Тема. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ь.
Цели.
1. Уточнить знания детей о роли буквы Ь в обозначении мягкости согласных звуковна письме.
2. Развитие умения слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание.
3. Формирование у учащихся навыка правильного каллиграфического и грамотного письма.
4. Развитие речи и творческих способностей учащихся.
Оборудование. Цветные карточки, обозначения звуков; 4 карточки словарных слов: картинка, картон, тонна, сапоги; таблица «Гласная буква «ё»», толковый словарь – статья «Егерь».
Ход урока
I. Организация класса. Гимнастика для пальчиков. |
|||||
II. Чистописание. |
|||||
Учитель |
Ученики |
||||
1. Работа по рисунку на странице 16. - Рассмотрите первый рисунок. Составьте три предложения. |
- Ранним утром отправились два гномика на рыбалку. Закинули удочки. Ждут гномики, у кого клюнет первая рыбка. |
||||
- Рассмотрите левый рисунок. Из каких линий состоит рыбка? |
- Наклонная линия, плавная дугообразная линия. |
||||
- Посмотрите, как рыбку можно нарисовать безотрывно. Нарисуйте. |
Рисуют одну рыбку первому гномику и одну рыбку второму гномику. |
||||
2. Рассмотрите строчку с образцами букв. Написание каких букв будем повторять? |
- Буквы е, ё. |
||||
- Чем похожи и чем различаются эти буквы? |
- Буквы похожи элементами, различаются точками. |
||||
- Историческая справка. А знаете ли вы, ребята, что буква «ё» самая молодая буква русского алфавита? Ей чуть больше 200 лет. Впервые её использовал писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. |
С интересом слушают |
||||
- Напишите по образцу вторую строчку. |
Пишут буквы е, ё. |
||||
3. Работа по третьей строчке с образцами слов. | |||||
- Прочитайте слова. | Читают слова. | ||||
- Кто такой «егерь»? | Читают словарную статью из Толкового словарика – Егерь: 1) охотник- профессионал; |
||||
- Запишите слова. Поставьте точку под гласными. |
Записывают слова, отмечают гласные |
||||
III. Словарная работа |
|
||||
Посмотрите на доску. К рисункам даны слова, с пропущенными буквами. - Запишите слова в тетрадь, дописывая недостающие части ( кар----, --- тон, та---а, |
Записывают слова: картинка, картон, тонна, сапоги. |
||||
Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить. |
Выполняют. |
||||
Физкультурная пауза. Гимнастика для пальцев и глаз. Упражнения на формирование правильной осанки. |
|||||
IV. Актуализация знаний. |
|||||
- Сколько гласных букв в русском алфавите. Назовите их? |
Называют 10 гласных букв. (Выставляем их на доске) |
||||
- Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме. |
На второй строчке ставят гласные: е, ё, ю, я, и. |
||||
- Запишите в тетрадь слова, вставьте пропущенную гласную: Ван-, п-нал, кн-га, н-с, р-кзак. |
Записывают слова: Ваня, пенал, книга, нес, рюкзак. |
||||
-Устно составьте одно предложение со всеми этими словами. |
- Ваня нес рюкзак с книгами и пеналом. |
||||
V. Подведение к теме урока и определение задач урока. |
|||||
1. Догадайтесь, какая буква играет с вами в прятки. |
|
||||
- Прочитайте слова.
|
Читают слова:
|
||||
- Как вы догадались, какая буква спряталась? - Как назовем тему нашего урока? - На какой вопрос будем искать ответ? (Один из вариантов записываю на доске) |
- Согласные звуки произносятся мягко. - Слова, в которых пишется буква Ь… (Дети дают варианты ответов название темы урока и учебных задач урока). |
||||
VI. Повторяем то, что знаем, вместе дружно выполняем. |
|||||
1. Игра «Поймай букву». Если в слове есть буква Ь, дети хлопают в ладоши. Если буквы Ь нет, дети закрывают уши ладошками. Одежда, журавль, львята, вещи, горький, сладкий, ужин, мель, карамель, долька. 2. Работа с текстом учебника на странице 28. - Прочитайте текст. Найдите на иллюстрации Машеньку. Почему она грустна? В какую игру играют девочки? В какую игру играют игрушки – герои учебника? Почему нет Карандаша? Указки? VII. Итог урока. Как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука? Прочитайте вывод на зеленой ленточке на странице 16. VIII. Рефлексия. Расскажите о своих впечатлениях об уроке. |