Цель:
- закрепить и проверить знания уч-ся по теме;
- формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;
- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- воспитывать чувства красоты, гармонии, чувство любви к родной природе.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Постановка темы и цели урока.
Сегодня мы поговорим о красавице весне, о весенней природе и даже узнаем каким бывает утро. А красоте природы нам помогут рассказать наши друзья-имена прилагательные. Одновременно с этим будем повторять все что знаем об имени прилагательном.
III. Минутка чистописания.
– Какова цель минутки чистописания? (закрепить правильное написание строчных букв)
– Какие критерии надо вспомнить? (наклон, ширину, высоту и соединения букв)
ы и
оео оео
ая яя ое ее ий ый ой ые ие
Вывод (делают дети)
– Прочитайте последнюю строчку. Что напоминает она?( окончание имен прилагательных).
– Простым карандашом поделите на группы и объясните свое действие.
IV. Словарная работа.
Цель: познакомить учащихся с новым словарным словом.
Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие со словом. (Слайд 1 Приложение 1)
Для этого отгадайте загадку: (Слайд 2)
Кудрява, беловата,
Столб беленький,
Шапочка зеленая.
Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие со словом” берёза”,
Прочитайте план: (Слайд 3)
- Происхождение слова.
- Лексическое значение слова.
- Семейка родственных слов.
- Как удобнее запомнить.
- Составление предложений и словосочетаний.
Цели к каждому этапу ставят дети.
1. Происхождение слова. (Слайд 4)
Цель 1 этапа: познакомиться с происхождением слова.
Слово “берёза” пришло к нам из древнеславянского языка.
Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит ’’светлый, ясный, белый’’, от которого образовалось сначала слова БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА.
2. Лексическое значение слова. (Слайд 5)
Цель 2 этапа: уточнить лексическое значение.
Береза - лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками и сердцевидными листьями.
3. Семейка родственных слов. (Слайд 6, 7)
– Как вы понимаете данный этап? (нужно подобрать однокоренные слова). Что мы для этого вспомним? (какие слова называются однокоренными и с помощью чего образуются.)
Цель 3 этапа: подобрать однокоренные слова.
береза березка берёзовый
Я вас хочу познакомить ещё с некоторыми словами.
Березняк – берёзовый лес, роща.
С помощью чего образовалось данное слово? (суффикса - як-)
Подберёзовик – гриб, который растет под березой.
С помощью чего образовалось данное слово? (приставки под- и суффиксов -ов- и - ик-).
4. Как удобнее запомнить. (Слайд 8)
Цель 4 этапа: как удобнее запомнить это слово.
– Почему так удобнее запомнить написание?
5.Составление предложений и словосочетаний. (Слайд 9)
Цель 5 этапа: составить предложение.
Дети составляют предложения, вспоминают загадки, песни, стихи, в которых встречаются изучаемое слово. А теперь прочитайте мое предложение. Вставьте пропущенную букву и назовите изученные орфограммы. Дети называют, а учитель подчеркивает.
На б…рёзовой ветке распустились молодые листочки.
Итог словарной работы:
С каким словарным словом мы познакомились? Что нового узнали и что повторили? Что возьмем на заметку?
V. Обобщение изученного.
а) Цифровой диктант;
– На доске под определенными номерами записаны окончания имен прилагательных. Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить какое будет окончание у прилагательного, и записать цифру, под которой находится необходимое окончание. Итак, приготовились:
Прекрасное утро
Чистый воздух
Утренняя роса
Легкий ветерок
Зелёненькая травка
Свежий воздух
Весеннее солнышко
яя ая ее ое ый ий ой ые ие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Самопроверка. (4 5 1 6 2 6 3)
Вывод. Какие окончания ж.р. м.р. ср.р. вы повторили?
б) Творческая работа;
Давайте вспомним, какую роль играет имя прилагательное в речи? (делают речь более точной, яркой, выразительной)
Цель ставят дети. Учитель раздает детям карточки-помощники.
Карточка 1 (для слабых учащихся )
Карточка-помощник Воспользуйся этими словами: Прекрасное, утренняя, легкий, зелененькая, свежий и чистый. |
Карточка 2 (для средних уч-ся)
Карточка-помощник Слова для справок: Прекрасный, утренний, легкий, зелененький, свежий и чистый. |
Сильные дети работают самостоятельно.
Наступило … утро! … роса блестит на траве. … ветерок шумит над деревьями. Показалась … травка. Утром воздух … и … .
Коллективная проверка. Вывод делают сами дети.
в) Разноуровневые задания;
– От каких частей речи образуются имена прилагательные и с помощью чего? (от существительных и с помощью суффиксов).
Разноуровневые задания
1 уровень. Образуй имена прилагательные по образцу:
Зима – зимний
Скука
Картон
Грусть
2 уровень Прочитай. Найдите имена прилагательные и разберите их по составу.
Улыбнулись сонные берёзки
Растрепали шелковые косы.
3 уровень Составьте имена прилагательные по схеме:
Самопроверка.
Вывод: – Какой разбор мы повторили? (по составу)
– Как можно по-другому разобрать имена прилагательные? (морфологически)
г) Тест.
Цель: повторить морфологический разбор имени прилагательного.
1. н.ф. прилагательного
- молодая ж.р. ед.ч.
- молодой м.р. ед.ч.
- молодое ср.р. ед.ч.
2. (в) березовом (лесу)
- (Каком?) н.ф. березовый – прил. м.р. ед.ч.
- (Каком?) н.ф. березовая – прил. м.р. ед.ч.
- (Каком?) н.ф. березовый – прил.
Самопроверка. Взаимопроверка. (правильные ответы 2,1)
Вывод делают сами дети.
VI. Итог урока.
– А сейчас мы вспомним все, о чем говорили на уроке об имени прилагательном, и поможет в этом нам наш гость паучок.
– Чего не хватает у паучка? (ножек)
– Напишите на каждой ножке паучка признаки, которые характеризуют имя прилагательное. (выполняют, сравнивают с образцом)
VII. Рефлексия.
– Что вы узнали и повторили на уроке нужного, полезного, интересного?
А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. (Слайд 10)