В игре принимают участие ученики трех параллельных классов, команды состоят из 7 человек (6 игроков и капитан). Жюри и помощники ведущих набираются из старшеклассников, обучающихся в профильном (гуманитарном) классе. Максимальная оценка объявляется перед каждым конкурсом. За правильные ответы зрителей жюри начисляет дополнительные баллы команде.
Цели и задачи:
- закрепить знания по теме;
- дать учащимся возможность проявить интеллектуальные и творческие способности;
- развивать интерес к изучению истории;
- формировать потребность в сотрудничестве.
Оборудование:
- репродукции картин, посвященных эпохе Петра I;
- портреты А.Д. Меншикова, Б.П. Шереметева, Ф.Я. Лефорта;
- раздаточный материал (конверты с характеристиками к конкурсу капитанов, иллюстрации к конкурсу “Всякая всячина”).
Продолжительность игры: 1 час.
Ход игры
Звучит музыка Петровской эпохи.
Первый ведущий: 1718 года. Именной указ “Об учреждении ассамблей”.
Второй ведущий: Ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать, вольное в котором доме собрание или съезд делается, не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде говорить, переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава.
Первый ведущий: А каким образом оные ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктами, покамест в обычай не войдет.
Второй ведущий: В котором дому ассамблея имеет быть, то надлежит письмом или иным знаком объяснить, куда вольно всякому прийти, как мужскому полу, так и женскому.
Первый ведущий: Ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается.
Второй ведущий: Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни потчевать; но токмо повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье, употребляемое в жажду, кто просит, игры, на столах употребляемые.
Первый ведущий: Часы не определяются, в котором быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени, также тут быть, сколько кто похочет, и отъезжать волен, когда хочет.
Второй ведущий: Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть; также церемонии делать вставанием, провожанием и прочим отнюдь не дерзает под штрафом великого орла [большой кубок с вином], но только по приезде и отъезде почтить поклоном должно.
Первый ведущий: За исполнением правил следил специально выбранный Маршал ассамблеи. На нашей ассамблее тоже есть свои Маршалы (называются имена членов жюри и помощников ведущих).
Второй ведущий: Так предписывалось проводить ассамблеи в Петровское время. Мы предлагаем нашим игрокам немного отвлечься от строгих правил и пофантазировать на тему:
Если бы ассамблею проводил я…
Второй ведущий: За неделю до игры команды получили задание придумать и кратко, за 3-4 минуты, защитить свой проект ассамблеи, подчеркнув, что бы они изменили или добавили в петровской ассамблее. Максимальное число баллов за этот конкурс – 5.
Команды представляют свои проекты ассамблеи.
Первый ведущий: Можно согласиться, а можно и не согласиться с представленными нам проектами ассамблеи. Соглашаться или нет можно с каким угодно утверждением, главное, обосновать, почему вы не согласны. Итак:
Согласны ли вы?
Первый ведущий: Все вопросы этого конкурса начинаются одинаково: “Согласны ли вы с тем, что…” Командам нужно выразить свое согласие или несогласие и, по возможности, доказать свой ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. (Ведущие по очереди задают вопросы).
Согласны ли вы с тем, что…
… сенат при Петре I был высшим законодательным,
распорядительным и исполнительным органом
власти? (Да).
… союзником России в Северной войне была
Франция? (Нет, союзниками России были Дания и
Польша).
… военные действия против Швеции начал датский
король Фредерик IV? (Да).
… Турция оказала военную помощь Карлу ХII в ходе
Полтавской битвы? (Нет).
… в сражении под Нарвой особую стойкость
проявила дворянская конница? (Нет, особую
стойкость проявили Семеновский, Преображенский
и солдатский Лефортовский полки).
… для защиты Санкт-Петербурга со стороны моря
была построена Петропавловская крепость? (Нет,
с этой целью был построен Кронштадт).
… главнокомандующий русской армии под Нарвой в
начале сражения перешел на сторону шведов? (Да).
… Петр I находился в составе Великого посольства
под собственным именем? (Нет, он путешествовал
под именем урядника Петра Михайлова).
… в народе широко была распространена легенда о
подмене русского царя Петра за границей? (Да).
