Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Востока.
Задачи урока:
- Закрепить знание основных понятий, терминов, дат;
- Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, использовать знания в нестандартной ситуации;
- Развитие памяти, внимания;
- Воспитание интереса к предмету.
Оборудование: Карты: “Древний Восток. Египет и передняя Азия”, “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. – 3 в. н.э.”, учебные таблицы из Альбома по истории культуры Древнего мира, схематические рисунки с изображением контуров стран, таблица-кроссворд, таблица с ответами к историческому диктанту, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово учителя:
Мы познакомились с удивительно богатой историей стран Древнего Востока: природными условиями этих стран, образом жизни и занятиями жителей, культурой и достижениями…
Сегодня мы должны подвести итог вашим знаниям по этой теме.
3. Обобщающее повторение.
1. Разминка.
Игра “Историческая цепочка”
Учащиеся по цепочке называют географические названия, связанные с историей Древнего Востока. (Условие игры: ответы даются быстро, тот, кто запнулся – выходит из игры, побеждает ученик, назвавший последнее слово).
2. Неизвестная земля.
По контуру требуется определить, какая страна, местность изображена на схематическом рисунке: (Нил с дельтой, Финикия с частью Средиземного моря, Междуречье с частью Персидского залива, Индия и Гималаи, Великая китайская равнина с частью Великой китайской стены).
Одновременно учащиеся показывают названные страны на настенной карте. По ходу выполнения задания, отвечают на вопросы:
- Почему Египет в древности называли “даром
Нила”?
- Какую роль играло море в жизни финикийцев?
- Почему Междуречье носит такое название?
- Как Гималаи влияли на природные условия Индии?
- С какой целью строилась Великая китайская
стена?
3. Исторический диктант.
Учитель зачитывает определения, ученики записывают понятия в тетради.
- частицы полусгнивших растений и горных пород,
остающихся на берегах Нила после разлива;
- тростник в Египте;
- горная порода из которой в Междуречье делали
различные предметы: кирпичи, посуду, таблички для
письма, игрушки, гробы и т.д.;
- плоды, из которых финикийцы выдавливали
душистое масло;
- металл, пришедший на смену меди и бронзе;
- густые, труднопроходимые леса в долине Ганга;
- “белая шерсть” на кустах из которой
изготовляли красивую, прочную ткань в Индии;
- дерево, которое китайцы использовали в качестве
материала для письма.
По окончании диктанта учитель показывает ответы на таблице
ил
папирус
глина
оливки
железо
джунгли
хлопок
бамбук
Организуется взаимопроверка: учащиеся меняются тетрадками, проверяют работы друг друга, ставят оценки:
Нет ошибок – “5”;
До 2ух ошибок – “4”;
Более 2 ух – “3”.
Учитель: Поднимите руки те, кто получил “5”, кто получил “4”.
4. Историческая перестрелка.
Учащиеся должны дать самое короткое определение понятиям:
Фараон, жрец, вельможа, пирамида, раб, храм, Тутмос, законы, налоги, касты, брахманы, шудры, неприкасаемые, Цинь Шихуан, саркофаг, иероглифы, клинопись, колония, таран, Конфуций.
Например, фараон- правитель Египта, жрец- служитель храма, вельможа- знатный человек, пирамида- гробница фараона и т.д.
(В моих классах такая работа ведётся систематически, поэтому ученики дают определения быстро.)
5. Каверзные вопросы:
1) Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в древнем Египте или мальчику из Финикии? Объясните, почему вы так думаете.
2) В Междуречье в глубокой древности богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь.
Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь?
3) В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили названия Ханаан. Название “Финикия” этой стране дали греки. “Финикийцы” по гречески означает “красноватые”, или, точнее, “красящие в багряный цвет”.
Почему именно так называли греки финикийцев?
4) Столица Ассирийской державы Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612г. до н.э. Однако библиотека царя Ашшурбанапала не погибла в огне и сохранилась до наших дней.
Почему книги этой библиотеки несгораемые?
