Урок валеологии в 3-м классе по теме "Вредные привычки. Курение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать у детей отрицательное отношение к курению.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни с детства.
  • Учить навыкам, позволяющим обезопасить себя

Оборудование: Учебник: Зайцев Г.К. Уроки Знайки, СПб: НПО “Мир и семья-95”, ООО “Интерлайн”, 2000.

Ход урока

I. Организационный момент

Настрой на урок: “Подари улыбку себе, своему соседу”.

II. Объявление темы урока

Урок валеологии начнем стихами о здоровье:

Ты должен знать свое тело,
Знать и любить!
Самое первое дело –
В мире с ним жить!
Сделай его сильным,
Сделай его быстрым,
Сделай его чистым!

Да, жизнь каждого из нас зависит только от нас самих. Сегодня мы поговорим о привычках, которые мешают жить – о вредных привычках. По результатам анкетирования в нашей школе (Анкета: “Какие привычки на твой взгляд вредные?”), на первое место ребята поставили “курение”. Поэтому тема урока – “Курение”. Что бы вы хотели узнать об этой привычке?

(Дети задают интересующие вопросы.)

– Меня, ребята, как и вас, тоже интересует вопрос: “Почему курение считают привычкой, и чем она вредна? Почему о курении говорят, что это проблема? ” (Вопросы пишутся заранее на доске).

III. Основная часть

А) Легенды и истории о курении.

На многие вопросы вы получите ответ на уроке. Ответы найдете и в книгах нашей школьной библиотеки (выставка). Для любознательных открыты странички “Интернета”. А ребята из нашего класса приготовили театральную импровизацию, которая так же поучительна.

1 ученик:

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица…

Стук в дверь.

2 ученик: Здравствуйте, доктор.

1 ученик: Здравствуй, Мурзик! Что с тобой?

2 ученик: Кашель, бессонница, слабость.

1 ученик: Ну, давай я тебя послушаю… Да у тебя внутри все хрипит и булькает!

2 ученик: Я каждый день моюсь!

1 ученик: Да от тебя куревом пахнет! И давно ты куришь?

2 ученик: Давно.

1 ученик: Это и есть причина твоей болезни.

2 ученик: Не может быть!!!

1 ученик: А вот сядь и послушай.

3 ученик: Легенда.

Давным-давно, когда табак только завезли в Армению, жил в долине Арарат мудрый старик. Все его очень слушались и уважали. Однажды купцы на ярмарке на все лады расхваливали свой табак:

– Курящие не стареют. К ним ночью не проберется вор, а собака никогда не покусает.

Слушали люди похвалу табаку и решили обратиться за советом к старику. Они спросили у него, правду ли говорят купцы?

– Конечно, – ответил мудрец, – тот, кто курит, никогда не постареет, потому что умрет смолоду. К нему никогда не заберется вор, потому что курящий всю ночь кашляет: кто же рискнет проникнуть в комнату, где бодрствуют? Собака, в самом деле, не укусит курильщика, потому что курение вызывает боль в суставах, и человек вынужден ходить с палочкой. А какая собака не боится палки?

Ученик: Из истории.

Табак был найден в Америке на острове Табаго. В 1559 г. Француз Жан Нико подарил королеве Франции Екатерине Медичи листья табака для лечения головной боли. Но вскоре люди обнаружили в табаке ядовитое вещество, которое назвали никотин. Это вещество вызывало сильный кашель, головокружение, слабость. Вскоре ученые установили, что после выкуренных 3 сигарет в организме возникает никотиновая зависимость, а сам никотин является разновидностью наркотиков.

Б) Влияние никотина на органы человека.

Учитель показывает презентацию “Лёгкие, мозг, сердце курильщика” и идёт обсуждение увиденного:

– Какие органы страдают при курении?

В) Физкультминутка

Ваши органы не повреждены, чисты, здоровы и самое главное – сохранять и укреплять своё здоровье!

Мобилизующая дыхательная гимнастика:

1–4 – вдох, 1–2 – задержка дыхания, 1–4 – выдох.

Г) Самостоятельная работа в группах.

