Цель: закрепить и обобщить полученные знания о природе России.
Задачи:
- воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества;
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Ход урока
Урок проходит в кабинете информатики.
Учащиеся сидят за компьютером по 2 человека.
При подготовке к уроку они разделились на 6 групп, соответственно количеству изучаемых природных зон.
Каждая группа приготовила компьютерную презентацию, в которой отразила все свои знания об одной из природных зонах России.
Дополнительно учащиеся каждой группы выпустили стенгазету, оформили Красную книгу, сделали рисунки по своей природной зоне.
Объявление темы урока.
- Сегодня мы начинаем обобщение знаний, умений по природным зонам России. Будем наблюдать изменения и разнообразие природы, сравнивать и устанавливать взаимосвязи.
- Вы должны внимательно слушать выступление каждой группы, так как в конце урока вы выполните проверочный тест и оцените свою работу по следующему плану, который вы видите на экране:
План оценивания ответа:
- Я знаю и могу показать расположение природной зоны на карте и глобусе.
- Я знаю особенности неживой природы данной природной зоны.
- Я знаю особенности растительного мира данной природной зоны.
- Я знаю особенности животного мира данной природной зоны.
- Я знаю особенности деятельности человека в этой природной зоне.
- Я могу установить взаимосвязи живой и неживой в этой природной зоне.
Оцени свою работу с помощью линеечки
- Вы работали по группам. От каждой группы будет выступать один человек. План рассказа о природной зоне вам был дан. (на экране)
- Географическое положение.
- Особенности неживой природы.
- Живая природа (растительный и животный мир).
- Человек в природной зоне.
- Экология.
- Охрана природы.
- Выводы.
- Внимательно слушайте, готовьте вопросы, и кто-то из вас будет подводить итог.
Арктические пустыни
- Итак, о какой природной зоне идет речь: эта природная зона наиболее других удалена от экватора? (зона арктических пустынь)
I группа
- Ученик показывает на карте
- Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)
- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы или дополнить ответ.
Дети задают свои вопросы.
- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотографии): кто здесь лишний? (пингвины – Южный Полюс - Антарктида).
- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)
Учащийся подводит итог по этой природной зоне.
Тундра
- О какой природной зоне идет речь: это безлюдная заболоченная равнина на севере нашей страны. (зона тундры).
II группа
- Ученик показывает на карте
- Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)
- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы.
Дети задают свои вопросы.
- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотография): Почему город Норильск называют необычным?
- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)
Учащийся подводит итог по этой природной зоне.
Лесная полоса
- Закройте глаза, прислушайтесь. В какой природной зоне мы оказались? (дети слушают запись пения лесных птиц)
III группа
- Ученик показывает на карте
- Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)
- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы.
Дети задают свои вопросы.
- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотография): Как называется картина и кто ее автор? (Шишкин «Утро в сосновом лесу»)
- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)
Учащийся подводит итог по этой природной зоне.
Степь
- «Какая ширь, раздолье! Ни холмов, ни леса. Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела!..»
О какой природной зоне идет речь?
IV группа
- Ученик показывает на карте
- Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)
- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы.
Дети задают свои вопросы.
- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотография): Как называется это растение? (перекати-поле)
- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)
Учащийся подводит итог по этой природной зоне.
Пустыня
- О какой природной зоне идет речь?
«А это удивительная страна: здесь пески могут петь» (пустыня)
V группа
- Ученик показывает на карте
- Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)
- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы.
Дети задают свои вопросы.
- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотография): Могут ли пески петь?
- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)
Учащийся подводит итог по этой природной зоне.
Тропики
- Самая маленькая природная зона нашей страны. Здравница. Что это за природная зона?
VI группа
- Ученик показывает на карте
- Рассказывает о природной зоне (компьютерная презентация учащихся)
- Вы внимательно слушали. Можете задавать вопросы.
Дети задают свои вопросы.
- А теперь послушайте мой вопрос (на экране – фотография): назовите растение, чей цветок вы видите на экране? Это растение мы видели с вами во время экскурсии в Ботанический сад. (банан)
- Кто готов подвести итог по обобщающей таблице? (на экране)
Учащийся подводит итог по этой природной зоне.
Выполнение теста
-Чтобы выяснить насколько хорошо вы усвоили тему, сейчас вы выполните тест. Одни будут отвечать на вопросы на компьютере. А вторые – на листах.
Учащиеся выполняют тест.
- Те, кто работал на компьютере, нажимают на вторую страницу и проверяют свою работу и не забывают сохранить, у тех, кто писал на листах, работу проверю я.
- Вы оценили свои знания, а теперь проведем самооценку учебной деятельности. Перед вами оценочные листы. Отметьте.
Фамилия, имя | |||||||
№ п\п | Оцениваемые параметры | Арктика | Тундра | Лес | Степь | Пустыня | Тропики |
1 | Я могу показать расположение природной зоны по карте. | ||||||
2 | Я знаю особенности неживой природы. | ||||||
3 | Я знаю особенности растительного мира данной природной зоны. | ||||||
4 | Я знаю особенности животного мира данной природной зоны. | ||||||
5 | Я знаю особенности деятельности человека в этой природной зоне. | ||||||
6 | Я могу установить взаимосвязи в этой природной зоне. | ||||||
Оценка (линеечки) |
- Итак, мы увидели, насколько богата и разнообразна природа нашей родины. Отчего зависит это разнообразие? (слайд на экране)
Ответы учащихся.
- Но, несмотря на такое разнообразие, все в ней взаимосвязано. Но, есть что-то общего? Как вы думаете, что? (слайд на экране)
- В старших классах вы рассмотрите это разнообразие на всем Земном шаре.
Спасибо за урок.