5) В древней индийской поэме “Махабхарата” сказано: “Корова, коза, человек, овца, лошадь, осёл и мул (помесь осла с лошадью) – эти семь считаются домашними животными”. Почему человек назван домашним животным? О каких людях идёт речь?
(Задачи из Рабочей тетради по истории древнего мира. Годер Г.И.- Москва, Просвещение 2001 г.)
6. Черный ящик.
Учитель вынимает из черного ящика различные предметы, требуется указать, где были сделаны изобретения, из какой страны эти предметы.
Предметы в черном ящике: шелк, рис, хлопчатник, бумага, стекло, чай, шахматы, монета, компас, алфавит, гороскоп, сахар.
7. Экскурсия в музей.
На стене – учебные таблицы из альбома по истории культуры Древнего мира:
“Пирамида Хеопса”
“Большой сфинкс в Гизе”
“Висячие сады Вавилона”
“Столб с законами вавилонского царя Хаммурапи”
“Древнеегипетские статуи Рахотепа с женой
Нофрет”
“Гробница Тутанхамона”
“Древнеегипетский храм”.
Учащиеся – гиды. По желанию должны рассказать, что представляет собой каждый “экспонат” в музее.
8. Исторический задачник.
Археологами найдено письмо Цинь Шихуана адресованное Хаммурапи, в котором он сообщает новость об объединении Китая под своей властью.
Возможно ли такое?
Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на “линии времени” годы правления Цинь Шихуана и Хаммурапи.
Учащиеся работают с линией времени:
9. Страна кроссвордия.
- Что такое религия?
Кроссворд “Боги Древнего Востока”
- Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела
- Бог пустыни в Египте
- Книга, в которую вошли еврейские мифы и предания о прошлом своего народа
- Богиня плодородия в Двуречье
- Бог индийцев с головой слона
- Бог – судья в царстве мертвых (Египет)
- Бог, которому поклонялся еврейский народ.
10. Детектор лжи.
У учащихся находятся сигнальные карточки со знаками “+” и “-“. Учитель зачитывает утверждения, ученики поднимают соответствующую карточку: если утверждение верно- “+”, если неверно- “-“.
Утверждения:
- Тир- город Сирии;
- в финикийском алфавите 32 буквы;
- Мемфис – первая столица Египта;
- Тигр – река в Индии;
- Хаммурапи – вавилонский царь;
- Адам – первый мужчина на земле;
- глина – материал для письма в Китае;
-Себек – священный бык в Египте;
- пирамида Тутанхамона – самая высокая пирамида;
- Шамаш – бог солнца в Междуречье;
- Сыном Неба называли царя Индии.
11. Открытое голосование.
Продолжается работа с сигнальными карточками. У учащихся имеются карточки с буквами: “А”, “Б”, “В”. Учитель зачитывает тест- ученики поднимают карточку с правильным ответом.
Тесты:
1. Столица Ассирийской державы, “логовище львов”, “город крови”:
А) Ниневия
Б) Персеполь
В) Вавилон
2. Предводитель персов, великий полководец древнего мира:
А) Кир
Б) Крез
В) Хеопс
3. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа:
А) Адам
Б) Авраам
В) Ной
4. Индийский царь, объединивший все индийские царства в 3 в.до н.э.:
А) Ашока
Б) Гаутама
В) Крез
5) Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:
А) Соломон
Б) Хаммурапи
В) Гильгамеш
6) Существо с телом льва и головой человека, “охранявшее” гробницы египетских фараонов:
А) Сфинкс
Б) Апис
В) Себек
(Эта игра пятиклассникам очень нравится, я использую её на уроках и в качестве разминки, и при закреплении нового материала).
4. Подведение итогов.
Выводы учителя по теме:
В странах Древнего Востока уже в глубокой древности
- земледелие становится главным занятием;
- возникают 1ые государства со своей территорией,
правителями, войском, чиновниками;
- люди многому научились- строить оросительные
каналы, осушать болота, собирать обильные урожаи,
сооружать дворцы, изготавливать роскошные ткани,
плавить железо, строить корабли…
- но не все в одинаковой мере пользовались
результатами этих достижений;
- в древнем мире существовало неравенство.
5. Оценка работы учащихся на уроке.