Урок геометрии в 9-м классе "Симметрия"

Разделы: Математика


Во всем царит
гармонии закон,
И в мире все суть
ритм, аккорд и тон.

Дж. Драйден

Ответить на вопросы:

1) Наука и искусство – дополняют или противоречат друг другу?
2) Можно ли объяснить с помощью законов математики гармонию в природе и жизнедеятельности человека?

Задачи исследования:

  1. Научиться находить симметрию и золотое сечение произвольного отрезка.
  2. Научиться распознавать симметрию и золотое сечение произвольного объекта.
  3. Рассмотреть применение пропорции в культуре.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос.
  3. Объяснение материала.
  4. Практическая работа учащихся.
  5. Групповая исследовательская работа учащихся.
  6. Сообщение учащегося.
  7. Итог урока.
  8. Рефлексия.

Оборудование: Презентация, карточки, учебник геометрии под редакцией Анатасян.

2. Фронтальный опрос.

Задание 1.

Ответьте на вопросы и приведите пример:

  1. Какая фигура называется симметричной относительно прямой?
  2. Какая фигура называется симметричной относительно точки?
  3. Приведите пример симметрии на практике?

Задание 2.1.

Начертите ось симметрии следующих геометрических фигур: равностороннего и прямоугольного треугольников, прямоугольника, ромба, квадрата, окружности.

Некоторым учащимся раздаются листы, на которых они выполняют это задание, затем демонстрируют классу для проверки. Рисунок 1.


Рис. 1

Учитель. Показывает фигуры, обладающие центральной симметрией (окружность, параллелограмм). Рисунок 2.


Рис. 2

Задание 2.2.

Самостоятельно на доске выполнить номера из учебника №422.

№ 422. Даны точки А, В и М. Постройте точку, симметричную точке М относительно середины отрезка АВ.

Начертить и объяснить выполнение.

3. Объяснение нового материала.

Учитель объясняет материал. Используется доска.

К знакомым видам симметрии относятся: симметрия относительно точки (центральная симметрия), симметрия относительно прямой (осевая симметрия), симметрия относительно плоскости.

Любой человек выберет из предложенных фигур наиболее симметричные. Например, из треугольников – равносторонний, из четырехугольников – квадрат. Наиболее интересным из всех видов симметрии является – золотое сечение. Что же это такое?

Отрезок можно разделить на две части множеством способов. Рассмотрим следующий способ. Отношение всего отрезка к его большей части, равняется отношению большей части к меньшей.

Пусть длина отрезка – а, длина большей части равна – х, тогда а-х – длина меньшей части. Составим отношение:

а/х = х/(а-х)

Это отношение древние греки называли делением отрезка в крайнем и среднем отношением.

В пропорции, произведение крайних членом равно произведению средних, преобразуем выражение:

а(а-х) = х*х. Получаем квадратное уравнение х^2+ах-а^2 = 0. При решении уравнения выберем положительный корень, так как ищем длину отрезка.

х = корень (5-1)/2

Это число обозначается буквой ф в честь древнегреческого скульптора Фидия, который использовал это число в своих произведениях. Давайте подсчитаем его значение. Итак ф = 0,61803398... На практике пользуется числом ф, взятым с точностью до десятых 0,6, до сотых 0,61 или до тысячных 0,618.

Примем длину отрезка за единицу, начертим отрезок АВ длиной 10 сантиметров и разделим его на 10 равным частей. Для того чтобы разделить его в среднем и крайнем отношении, нужно отложить от одного из его концов шесть десятых долей данного отрезка. Что получается? АС=6,0 , тогда СВ=4,0 и точка С является золотым сечением.

Деление отрезка в среднем и крайнем отношении встречается в искусстве, в природе. Друг Леонарда Да Винчи, монах Лука Пачоли называл такое деление отрезка великолепной пропорцией. По поводу этой пропорции в истории утвердилось два варианта: золотая пропорция, или золотое сечение.

4. Выполнение практической части.

Задание 4.

Цель исследования Что нужно сделать? Приведите решение, построение
Построить золотое сечение отрезка

 

   
Построить золотое сечение произвольного объекта

 

   

5. Закрепление материала, исследовательская работа. Ученики разбиты на группы и выполняют самостоятельно исследование по бланкам лабораторных работ, лабораторные работы дифференцированы.

Лабораторная работа № 1.

Определение элементов симметрии.

Определите элементы симметрии прописных букв русского алфавита.

Оборудование: Алфавит, линейка.

Указание к работе:

  1. Выберите из алфавита буквы, которые при тождественном преобразовании переходят сами в себя.
  2. Запишите их в таблицу.
  3. Выпишите буквы, имеющие один вид симметрии.
  4. Определите, какие буквы имеют по две оси симметрии.

Ответы: Буквы А, Д, М, Т, П имеют по одной оси симметрии. Буквы Ж, О, Н, Ф, Х по две оси симметрии.

Лабораторная работа № 2.

Построение правильного шестиугольника.

Указания к работе:

  1. Начертите отрезок А1 А2. Поверните отрезок вокруг произвольной точки О на 60 градусов.
  2. Проведите 6 поворотов. Какая фигура получилась?
  3. Найдите прямые, которые являются осью симметрии фигуры. Рисунок 3.

Рис. 3

Лабораторная работа № 3

Выполнение построения “Геометрического каркаса” резного листа комнатной герани.

Оборудование: лист комнатной герани, рисунок, линейка.

Указания к работе:

  1. Постройте равнобедренный треугольник АВС с основанием АВ и отношением сторон АВ:АС=Ф.
  2. Проведите высоту СО треугольника АВС и постройте треугольник CKN, в котором CO:KN=Ф.
  3. Из точки С проведите окружность радиусом АВ, продолжите стороны CK, CN треугольника CKN за точки K и N соответственно так, чтобы лучи CK и CN пересекли окружность в некоторых точках E и F.

Проверьте отношения: CD: EF=Ф, AB: CD=Ф, EF: BF=Ф, используя полученный “каркас” , нарисуйте лист герани и сравните с рисунком. Рисунок 4.

 

Рис. 4

6. Сообщение ученика. Золотое сечение встречается при анализе соразмерностей Парфенона. Это сооружение великолепно по своему построению. Золотым сечением определяются и пропорции человека.

Расположение семечек в корзине подсолнуха выстраивается вдоль спиралей, которые закручиваются как слева направо, так и справа налево. В одну сторону закручено 13 спиралей, в другую – 21. В более крупных соцветиях подсолнуха число соответствующих спиралей 21 и 34 или 34 и 55. Похожее расположение наблюдается у чешуек сосновых шишек. В верхушках очень многих побегов можно различить системы спиральных рядов. Рассмотрим золотое сечение в природе.

Домашнее задание. № 423,424.

7. Итог урока. Таким образом, человеческие представления о красоте формируются под влиянием того, какие воплощения порядка и гармонии человек видит в живой природе, а природа любит повторения. В различных своих повторениях, казалось бы, далеких друг от друга, она может использовать одни и те же принципы.