Обобщающий урок природоведения в 4-м классе по теме "Природа России"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цель: закрепить и обобщить полученные знания о природе России.

Задачи:

  • воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества;
  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Ход урока

Урок проходит в кабинете информатики.

Учащиеся сидят за компьютером по 2 человека.

При подготовке к уроку они разделились на 6 групп, соответственно количеству изучаемых природных зон.

Каждая группа приготовила компьютерную презентацию, в которой отразила все свои знания об одной из природных зонах России.

Дополнительно учащиеся каждой группы выпустили стенгазету, оформили Красную книгу, сделали рисунки по своей природной зоне.

Объявление темы урока.

- Сегодня мы начинаем обобщение знаний, умений по природным зонам России. Будем наблюдать изменения и разнообразие природы, сравнивать и устанавливать взаимосвязи.

- Вы должны внимательно слушать выступление каждой группы, так как в конце урока вы выполните проверочный тест и оцените свою работу по следующему плану, который вы видите на экране:

План оценивания ответа:

  1. Я знаю и могу показать расположение природной зоны на карте и глобусе.
  2. Я знаю особенности неживой природы данной природной зоны.
  3. Я знаю особенности растительного мира данной природной зоны.
  4. Я знаю особенности животного мира данной природной зоны.
  5. Я знаю особенности деятельности человека в этой природной зоне.
  6. Я могу установить взаимосвязи живой и неживой в этой природной зоне.

Оцени свою работу с помощью линеечки

- Вы работали по группам. От каждой группы будет выступать один человек. План рассказа о природной зоне вам был дан. (на экране)

  1. Географическое положение.
  2. Особенности неживой природы.
  3. Живая природа (растительный и животный мир).
  4. Человек в природной зоне.
  5. Экология.
  6. Охрана природы.
  7. Выводы.

- Внимательно слушайте, готовьте вопросы, и кто-то из вас будет подводить итог.

Арктические пустыни 

- Итак, о какой природной зоне идет речь: эта природная зона наиболее других удалена от экватора? (зона арктических пустынь)

I группа

  1. Ученик показывает на карте
  2. Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)

- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы или дополнить ответ.

Дети задают свои вопросы.

- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотографии): кто здесь лишний? (пингвины – Южный Полюс - Антарктида).

- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)

Учащийся подводит итог по этой природной зоне.

Тундра 

- О какой природной зоне идет речь: это безлюдная заболоченная равнина на севере нашей страны. (зона тундры).

II группа

  1. Ученик показывает на карте
  2. Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)

- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы.

Дети задают свои вопросы.

- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотография): Почему город Норильск называют необычным?

- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)

Учащийся подводит итог по этой природной зоне.

Лесная полоса

- Закройте глаза, прислушайтесь. В какой природной зоне мы оказались? (дети слушают запись пения лесных птиц)

III группа

  1. Ученик показывает на карте
  2. Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)

- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы.

Дети задают свои вопросы.

- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотография): Как называется картина и кто ее автор? (Шишкин «Утро в сосновом лесу»)

- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)

Учащийся подводит итог по этой природной зоне.

Степь

- «Какая ширь, раздолье! Ни холмов, ни леса. Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела!..»

О какой природной зоне идет речь?

IV группа

  1. Ученик показывает на карте
  2. Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)

- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы.

Дети задают свои вопросы.

- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотография): Как называется это растение? (перекати-поле)

- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)

Учащийся подводит итог по этой природной зоне.

Пустыня 

- О какой природной зоне идет речь?

«А это удивительная страна: здесь пески могут петь» (пустыня)

V группа

  1. Ученик показывает на карте
  2. Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)

- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы.

Дети задают свои вопросы.

- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотография): Могут ли пески петь?

- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)

Учащийся подводит итог по этой природной зоне.

Тропики 

- Самая маленькая природная зона нашей страны. Здравница. Что это за природная зона?

VI группа

  1. Ученик показывает на карте
  2. Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)

- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы.

Дети задают свои вопросы.

- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотография): назовите растение, чей цветок вы видите на экране? Это растение мы видели с вами во время экскурсии в Ботанический сад. (банан)

- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)

Учащийся подводит итог по этой природной зоне.

Выполнение теста

-Чтобы выяснить насколько хорошо вы усвоили тему, сейчас вы выполните тест. Одни будут отвечать на вопросы на компьютере. А вторые – на листах.

Учащиеся выполняют тест.

- Те, кто работал на компьютере, нажимают на вторую страницу и проверяют свою работу и не забывают сохранить, у тех, кто писал на листах, работу проверю я.

- Вы оценили свои знания, а теперь проведем самооценку учебной деятельности. Перед вами оценочные листы. Отметьте.

 Фамилия, имя
№ п\п Оцениваемые параметры Арктика Тундра Лес Степь Пустыня Тропики
1 Я могу показать расположение природной зоны по карте.            
2 Я знаю особенности неживой природы.            
3 Я знаю особенности растительного мира данной природной зоны.            
4 Я знаю особенности животного мира данной природной зоны.            
5 Я знаю особенности деятельности человека в этой природной зоне.            
6 Я могу установить взаимосвязи в этой природной зоне.            
  Оценка (линеечки)            

- Итак, мы увидели, насколько богата и разнообразна природа нашей родины. Отчего зависит это разнообразие? (слайд на экране)

Ответы учащихся.

- Но, несмотря на такое разнообразие, все в ней взаимосвязано. Но, есть что-то общего? Как вы думаете, что? (слайд на экране)

- В старших классах вы рассмотрите это разнообразие на всем Земном шаре.

Спасибо за урок.