Урок русского языка в 1-м классе по теме "Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ь"

Разделы: Начальная школа


Тема. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ь.

Цели.

1. Уточнить знания детей о роли буквы Ь в обозначении мягкости согласных звуковна письме.

2. Развитие умения слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание.

3. Формирование у учащихся навыка правильного каллиграфического и грамотного письма.

4. Развитие речи и творческих способностей учащихся.

Оборудование. Цветные карточки, обозначения звуков; 4 карточки словарных слов: картинка, картон, тонна, сапоги; таблица «Гласная буква «ё»», толковый словарь – статья «Егерь».

Ход урока

I. Организация класса. Гимнастика для пальчиков.

II. Чистописание.

Учитель

Ученики

1. Работа по рисунку на странице 16.

- Рассмотрите первый рисунок. Составьте три предложения.

- Ранним утром отправились два гномика на рыбалку. Закинули удочки. Ждут гномики, у кого клюнет первая рыбка.

- Рассмотрите левый рисунок. Из каких линий состоит рыбка?

- Наклонная линия, плавная дугообразная линия.

- Посмотрите, как рыбку можно нарисовать безотрывно. Нарисуйте.

Рисуют одну рыбку первому гномику и одну рыбку второму гномику.

2. Рассмотрите строчку с образцами букв. Написание каких букв будем повторять?

- Буквы е, ё.

- Чем похожи и чем различаются эти буквы?

- Буквы похожи элементами, различаются точками.

- Историческая справка.

А знаете ли вы, ребята, что буква «ё» самая молодая буква русского алфавита? Ей чуть больше 200 лет. Впервые её использовал писатель и историк Николай Михайлович Карамзин.

С интересом слушают

- Напишите по образцу вторую строчку.

Пишут буквы е, ё.

3. Работа по третьей строчке с образцами слов.  
- Прочитайте слова. Читают слова.
- Кто такой «егерь»?

Читают словарную статью из Толкового словарика – Егерь:

1) охотник- профессионал;
2) солдат особых стрелковых (егерских) полков в некоторых армиях.

- Запишите слова. Поставьте точку под гласными.

Записывают слова, отмечают гласные

III. Словарная работа

 

Посмотрите на доску. К рисункам даны слова, с пропущенными буквами.

- Запишите слова в тетрадь, дописывая недостающие части ( кар----, --- тон, та---а,
с – п - ги)

Записывают слова: картинка, картон, тонна, сапоги.

Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

Выполняют.

Физкультурная пауза. Гимнастика для пальцев и глаз. Упражнения на формирование правильной осанки.

IV. Актуализация знаний.

- Сколько гласных букв в русском алфавите. Назовите их?

Называют 10 гласных букв. (Выставляем их на доске)

- Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме.

На второй строчке ставят гласные: е, ё, ю, я, и.

- Запишите в тетрадь слова, вставьте пропущенную гласную: Ван-, п-нал, кн-га, н-с, р-кзак.

Записывают слова: Ваня, пенал, книга, нес, рюкзак.

-Устно составьте одно предложение со всеми этими словами.

- Ваня нес рюкзак с книгами и пеналом.

V. Подведение к теме урока и определение задач урока.

1. Догадайтесь, какая буква играет с вами в прятки.

 

- Прочитайте слова.

ден-
пен-
сол-
мол-
лос-

кон-ки
пал-то
угол-ки
мал-чик
пал-чики

Читают слова:

день
пень
соль
моль
лось

коньки
пальто
угольки
мальчик
пальчики

- Как вы догадались, какая буква спряталась?

- Как назовем тему нашего урока?

- На какой вопрос будем искать ответ? (Один из вариантов записываю на доске)

- Согласные звуки произносятся мягко.

- Слова, в которых пишется буква Ь…

(Дети дают варианты ответов название темы урока и учебных задач урока).

VI. Повторяем то, что знаем, вместе дружно выполняем.

1. Игра «Поймай букву».

Если в слове есть буква Ь, дети хлопают в ладоши. Если буквы Ь нет, дети закрывают уши ладошками.

Одежда, журавль, львята, вещи, горький, сладкий, ужин, мель, карамель, долька.

2. Работа с текстом учебника на странице 28.

- Прочитайте текст. Найдите на иллюстрации Машеньку. Почему она грустна? В какую игру играют девочки? В какую игру играют игрушки – герои учебника? Почему нет Карандаша? Указки?
- Прочитайте первое предложение и закройте учебник, запишите это предложение по памяти.
- Запишем второе предложение под диктовку.
- Запишем третье предложение с комментированием.
- Спишите самостоятельно четвертое предложение.
- Прочитайте весь текст. Подчеркните слова, в которых мягкость согласного звука обозначена буквой Ь.

VII. Итог урока.

Как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука?

Прочитайте вывод на зеленой ленточке на странице 16.

VIII. Рефлексия.

Расскажите о своих впечатлениях об уроке.