Во всем царит
гармонии закон,
И в мире все суть
ритм, аккорд и тон.
Дж. Драйден
Ответить на вопросы:
1) Наука и искусство – дополняют или
противоречат друг другу?
2) Можно ли объяснить с помощью законов
математики гармонию в природе и
жизнедеятельности человека?
Задачи исследования:
- Научиться находить симметрию и золотое сечение произвольного отрезка.
- Научиться распознавать симметрию и золотое сечение произвольного объекта.
- Рассмотреть применение пропорции в культуре.
Ход урока
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос.
- Объяснение материала.
- Практическая работа учащихся.
- Групповая исследовательская работа учащихся.
- Сообщение учащегося.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Оборудование: Презентация, карточки, учебник геометрии под редакцией Анатасян.
2. Фронтальный опрос.
Задание 1.
Ответьте на вопросы и приведите пример:
- Какая фигура называется симметричной относительно прямой?
- Какая фигура называется симметричной относительно точки?
- Приведите пример симметрии на практике?
Задание 2.1.
Начертите ось симметрии следующих геометрических фигур: равностороннего и прямоугольного треугольников, прямоугольника, ромба, квадрата, окружности.
Некоторым учащимся раздаются листы, на которых они выполняют это задание, затем демонстрируют классу для проверки. Рисунок 1.
Рис. 1
Учитель. Показывает фигуры, обладающие центральной симметрией (окружность, параллелограмм). Рисунок 2.
Рис. 2
Задание 2.2.
Самостоятельно на доске выполнить номера из учебника №422.
№ 422. Даны точки А, В и М. Постройте точку, симметричную точке М относительно середины отрезка АВ.
Начертить и объяснить выполнение.
3. Объяснение нового материала.
Учитель объясняет материал. Используется доска.
К знакомым видам симметрии относятся: симметрия относительно точки (центральная симметрия), симметрия относительно прямой (осевая симметрия), симметрия относительно плоскости.
Любой человек выберет из предложенных фигур наиболее симметричные. Например, из треугольников – равносторонний, из четырехугольников – квадрат. Наиболее интересным из всех видов симметрии является – золотое сечение. Что же это такое?
Отрезок можно разделить на две части множеством способов. Рассмотрим следующий способ. Отношение всего отрезка к его большей части, равняется отношению большей части к меньшей.
Пусть длина отрезка – а, длина большей части равна – х, тогда а-х – длина меньшей части. Составим отношение:
а/х = х/(а-х)
Это отношение древние греки называли делением отрезка в крайнем и среднем отношением.
В пропорции, произведение крайних членом равно произведению средних, преобразуем выражение:
а(а-х) = х*х. Получаем квадратное уравнение х^2+ах-а^2 = 0. При решении уравнения выберем положительный корень, так как ищем длину отрезка.
х = корень (5-1)/2
Это число обозначается буквой ф в честь древнегреческого скульптора Фидия, который использовал это число в своих произведениях. Давайте подсчитаем его значение. Итак ф = 0,61803398... На практике пользуется числом ф, взятым с точностью до десятых 0,6, до сотых 0,61 или до тысячных 0,618.
Примем длину отрезка за единицу, начертим отрезок АВ длиной 10 сантиметров и разделим его на 10 равным частей. Для того чтобы разделить его в среднем и крайнем отношении, нужно отложить от одного из его концов шесть десятых долей данного отрезка. Что получается? АС=6,0 , тогда СВ=4,0 и точка С является золотым сечением.
Деление отрезка в среднем и крайнем отношении встречается в искусстве, в природе. Друг Леонарда Да Винчи, монах Лука Пачоли называл такое деление отрезка великолепной пропорцией. По поводу этой пропорции в истории утвердилось два варианта: золотая пропорция, или золотое сечение.
4. Выполнение практической части.
Задание 4.
Цель исследования | Что нужно сделать? | Приведите решение, построение |
Построить золотое сечение отрезка
|
||
Построить золотое сечение
произвольного объекта
|
5. Закрепление материала, исследовательская работа. Ученики разбиты на группы и выполняют самостоятельно исследование по бланкам лабораторных работ, лабораторные работы дифференцированы.
Лабораторная работа № 1.
Определение элементов симметрии.
Определите элементы симметрии прописных букв русского алфавита.
Оборудование: Алфавит, линейка.
Указание к работе:
- Выберите из алфавита буквы, которые при тождественном преобразовании переходят сами в себя.
- Запишите их в таблицу.
- Выпишите буквы, имеющие один вид симметрии.
- Определите, какие буквы имеют по две оси симметрии.
Ответы: Буквы А, Д, М, Т, П имеют по одной оси симметрии. Буквы Ж, О, Н, Ф, Х по две оси симметрии.
Лабораторная работа № 2.
Построение правильного шестиугольника.
Указания к работе:
- Начертите отрезок А1 А2. Поверните отрезок вокруг произвольной точки О на 60 градусов.
- Проведите 6 поворотов. Какая фигура получилась?
- Найдите прямые, которые являются осью симметрии фигуры. Рисунок 3.
Рис. 3
Лабораторная работа № 3
Выполнение построения “Геометрического каркаса” резного листа комнатной герани.
Оборудование: лист комнатной герани, рисунок, линейка.
Указания к работе:
- Постройте равнобедренный треугольник АВС с основанием АВ и отношением сторон АВ:АС=Ф.
- Проведите высоту СО треугольника АВС и постройте треугольник CKN, в котором CO:KN=Ф.
- Из точки С проведите окружность радиусом АВ, продолжите стороны CK, CN треугольника CKN за точки K и N соответственно так, чтобы лучи CK и CN пересекли окружность в некоторых точках E и F.
Проверьте отношения: CD: EF=Ф, AB: CD=Ф, EF: BF=Ф, используя полученный “каркас” , нарисуйте лист герани и сравните с рисунком. Рисунок 4.
Рис. 4
6. Сообщение ученика. Золотое сечение встречается при анализе соразмерностей Парфенона. Это сооружение великолепно по своему построению. Золотым сечением определяются и пропорции человека.
Расположение семечек в корзине подсолнуха выстраивается вдоль спиралей, которые закручиваются как слева направо, так и справа налево. В одну сторону закручено 13 спиралей, в другую – 21. В более крупных соцветиях подсолнуха число соответствующих спиралей 21 и 34 или 34 и 55. Похожее расположение наблюдается у чешуек сосновых шишек. В верхушках очень многих побегов можно различить системы спиральных рядов. Рассмотрим золотое сечение в природе.
Домашнее задание. № 423,424.
7. Итог урока. Таким образом, человеческие представления о красоте формируются под влиянием того, какие воплощения порядка и гармонии человек видит в живой природе, а природа любит повторения. В различных своих повторениях, казалось бы, далеких друг от друга, она может использовать одни и те же принципы.