Цель урока:
- познакомить с гласной буквой “ё” и звуками, которыми она обозначает;
- научить писать строчную букву “ё”;
- учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами;
- сформировать умение быстро и точно находить букву “ё” в словах, предложениях;
- выработать связное и ритмичное написание букв и их соединений в словах, правильно списывать с печатного текста;
- выработать правильную осанку, умение держать ручку при письме;
- развивать мелкую моторику, глазомер, речь, мышление, память учащихся; фонематический слух
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, любовь к природе;
Оборудование: пропись, рисунки ежа и ерша, таблица с печатной и прописной буквой Ё,ё слоговая таблица, картинки деревьев (калина, рябина), плакат с текстом "Как живет ёжик", маска настроения.
Тип урока: урок – игра, интегрированный чтения и русского языка
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок. Сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к новой букве, а прежде, чем отправиться на день рождение я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли в школУ.
2. Работа с маской настроения.
У. Покажите мне, какое у вас настроение? Почему? (Дети отвечают на вопрос)
Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь хорошее настроение – это залог успешной работы на уроке. А теперь посмотрели друг на друга, улыбнулись и пожелали друг другу хорошего настроения.
3. Формулирование учащимися темы и цели урока.
У. А вот к какой букве мы отправимся на день рождение, сейчас узнаем. Прочитайте написанные на доске слова. Какое из данных слов можно исключить по нескольким признакам одновременно?
На доске написаны слова: калина, ёжик, рябина и под словами весят рисунки с их изображением.
Д. Это слово ёжик. Оно
обозначает название животного, а слова калина
и рябина обозначают название растений.
У. По каким еще признакам можно
исключить слово ёжик?
Д. В слове ёжик два слога, а в словах калина
и рябина по три.
Д. Слово ёжик заканчивается на
согласную букву, а слова калина и рябина
на гласную.
У. Внимательно посмотрите на
буквы, из которых состоят данные слова.
Определите, с какой из них мы ещё не знакомились,
и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Мы не знакомились с буквой “ Ё ”
Значит, тема сегодняшнего урока – “Буква Ё, ё и
звуки, которые она обозначает”.
У. Отталкиваясь от темы урока и
опираясь на слова помощники, сформулируйте цель
нашего урока:
познакомиться с...
узнать, какие...
учиться читать...
(Дети формулируют цель урока.)
У. Итак, сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к букве “Ё” Мы познакомимся с буквой “ Ё ” и звуками, которые она обозначает, научимся читать, писать слоги и слова с новой буквой.
4. Графический анализ букв “Е” и “ Ё ”.
Учитель показывает детям таблицу с печатной и прописной буквой Ё.
У. На что похожа буква “Ё”? (Учитель
выслушивает ответы детей.)
У. На какую букву похожа
печатная буква “Ё”? Послушаем стихотворение.
Е и Ё родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Д. Буква “ Ё” похожа на букву “ Е”, но
только у неё есть две точки.
У. А теперь послушаем сказку,
почему у буквы “Ё” есть две точки.
Однажды буква “Е” убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве “Е” стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на “Е” упали две шишки, от которых на голове у “Е” образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – “Ё”, вот оказывается, почему у “Ё” всегда две точки.
Изобразите букву “Ё” при помощи счётных палочек. (Дети выполняют задание учителя.)
У. Посмотрите на доску, где я нарисовала облако, из которого идет…
Д. Дождь.
У. Что это за дождь?
Д. Это слоги с буквой “Ё”.
У. Давайте их прочитаем.
Д. Сё, рё, вё, дё, тёр, ёл, лё, ён
У. Вы слышите, что все согласные звучат в этих слогах мягко, значит, буква “Ё” указывает на мягкость согласного звука, но видите – некоторые капельки у меня остались пустые. В них нет никаких слогов.
Это слоги ка, ва. Попробуйте соединить эти слоги с ранее написанными, и скажите, что у вас получилось.
Д. Тёрка, ёлка, рёва.
У. Правильно, а теперь придумайте слова,
в которых буква “Ё” будет в начале. (в
середине, в конце слова)
Д. Полёвка, мёд, лёд, осёл и т. д.
У. Мы с вами узнали, что слово ёжик
начинается с буквы “ Ё ”. А кто такой ёжик?
Д. Ёжик – это животное с иголками на
теле. (Учитель выслушивает ответы детей.)
У. Произнесите слово ёжик по слогам.
Сколько слогов в слове ёжик?
Д. В слове ёжик два слога.
У. Произнесите первый слог. (Дети
произносят)
У. Сколько в первом слоге слышится
звуков? Назовите эти звуки.
Д. Это звуки [ й ] и [ о ]
У. Сколько звуков обозначает буква “Ё”,
если она находится в начале слова?
Д. Если буква “Ё” находится в начале
слова, то она обозначает два звука
У. У ёжика в лесу часто бывают
неприятные встречи. Недавно в лесу он встретил
змею со змеёнышем. Произнесите слово змеёныш по
слогам. Сколько слогов в этом слове?
Д. В этом слове три слога.
У. Произнесите второй слог.
- Из скольких букв состоит второй слог?
- Сколько слышится звуков во втором слоге?
- Назовите эти звуки.
- Почему в этом случае буква “Ё” обозначает два
звука?
(Дети отвечают на вопросы учителя)
У. Сделайте вывод, в каких случаях буква “Ё” обозначает два звука.
