Цели урока:
- расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина;
- воспитывать любовь к чтению, книге, к поэтическому слову;
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, рисунки учащихся к сказкам, кроссворд, презентация, мультимедийное оборудование.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Разгадывание кроссворда.
Учитель: сегодня урок мы посвящаем великому русскому поэту, произведения которого мы знаем и любим. Для того, чтобы узнать его фамилию, надо отгадать кроссворд.
1.
“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я …””.
2.
“Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
“Да! Такая есть девица.
Но жена не …””.
3.
“Между тем, как он далёко
Бьётся долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в …”.
4.
“Уж диковинка, ну право, -
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, -
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью …”
5.
“В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись, на сей раз
Дал гонцу такой …”
6.
“К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто …”
3. Рассказ о писателе.
Текст Константина Паустовского читают подготовленные учащиеся. Чтение сопровождается презентацией.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли “солнцем русской поэзии”. Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавлять к словам современников Пушкина ещё одно слово и сказать: “Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии”.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. “Подруга дней моих суровых” - называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал её, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов – старинные и грозные песни о горькой народной доле.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. “Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждая есть поэма”. Под его лёгким и быстрым пером некоторые их этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но ещё много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей.
Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!
4. Викторина по сказкам Пушкина.
Учащиеся по очереди читают отрывки из сказок А.С.Пушкина, дети отгадывают название сказки, называют её героев.
5. Итог урока.
- Что нового вы узнали о жизни и творчестве А.С.Пушкина?