Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Востока.

Задачи урока:

  • Закрепить знание основных понятий, терминов, дат;
  • Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, использовать знания в нестандартной ситуации;
  • Развитие памяти, внимания;
  • Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: Карты: “Древний Восток. Египет и передняя Азия”, “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. – 3 в. н.э.”, учебные таблицы из Альбома по истории культуры Древнего мира, схематические рисунки с изображением контуров стран, таблица-кроссворд, таблица с ответами к историческому диктанту, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя:

Мы познакомились с удивительно богатой историей стран Древнего Востока: природными условиями этих стран, образом жизни и занятиями жителей, культурой и достижениями…

Сегодня мы должны подвести итог вашим знаниям по этой теме.

3. Обобщающее повторение.

1. Разминка.

Игра “Историческая цепочка”

Учащиеся по цепочке называют географические названия, связанные с историей Древнего Востока. (Условие игры: ответы даются быстро, тот, кто запнулся – выходит из игры, побеждает ученик, назвавший последнее слово).

2. Неизвестная земля.

По контуру требуется определить, какая страна, местность изображена на схематическом рисунке: (Нил с дельтой, Финикия с частью Средиземного моря, Междуречье с частью Персидского залива, Индия и Гималаи, Великая китайская равнина с частью Великой китайской стены).

Одновременно учащиеся показывают названные страны на настенной карте. По ходу выполнения задания, отвечают на вопросы:

- Почему Египет в древности называли “даром Нила”?
- Какую роль играло море в жизни финикийцев?
- Почему Междуречье носит такое название?
- Как Гималаи влияли на природные условия Индии?
- С какой целью строилась Великая китайская стена?

3. Исторический диктант.

Учитель зачитывает определения, ученики записывают понятия в тетради.

- частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива;
- тростник в Египте;
- горная порода из которой в Междуречье делали различные предметы: кирпичи, посуду, таблички для письма, игрушки, гробы и т.д.;
- плоды, из которых финикийцы выдавливали душистое масло;
- металл, пришедший на смену меди и бронзе;
- густые, труднопроходимые леса в долине Ганга;
- “белая шерсть” на кустах из которой изготовляли красивую, прочную ткань в Индии;
- дерево, которое китайцы использовали в качестве материала для письма.

По окончании диктанта учитель показывает ответы на таблице

ил
папирус
глина
оливки
железо
джунгли
хлопок
бамбук

Организуется взаимопроверка: учащиеся меняются тетрадками, проверяют работы друг друга, ставят оценки:

Нет ошибок – “5”;

До 2ух ошибок – “4”;

Более 2 ух – “3”.

Учитель: Поднимите руки те, кто получил “5”, кто получил “4”.

4. Историческая перестрелка.

Учащиеся должны дать самое короткое определение понятиям:

Фараон, жрец, вельможа, пирамида, раб, храм, Тутмос, законы, налоги, касты, брахманы, шудры, неприкасаемые, Цинь Шихуан, саркофаг, иероглифы, клинопись, колония, таран, Конфуций.

Например, фараон- правитель Египта, жрец- служитель храма, вельможа- знатный человек, пирамида- гробница фараона и т.д.

(В моих классах такая работа ведётся систематически, поэтому ученики дают определения быстро.)

5. Каверзные вопросы:

1) Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в древнем Египте или мальчику из Финикии? Объясните, почему вы так думаете.

2) В Междуречье в глубокой древности богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь.

Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь?

3) В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили названия Ханаан. Название “Финикия” этой стране дали греки. “Финикийцы” по гречески означает “красноватые”, или, точнее, “красящие в багряный цвет”.

Почему именно так называли греки финикийцев?

4) Столица Ассирийской державы Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612г. до н.э. Однако библиотека царя Ашшурбанапала не погибла в огне и сохранилась до наших дней.

Почему книги этой библиотеки несгораемые?

5) В древней индийской поэме “Махабхарата” сказано: “Корова, коза, человек, овца, лошадь, осёл и мул (помесь осла с лошадью) – эти семь считаются домашними животными”. Почему человек назван домашним животным? О каких людях идёт речь?