Второй ведущий: История таит в себе много любопытных фактов. В какой бы области ни происходили те или иные события – в искусстве, технике или точных науках, - все они делаются достоянием истории. Давайте проверим, насколько разнообразна эта:
Всякая всячина
Второй ведущий: За правильный ответ в этом конкурсе дается 5 баллов.
У вас в руках загадочные картинки. Докажите, что они не могли появиться раньше Петровской эпохи. (Каждая команда получает по одной иллюстрации –
<Рисунок1>,
<Рисунок2>,
<Рисунок3>)
1. “Цирюльник стрижет раскольника” (русский лубок). На картинке нашел отражение петровский указ 1698 года о бритье бород.
2. “Укорочение кафтанов на заставе” (гравюра). В 1700 году Петр издает указ о ношении европейского платья. Нарушителей этого указа предписывалось поставить на колени и обрезать одежду наравне с землей.
3. “Мыши кота погребают” (русский лубок, фрагмент). Рядом с одной из мышей четко видна подпись: “Мышка пономаришка тянет табачишка”. Мода на курение табака была введена в России Петром I.
Первый ведущий: В предыдущем вопросе вы искали реалии Петровского времени на иллюстрациях. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли художников. А вопрос будет такой: В 58-м томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, вышедшего в 1903 году, рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга. “Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниеншанцем, флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. Связь между обоими берегами Невы была устроена на самолете...” Нарисуйте этот самолет. (Самолетом в XVIII веке называли самоходный паром, движущийся силой речной струи).
Второй ведущий: Вряд ли Петру I удалось бы осуществить свои преобразования, не будь рядом с ним помощников, единомышленников, тех людей, которых Александр Сергеевич Пушкин образно назвал:
Птенцы гнезда Петрова
Для участия в конкурсе приглашаются капитаны команд. Им предлагается выбрать одну из пронумерованных карточек и взять конверт с соответствующим номером.
Второй ведущий: Как вы уже догадались, конкурс посвящается сподвижникам Петра I. На обороте карточки вы видите портрет одного из них. В конверте вы найдете 6 характеристик: 5 из них относятся к человеку, изображенному на портрете, а 1 – лишняя. Выберите верные характеристики и назовите того, кто изображен на портрете. Максимальное число баллов – 6 баллов.
1. Александр Данилович Меншиков.
- Он был денщиком Петра I в юности, а в зрелые годы стал обладателем всевозможных титулов и званий;
- В 1698 пожалован сержантом, в 1705 – графом Священной Римской империи, в 1707 – светлейшим князем. Командовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольдштейне, при Екатерине I стал генералиссимусом;
- Был губернатором Шлиссельбурга и Санкт-Петербурга, президентом военной коллегии и членом Верховного тайного совета;
- Один из богатейших людей своего времени. Владел более чем 150 тысячами крепостных. Современники говорили, что он мог ехать от Риги до Дербента и всякий раз останавливаться на ночлег в каком-то из своих владений. Состоял под судом за казнокрадство и уплатил 200 тысяч рублей штрафа;
- Был избран действительным членом Английского королевского общества наук.
Лишняя подсказка (относится к Ф.М. Апраксину):
- Петр I сказал ему однажды: “Хоть ты всегда одобрял мои предприятия, особенно в морской части, но я читаю в сердце твоем, что если умру прежде тебя, ты будешь один из первых осуждать все, что я сделал”.
2. Борис Петрович Шереметев
- Граф, военачальник и дипломат, потомок боярского рода, основанного в XIV веке неким Кобылой. Его фамилия возникла из прозвища, которое носил один из его предков в конце XV столетия.
- Генерал-фельдмаршал. Командуя конницей, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой; впоследствии одержал ряд блестящих побед: взял Нотебург, Копорье, Ямбург, Дерпт, Ригу. В Полтавской битве командовал пехотой. Из всех сподвижников Петра только он стал героем народных песен;
- После неудачного для России Прутского похода решил постричься в монахи, но вместо этого по приказу царя женился, был счастлив в браке и имел пятерых детей;
- Принадлежал к числу богатейших людей России, получал самое высокое жалованье в стране – 7 тысяч рублей в год. Несмотря на это, обладал особым даром клянчить пожалования и нередко выступал в роли попрошайки, сетующего на свою бедность.