(Дети делают вывод)
У. Теперь мы с вами научимся писать строчную букву “ё”.
5. Сравнение строчной печатной и письменной буквы “ё”.
Учитель с детьми сравнивает строчную печатную и письменную буквы “ё”
6. Показ написания буквы “ё” учителем на доске.
Учитель обращает внимание детей на то, что петлю у строчной буквы “ё” надо начинать писать с середины расстояния между линиями рабочей строки.
7. Пальчиковая гимнастика.
У. Прежде чем мы с вами начнём работать в прописи, давайте разомнём свои пальчики:
На двери весит замок (Дети сжимают пальцы в
кулачок)
Ты его открыть не смог (Дети потрясли кулачками)
Мы замочком постучали (Дети стучат кулачками)
Мы замочком повертели (Дети вертят кулачками)
Мы замочком покрутили (Дети вертят в обратную
сторону)
Раз, два, три – мы его открыли. (Дети показывают
раскрытые ладошки)
8. Обведение по контуру элементов буквы “ Ё” и узоров в широкой строке в прописи.
У. А теперь откроем свои прописи и обведём по контуру элементы буквы “ Ё” и узор в широкой строке.
Дети по контуру обводят элементы буквы “Ё” и узор в широкой строке в прописи №4 на стр. 10
9. Письмо буквы “Ё” учениками в прописи.
Дети пишут строчную букву “ ё ” в рабочей строке.
У. Молодцы! У всех ребят получилась очень красивая именинница. А к букве “Ё” пришли гости, давайте отгадаем, кто это?
На спине иголки
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
Д. Ёж.
У. Колюч, да не ёж.
Д. Ёрш.
У. Так кто пришел в гости к букве “Ё”?
Д. Ёрш и ёж.
У. А где живет ёж (ёрш)? А что вы
знаете о еже (ерше)?
(Дети отвечают на вопросы учителя)
У. Ёж есть лесной, а есть...
Д. Морской.
У.
Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.
У. Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест то, что в рот попадёт.
10. Фонетический анализ слов ёж - ёжик, ёрш - ёршик по схеме данной прописи.
Схема даётся учащимся в прописи № 4 стр. 10. Дети делают фонетический анализ слов ёж – ёжик и ёрш – ёршик.
11. Письмо слов ёж – ёжик и ёрш – ёршик в прописи с комментированием.
(Дети пишут слова в прописи с комментированием)
12. Физкультминутка.
У. А на день рождение принято петь песенки. Давайте и мы споём песенку, а тем временем наши пальчики отдохнут.
Мы делили апельсин,
много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка… кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайся кто куда.
На первые две строчки – ритмично сжимать и
разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно
загибать пальцы на правой руке.
На восьмую строку – развести руками.
На девятую – погрозить пальчиком.
На последнюю – имитировать бег пальцами по столУ.
13. Письмо предложения с комментированием: “В реке живёт ёрш” в прописи.
У. Прочитаем предложение, записанное,
в прописи и запишем его с комментированием.
У. Ребята, докажите, что мы написали
предложение
(Дети доказывают, что они записали предложение)
Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать текст, написанный на плакате. А потом дети читают текст “Как живёт ёжик” по цепочке.
Дети читают текст, написанный на плакате.
КАК ЖИВЕТ ЁЖИК.
Ёжик запас на осень еду. Он собирал на иглы грибы, лесные яблоки и нёс в нору. Осенью ёжик роет себе норку. Зимой ёжик в норке крепко спит, свернувшись клубочком. Ёжик спал-зимовал в тёплом гнездышке до весны. Весной он просыпается, вылезает из норки. Всё лето ходит он по лесу.
У. Что нового узнали о жизни этого зверька? Что еще знаете?
(Ответы детей.)
У. А теперь посмотрите на доску.
На доске написаны слова: под, ёж, спит, ёлкой, растёт, в, ёлка, лесу. (Слова написаны печатными буквами.)
У. Составьте предложение из этих слов.
(Дети читают составленные ими предложения.)
Д. Под ёлкой спит ёжик.
Елка растёт в лесу.
Дети по указанию учителя списывают эти предложения с доски, написанные учителем печатными буквами.
14. Игра “Узнай звук”
Учитель предлагает детям поиграть в игру “Узнай звук”
У. Хлопайте в ладошки в том случае,
если слово начинается с буквы “ё”: ёлка,
ежевика, юркий, енот, ёршик, ели, песенка, ёжик,
ёршик, юла, яблоко, тигрёнок, слонёнок.
У. Как называются детёныши животных?
У тигра -…. .У слона -…….(Дети отвечают на вопрос учителя и записывают ответы в прописи.)
15. Подведение итогов.
У. Сегодня мы побывали на дне рождение буквы “Ё”. Что вы узнали о букве “Ё”? А на день рождение всегда дарят подарки. (Дети загадывают загадки, читают стихи, поют песенки) На этом уроке вы хорошо потрудились, вы – молодцы.
Литература:
- Алябьева Е. А. М. ТЦ “Сфера”, 2003 г. Психогимнастика в начальной школе.
- Бакулина Г. А. М. Центр “Владос”, 2003 г. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте.
- Волина В. В. М. Просвещение, 1991 г. Занимательное азбуковедение.
- Голубь В. Т. Воронеж, 2001 г. Уроки обучения письмУ.
- Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. М. Просвещение, 1988 г. Уроки обучения грамоте.
- Приложение к газете “Первое сентября” № 47, 1995 г.