
1 ученик: Сегодня мы познакомим вас с “новинками” литературы XIV-XVI вв., которые поступили в нашу библиотеку.
Для любителей такого жанра как воинская повесть мы можем предложить “Повесть о разорении Рязани Батыем”. В ней вы узнаете о том как был захвачен этот город, какова судьба княжеской семьи. В повесть также включен рассказ о герое-богатыре Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага. Основная мысль этого произведения может быть выражена в словах: “Лучше нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти”
2 ученик: Мы с вами знаем, что победа на поле Куликовом в 1380 году, привела к необычайному подъему в настроениях русских людей, придала им уверенность в своих силах. Этому событию посвящен целый цикл произведений.
Одним из первых восславил Куликовскую битву Сафоний Рязанец в поэме “Задонщина”. Произведение начинается с описания природы, как бы предчувствующей кровавую битву. Автор повествует о душевных переживаниях своих героев, он не только гордится ратным подвигом, но и скорбит по погибшим героям. В поэме подчеркивается особая роль Москвы в достижении победы, а князь Дмитрий Иванович представляется как подлинный организатор всех русских сил. Если вы знакомы с произведением “Слово о полку Игореве”, то вы увидите сходство некоторых художественных приемов, которыми пользуется автор. (Ученикам предлагается познакомиться с отрывком из произведения и ответить на вопрос к документу (Д.К. стр.231))
1 ученик: Еще одно произведение, посвященное этой теме, повесть “Сказание о Мамаевом побоище”. Автор неизвестен. В “Сказании…” проклинается Мамай, который отправился на Русь, “сердитуя, яко лев, пыхая, яко неутолимая ехидна ”. Автор гневно осуждает поведение рязанского князя Олега, обвиняя его в “скудности ума в голове”, в предательстве, в том, что “сатана ухищрение вложил в сердце его”. Как и в “Задонщине” здесь воспевается великий князь Дмитрий Иванович и подвиг русских воинов.
3 ученик: Если какого-то из читателей интересует такой жанр как хождения, т.е. путевые заметки, то мы советуем почитать “Хождение за три моря” Афанасия Никитина. В ней вы не только познакомитесь с такими странами, как Иран и Индия, узнаете быт, культуру, религию местных народов, но и интересными будут вам размышления автора о судьбе Руси.
Для любителей истории мы предлагаем познакомиться с возрожденным в XV веке жанром – общерусское летописание. Первая такая летопись была составлена в Москве и получила название – Троицкая. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси. Одним из самых значительных произведений русского летописания стала Московская летопись 1479 года.
Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти. Они последовательно проводят идею о том, что Москва является наследницей политических традиций Киева и Владимира. Чтобы ярче подчеркнуть эту идею, московские летописные своды начинаются с “Повести временных лет”.
4 ученик: В XVI веке появляется такой новый жанр как публицистика. Одним из интересных публицистов этого времени является Иван Семенович Пересветов. В его сборнике вы можете познакомиться с челобитными, адресованными Ивану Грозному; проектами реформ, укрепляющих самодержавную власть царя.
К этому же жанру относится переписка Ивана Грозного с князем А.М.Курбским.
2 ученик: Если вам интересна история не только своей страны, то вам будет интересен сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории – “Хронограф”. Автор этого сборника не известен. Но это был очень образованный человек, имевший свое представление о ходе мировой истории.
3 ученик: Для любителей духовной литературы мы можем предложить знаменитые “Четьи минеи”, созданные людьми близкими к митрополиту Макарию. Это церковно-литературная энциклопедия, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Здесь вы найдете и жития, и поучения, а также произведения стоявшие вне круга церковной литературы.
4 ученик: И наконец нам хотелось бы представить знаменитый “Домострой”, написанный в XVI веке. Составил его или, во всяком случае, отредактировал Сильвестр. В нем вы найдете и наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. (Можно привести несколько отрывков для иллюстрации (Ю. стр.89-90)).
Заключение: 1 вариант: проверить записи достижений, внесенные в путевой лист.
2 вариант: предложить учащимся ответить на вопросы:
- Когда и кем в России были созданы первые печатные книги?
- Каково значение начала книгопечатания?
- Какие жанры и идеи были характерны для литературы XIV-XVI вв.?
Д/З: §26
Ход второго урока
Выступление 3 группы.
Во время выступления ребята обращаются к фотографиям или к иллюстрациям учебника.
1 ученик: Сегодня нам предстоит познакомиться с творчеством знаменитых иконописцев XIV-XVI вв.: Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Дионисием.
Начнем нашу экскурсию со знакомства с работами Феофана Грека.
Ход экскурсии:
- Биография Феофана Грека.
- Фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице.
- Икона “Успение Богоматери”.
- Икона “Донская Богоматерь”.
2 ученик знакомит учащихся с творчеством Андрея Рублева.
- Биография Андрея Рублева.
- Роспись стен Благовещенского собора.
- Фрески Успенского собора и Троице-Сергиева монастыря.
- Икона “Троица”.
3 ученик знакомит с творчеством Дионисия.
- Биография Дионисия.
- Икона “Распятие”.
- Житийные иконы – “Митрополит Петр” и “Митрополит Алексий”.
(Материал для экскурсии взят в учебном пособии Ю.С. Рябцова “История русской культуры XI-XVII вв.”)
Выступление 4 группы.
Во время выступления ребята обращаются к фотографиям или к иллюстрациям учебника.