- Современники утверждали, что он “самый вежливый в стране и наиболее культурный”. Одним из первых стал носить европейскую одежду. Был известен своим гостеприимством.
Лишняя подсказки (относится к П.А. Толстому):
- Именно он уговорил вернуться на родину царевича Алексея, а затем возглавил следствие по его делу.
3. Франц Яковлевич Лефорт
- По словам князя Куракина, он “был человек забавный и роскошный или назвать дебошан французский. И непрестанно давал у себя в доме обеды, супе (ужины) и балы”.В его резиденции, выстроенной на деньги царя, был сад с прудами и парк, где содержались различные дикие звери;
- Назначенный командиром Первого Московского отборного полка, для его размещения распорядился построить солдатскую слободу и плац напротив своего дома. Эту часть Москвы на левом берегу Яузы стали называть его именем;
- Мало понимал в морском деле, но именно на его энергию рассчитывал Петр, когда поручил ему строительство кораблей в Воронеже и командование флотом в Азовских походах;
- Подал Петру I идею отправиться в Европу с целью изучения различных наук. Возглавил Великое посольство, однако фактическое руководство находилось в руках опытного дипломата Головина;
- Как писал современник, он “пришёл до такого градусу, что учинён был генералом от инфантерии и потом адмиралом”. После второго Азовского похода получил титул Новгородского наместника, золотую медаль и соболью шубу.
Лишняя подсказка (относится к Ф.Ю. Ромодановскому):
- В сенях его дома гостя встречал хорошо обученный большой медведь с чаркой настоянной на перце водки и услужливо вручал ее гостю. Если тот отказывался от угощения, медведь срывал с него шляпу, парик, а то и хватал за платье.
Первый ведущий: Капитаны готовятся, а команды продолжают игру. Для них мы приготовили задание, которое называется:
Картинная галерея
На доске вывешены репродукции картин:
1) Никитин И.Н. “Петр Первый на смертном одре”
<Рисунок4>,
2) Серов В. “Петр Первый на строительстве
Петербурга” <Рисунок5>,
3) Суриков В.И. “Меншиков в Березове”
<Рисунок6>,
4) “Полтавская битва” (гравюра Н. Лармессена)
<Рисунок7>,
5) Мясоедов Г.Г. “Франц Тиммерман объясняет юному
Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного
в одном из амбаров села Измайлова” <Рисунок8>,
6) Ге Н.Н. “Петр Первый допрашивает царевича
Алексея в Петергофе” <Рисунок9>,
7) Суриков В.И. “Утро стрелецкой казни”
<Рисунок10>
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Первый ведущий: Перед вами 8 картин, посвященных людям и событиям Петровской эпохи. Укажите, что это за события и расположите их в хронологическом порядке. Результаты запишите в таблице. Максимальное число баллов – 8. За верно указанные фамилии художников присуждаются дополнительные баллы.
Правильно заполненная таблица выглядит так:
Дата | № картины | Историческое событие | Автор картины |
1688 | 5 | В селе Измайлово найден английский ботик, который Петр впоследствии назовет “дедушкой русского флота”. | Г.Г. Мясоедов |
1698 | 7 | Подавление стрелецкого бунта и казнь стрельцов. | В.И. Суриков |
1703 | 2 | Начало строительства Петербурга. | В. Серов |
1709 | 4 | Полтавская битва. | Симоно |
1718 | 6 | Розыскное дело царевича Алексея. | Н.Н. Ге |
1725 | 1 | Смерть Петра I. | И.Н. Никитин |
1728 | 3 | Ссылка А.Д. Меншикова в город Березов. | В.И. Суриков |
Второй ведущий: На ассамблеях Петровской эпохи занятие или развлечение находилось для каждого. Так что, зрители, не надейтесь остаться в стороне, потому что на нашей ассамблее:
Играют все
- Как назывались самые первые воинские подразделения, созданные Петром I? (Потешные полки).
- Этот город стал местом рождения русского военного флота. (Воронеж).
- Именно этот цвет отличал орденскую ленту российского ордена Андрея Первозванного. (Голубой).
- В русской армии они были введены в 1700 году и поначалу украшали лишь одно левое плечо. (Погоны).
- Именно для него Петр I предназначил изобретенный им антиорден Иуды. (Мазепа).
- Знак этого ордена стал флагом российского военного флота. (Крест святого Андрея – знак ордена Андрея Первозванного).