Решите задачи:

1-я группа: “Что общего и в чем отличие между трубой завода и курящим человеком?”

2-я группа: “Сравните снег возле дороги и легкие курильщика. Что общего?”

– Какой же вывод можно сделать из всего сказанного?

Дети делают вывод, учитель вывешивает его на доске:

“Табакокурение – разрушение всех органов человека. 1 сигарета – 2000 вредных веществ”.

Д) Мир против курения. Как бороться с курением?

– Ученые давно говорят: “Курение – медленная смерть”. Выкуривание от 1 до 9 сигарет в день сокращает жизнь человека от 6 до 8 лет.

Задумайтесь и над такими фактами:

  • Каждые 10 секунд происходит смерть человека от болезней, связанных с курением.
  • Каждый год от курения умирает 3.000 000 человек.

Сохранились исторические факты борьбы с курением.

Ученик: В России при первом царе Алексее Федоровиче из рода Романовых, попробовавших курить первый раз, секли розгами. Если увидят во второй раз – могли казнить. Нюхателям табака отрезали нос. В Турции и Индии курильщикам грозила смертная казнь. В Торонто (Канада) не увидишь человека с сигаретой в зубах – грозит крупный штраф.

Учитель: Народ сочинил очень много пословиц и поговорок о курении.

Работа в группах с использованием пространства:

– Ваша задача, ребята, “собрать” разрезные карточки с пословицами и поговорками, висящие на стенах класса, объяснить их смысл.

1-я группа – карточки красного цвета “От табака ни прибыли, ни чести”.

2-я группа – карточки оранжевого цвета “У того, кто курит, нутро и деньги горят”.

3-я группа – карточки желтого цвета “Курить бросай, от яда убегай”.

Что бы вы, ребята, предложили для борьбы с курением?

Д) Групповая работа по созданию проекта “Город некурящих”

(Предварительная работа – рисунки детей на тему “В семье”, “На отдыхе”, “Чистый воздух в городе”. Рисунки группируются, составляется рассказ по каждой из тем.)

Вы – молодое поколение, именно от вас зависит наше будущее, будущее вашей семьи, города, планеты. Представьте, что наступит такой день, когда люди одержат победу над опасной привычкой, и не будут курить. Создайте с помощью ваших рисунков проекты о жизни без курения в семье, в общественных местах и на отдыхе, о самом городе, где не курят.

Групповая работа и защита проекта каждой группой.

Вывод: Привыкать к здоровому образу жизни – с детства! Недаром говорят: “Береги здоровье смолоду!”

Е) Физминутка с движениями.

А сейчас – гимн полезным привычкам! Песня “Физкульт – ура!”

IV. Закрепление с элементами тренинга: “А ты умеешь выбирать?”

– Скажите, где дольше проживет попугай – в доме у курильщика или в доме, где не курят?

Дидактическая игра “3 стула”.

Учитель показывает иллюстрацию, где изображен курильщик. Перед курильщиком – 3 стула, стоящих друг за другом. Учитель предлагает детям схематически нарисовать себя на одном из стульев и объяснить, почему ребенок занял этот стул.

Ученик:

Дым попал мне в глаза,
Сразу потекла слеза.
Я уйду в другое место,
Вред куренья мне известен.
Дым вокруг от сигарет,
Мне в том дыме места нет!

Курить очень вредно и опасно, особенно, если курит ребенок или подросток. Многие ребята хотят показаться взрослыми. Многие не могут отказать приятелям, чтобы они считали их своими. Перед вами варианты ответов в случае, если вам предложат закурить. Обведи свой ответ:

– Не курю.

– Пройду мимо и сделаю вид, что не слышу и не замечаю.

– Закурю.

– Не курю и тебе не советую.

Поднимите руки, кто выбрал 1-й вариант и т.д.

Вывод: Табакокурение – разрушение собственного здоровья и здоровья окружающих.

V. Итог урока

– А теперь давайте ответим на поставленные в начале урока вопросы:

  • Почему же курение – привычка? (Это вредная зависимость.)
  • Почему курение считают проблемой и уже 2 раза в год в государствах мира проходят дни отказа от курения?

Что бы вы рассказали товарищам о курении?