(Задачи из Рабочей тетради по истории древнего мира. Годер Г.И.- Москва, Просвещение 2001 г.)

6. Черный ящик.

Учитель вынимает из черного ящика различные предметы, требуется указать, где были сделаны изобретения, из какой страны эти предметы.

Предметы в черном ящике: шелк, рис, хлопчатник, бумага, стекло, чай, шахматы, монета, компас, алфавит, гороскоп, сахар.

7. Экскурсия в музей.

На стене – учебные таблицы из альбома по истории культуры Древнего мира:

“Пирамида Хеопса”
“Большой сфинкс в Гизе”
“Висячие сады Вавилона”
“Столб с законами вавилонского царя Хаммурапи”
“Древнеегипетские статуи Рахотепа с женой Нофрет”
“Гробница Тутанхамона”
“Древнеегипетский храм”.

Учащиеся – гиды. По желанию должны рассказать, что представляет собой каждый “экспонат” в музее.

8. Исторический задачник.

Археологами найдено письмо Цинь Шихуана адресованное Хаммурапи, в котором он сообщает новость об объединении Китая под своей властью.

Возможно ли такое?

Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на “линии времени” годы правления Цинь Шихуана и Хаммурапи.

Учащиеся работают с линией времени:

9. Страна кроссвордия.

- Что такое религия?

Кроссворд “Боги Древнего Востока”

  1. Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела
  2. Бог пустыни в Египте
  3. Книга, в которую вошли еврейские мифы и предания о прошлом своего народа
  4. Богиня плодородия в Двуречье
  5. Бог индийцев с головой слона
  6. Бог – судья в царстве мертвых (Египет)
  7. Бог, которому поклонялся еврейский народ.

10. Детектор лжи.

У учащихся находятся сигнальные карточки со знаками “+” и “-“. Учитель зачитывает утверждения, ученики поднимают соответствующую карточку: если утверждение верно- “+”, если неверно- “-“.

Утверждения:

- Тир- город Сирии;
- в финикийском алфавите 32 буквы;
- Мемфис – первая столица Египта;
- Тигр – река в Индии;
- Хаммурапи – вавилонский царь;
- Адам – первый мужчина на земле;
- глина – материал для письма в Китае;
-Себек – священный бык в Египте;
- пирамида Тутанхамона – самая высокая пирамида;
- Шамаш – бог солнца в Междуречье;
- Сыном Неба называли царя Индии.

11. Открытое голосование.

Продолжается работа с сигнальными карточками. У учащихся имеются карточки с буквами: “А”, “Б”, “В”. Учитель зачитывает тест- ученики поднимают карточку с правильным ответом.

Тесты:

1. Столица Ассирийской державы, “логовище львов”, “город крови”:

А) Ниневия
Б) Персеполь
В) Вавилон

2. Предводитель персов, великий полководец древнего мира:

А) Кир
Б) Крез
В) Хеопс

3. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа:

А) Адам
Б) Авраам
В) Ной

4. Индийский царь, объединивший все индийские царства в 3 в.до н.э.:

А) Ашока
Б) Гаутама
В) Крез

5) Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:

А) Соломон
Б) Хаммурапи
В) Гильгамеш

6) Существо с телом льва и головой человека, “охранявшее” гробницы египетских фараонов:

А) Сфинкс
Б) Апис
В) Себек

(Эта игра пятиклассникам очень нравится, я использую её на уроках и в качестве разминки, и при закреплении нового материала).

4. Подведение итогов.

Выводы учителя по теме:

В странах Древнего Востока уже в глубокой древности

- земледелие становится главным занятием;
- возникают 1ые государства со своей территорией, правителями, войском, чиновниками;
- люди многому научились- строить оросительные каналы, осушать болота, собирать обильные урожаи, сооружать дворцы, изготавливать роскошные ткани, плавить железо, строить корабли…
- но не все в одинаковой мере пользовались результатами этих достижений;
- в древнем мире существовало неравенство.

5. Оценка работы учащихся на уроке.