- Как назывались два самых крупных корабля, участвовавших во втором Азовском походе? (“Апостол Петр” и “Апостол Павел”).
- Эти органы центрального управления заменили в России приказы. (Коллегии).
- Именно там открылась первая в России биржа. (Санкт-Петербург).
- Царевич Алексей, сын Петра I, стал одним из первых ее узников. (Петропавловская крепость).
- Что значит слово “ассамблея” в переводе с французского языка? (Общественное собрание).
- При Петре I его стали начинать от Василия Великого, а не от Симеонова дня. (Новый год: до Петра I он отмечался 1 сентября – в день Симеона Летопроводца).
Проверка конкурсов “Птенцы гнезда Петрова и “Картинная галерея”.
Первый ведущий: Петровская эпоха привлекает ученых и вызывает споры на протяжении почти трех столетий. Государственные реформы, строительство городов, войны, промышленность, наука, культура, повседневный быт – поистине неисчерпаемо:
Море деятельности Петра I
За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Когда Петр I стал именоваться императором? (С 1721 года).
- Как называлась деревня, возле которой был уничтожен большой шведский обоз, шедший на помощь Карлу XII? (Лесная).
- Однажды на пиру Петр предложил тост за здоровье учителей своих в военном искусстве. Кого он имел в виду? (Шведов).
- В Швеции в насмешку над московитами была отчеканена медаль, изображавшая плачущего русского царя и бегущее войско. Надпись на медали гласила: “Исшед вон, плакася горько”. Что дало повод к созданию этой медали? (Поражение русского войска под Нарвой в 1700 году).
- В честь какого военного события Петр I приказал отчеканить медаль с надписью “Небываемое бывает”? (Захват в устье Невы двух шведских военных судов).
- Чем закончилась Северная война? (30.08.1721 года по Ништадтскому мирному договору Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом; Россия выплачивала Швеции контрибуцию; стороны беспрепятственно обменивались пленными).
- Историк В.О. Ключевский писал: “Едва ли найдется в истории побоище, которое вывело из строя больше бойцов”. О каком событии так сказал историк? (О строительстве Петербурга).
- Именно столько классов чиновников включала в себя “табель о рангах” в России. (14).
- Их во времена Петра I называли пенсионерами. (Студентов, отправленных учиться в Европу, т.к. они получали денежное пособие от правительства – пенсию).
- Именно это запрещалось молодым дворянам, если они не получили образование хотя бы в цифирной школе. (Жениться).
- В России времен Петра I только три человека имели эту привилегию: губернатор московской губернии Тихон Стрешнев в силу хорошего отношения со стороны царя, боярин Черкасский из уважения к его преклонным годам и патриарх в силу его сана. Что за привилегию имели эти люди? (Носить бороду без уплаты соответствующего налога).
- Этот промышленник был главным поставщиком оружия для русской армии. Он пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Петербурга и построил 4 завода на Урале и 1 на Оке. (Демидов).
- Среди многочисленных орденов Меншикова не было русского ордена Святой Екатерины. Почему? (Этим орденом награждали только женщин).
- В 1718 году в Санкт-Петербурге указом Петра I была создана организация, первоначально насчитывавшая 200 человек под командованием генерал-адъютанта Девиера. Ее роль определялась так: “Она есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности”. Назовите ее. (Полиция).
- Петр I приказал создать в Москве и Петербурге аптекарские огороды. Как сейчас называются их преемники? (Ботанические сады).
Звучит музыка Петровской эпохи. Жюри объявляет итоги игры и награждает победителей.
Литература:
- Андреевская Т.П., Воронцов А.В. История России IX – XVIII века: Контрольные и проверочные работы. 6 – 7 кл. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
- Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001.
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 1997.
- Занимательные истории из русской истории: XVIII век / Авт.-сост. Л.Б. Яковер. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2000.
- Муравьева Л., Рудишина Т. Фирменное блюдо с прологом и эпилогом: Викторина-путешествие по Петербургу // Библиотека в школе. – 2003. - № 2. – С. 26-27.
- Павленко Н. И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990.
- Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. – М.: Мысль, 1988.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. – М.: МИРОС, Международные отношения, 1993.
- Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа, 1999.
- Федорчук И.А. История: Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 1998.