1 ученик: В конце XIII века на Руси возобновляется каменное строительство. В XIV веке центрами каменного строительства становятся Новгород, Псков и конечно же Москва. Мы предлагаем вам совершить мысленное путешествие по этим городам и познакомиться со знаменитыми архитектурными памятниками этого времени.
Начнем мы нашу экскурсию с Новгорода. Здесь были построены храмы, ставшие классическими образцами новгородского стиля. Обратите внимание на церковь Спаса Преображения, которая находится на Ильине улице или на церковь Федора Стратилата на Ручье. Эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Фасады их украшены декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.
В отличии от новгородской, псковская архитектура имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны. Это вы можете увидеть на примере Изборской крепости. Объясняется же это тем, что Псковская земля находилась на окраине Руси, поэтому здесь и преобладает оборонное зодчество.
2 ученик: А теперь мы предлагаем совершить прогулку по территории Кремля и познакомиться с его знаменитыми соборами. Начнем мы свою экскурсию с Успенского собора:
- История создания собора.
- Отличие Успенского собора от своего владимирского “прототипа”.
- Предназначение собора.
3 ученик: Через площадь, напротив Успенского собора, вы можете увидеть Архангельский собор:
- Описание внешнего и внутреннего убранства собора.
- Предназначение собора.
4 ученик: К западу от Соборной площади в древности размещался государев двор. До наших дней сохранились лишь отдельные его части, среди которых наиболее известна Грановитая палата:
- Внешний и внутренний вид строения.
- Назначение палаты.
5 ученик: А теперь обратите внимание на Благовещенский собор, который считался главным в комплексе царского дворца:
- Строительство храма.
- Внутреннее убранство.
- Предназначение храма.
6 ученик: Одно из самых знаменитых сооружений Кремля – колокольня Ивана Великого:
- Происхождение названия.
- Строительство колокольни.
- Описание колокольни.
- Происхождение выражения: “кричать во всю Ивановскую”.
7 ученик: И завершим мы нашу экскурсию на Красной площади у Собора Василия Блаженного:
- Строительство собора.
- Внешний и внутренний вид.
(Материал для экскурсии взят в учебном пособии Ю.С. Рябцова “История русской культуры XI-XVII вв.”).
Выступление 5 группы.
Во время выступления учащиеся сопровождают свой рассказ мультимедийной презентацией или рисунками, на которых изображены предметы быта.
1 ученик: По мере расширения Русского государства возводились новые города. В одном из них нам удалось побывать.
Ещё издали мы увидели крепостные стены, окружающие город. В те времена их возводили из камня или кирпича. Подъезжая ближе, мы обратили внимание на земляные укрепления, также как и стены, они были построены для защиты.
Самым красивым сооружением в городе была церковь. Недалеко от нее находились приказная изба, двор воеводы. Воевода приветствовал нас, он показал нам пушечный амбар, где хранилось оружие, а также погреб для хранения пороха. Была в городе и государева житница, откуда служивым людям раздавалось хлебное государево жалованье. Все эти строения были окружены ещё и внутренними стенами.
За ними была тюрьма, а недалеко располагались жилища стрельцов.
Мы решили прогуляться по городским улицам, которые имели названия или связанные с занятиями проживающих здесь людей, или по именам церквей. Самыми красивыми были жилища землевладельцев. Были здесь ещё осадные избы, построенные для окрестного простого люда на случай военного времени.
Погуляв по городу и отобедав в харчевне, мы отправились дальше.
2 ученик: Неподалеку от города находилась деревня, в которой мы решили заночевать.
Мы попросились на ночлег в одну из крестьянских изб. Хозяин радушно пригласил нас в дом. Пройдя через холодные сени, мы попали в жилое помещение. Большую часть его занимала печь. Она завершалась плоской поверхностью – лежанкой, на которой сидели дети. Потолка в избе не было, поэтому двускатную крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. На бревна накладывали широкие полосы вываренной бересты, а сверху покрывали соломой. Стены в избе были закопченными, т.к. печь топилась по-черному. Окна были затянуты бычьим пузырем. В переднем углу висела икона, перед которой была зажжена лампада.
Нас усадили за длинный стол. Хозяйка нарезала ржаного хлеба, в деревянные чашки налила щей из кислой капусты, а также в глиняных плошках подала кашу. Хозяин извинился за скудный ужин, но ведь это были будние дни. Вот если бы мы попали в гости на праздник, то нас угостили бы мясными щами, селянками из овощей, яичницей.
Отужинав, семья занялась своими делами. Мужчины принялись плести лапти, ведь в год крестьянин изнашивал до 60 пар лаптей. Одни женщины перебирали одежду и ставили заплаты. Другие делали вышивки на рубахах и сарафанах.
Через час, вся семья, помолившись, стала укладываться спать. Нас положили на широкие лавки. Взрослы легли на полати – деревянные настилы, которые сооружались под потолком возле печи. Ребятишки полезли па лежанку. Вместо подушек нам дали по охапке соломы, прикрыв её дерюгой, а укрылись мы тулупами – овчинными шубами.
Рано утром, ещё до рассвета, хозяйка затопила печь, и дым заставил нас встать. Попрощавшись с хозяевами, мы продолжили путь.
Заключение. Подводятся итоги выступления групп. Учащимся предлагается сдать путевые листы. На следующий урок проводится тестовая проверочная работа.
Д/З:§ 27-28