Дополнительная образовательная программа "Занимательный русский язык"

Разделы: Начальная школа


Учебно-тематический план
1 год (34 ч)

№ раздела и темы Названия разделов и тем Количество часов
Всего Теория Практика
I Вводное занятие “Хорошо ли ты знаешь русский язык?” 1   1
II

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА

17 4 13
  Дорога к письменности 2 1 1
  Кто-кто в алфавите живет? 1   1
  В путь за “главным” правилом 4 1 3
  Фонемные и нефонемные правила 3 1 2
  Как “оседлать” правило? 3 1 2
  Вопросы, на которые нельзя ответить сразу 1   1
  Где найти ответ? 3 1 2
III СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 15 5 10
  Из чего строятся слова? 2 1 1
  Составление буклета. 3 1 2
  Приставки-труженицы 2 1 1
  Суффиксы-волшебники 2 1 1
  Смотри в корень! 2 1 1
  Морфема, которая может изменяться 2   2
  Речевой этикет. Решаем и составляем кроссворды. 2   2
IV Итоговое занятие “Для чего надо изучать русский язык”. Выпуск стенгазеты 1   1
Итого часов: 34 10 24

2 год (34 ч)

№ раздела и темы Названия разделов и тем Количество часов
Всего Теория Практика
I Вводное занятие “Хорошо ли ты знаешь русский язык?” 1   1
II

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

10 3 7
  Слово одно, а значений несколько (многозначные слова) 2 1 1
  Слова-тезки (омонимы) 2 1 1
  “Одно и то же, но по-разному” (синонимы) 2 1 1
  Слова с противоположным значением (антонимы) 1   1
  Слова, которые пропали (устаревшие слова) 1   1
  Можно ли самим придумать слово? (неологизмы) 1   1
  Слова-пришельцы (заимствованные слова) 1   1
III

ФРАЗЕОЛОГИЯ

2 1 1
  Крылатые слова 2 1 1
IV

МОРФОЛОГИЯ

12 4 8
  Путешествие в город существительных 2 1 1
  “Описательные” слова (имя прилагательное) 1   1
  “Вместо имени” (местоимения) 1   1
  Страна Глаголия 2 1 1
  В гостях у Наречия 2 1 1
V

СИНТАКСИС

4 1 3
  Цепочка слов (словосочетания) 1   1
  Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? 1   1
  С кем дружат подлежащее и сказуемое? 2 1 1
VI

ПУНКТУАЦИЯ

3 1 2
  Где работают знаки препинания? 3 1 2
VII Учимся создавать мультимедийную презентацию 3 1 2
VIII Итоговое занятие “Для чего надо изучать русский язык”. Защита проектов 1   1
Итого часов: 34 10 24

Содержание разделов и тем
1-ый год

Название раздела № темы

Название темы

Теория Практика Оборудование и оснащение
I. Вводное занятие. 1.“Хорошо ли ты знаешь русский язык?” Язык, речь, русский язык. Рассказ-беседа на тему

“Что это значит - хорошо знать русский язык?” Викторина. Игры, загадки, пословицы и поговорки.

Мультимедийная установка
II. Фонетика, графика. 1. Дорога к письменности Письменность, сигналы-символы, рисуночное письмо, пересказ. Перевод слов в сигналы-символы, упражнения на тренировку памяти, составление рассказа в рисунках, пересказ текста по картинкам. Мультимедийная установка
2. Кто-кто в алфавите живет? Алфавит, кириллица, глаголица, фонема, звукопись. Знакомство с разными видами алфавита, игры с фонемами, чтение стихов (наблюдение над использованием звукописи), тест “Звуки и буквы”. Мультимедийная установка
3. В путь за “главным” правилом “Ошибкоопасные” места. “Зеркальные” и “незеркальные” слова, орфографическая зоркость, чередование, фонемное правило. Орфографические игры на нахождение “ошибкоопасных” мест в слове, решение проблемных задач по фонетике, упражнения на определение чередования букв и звуков в словах (поисковая работа), составление рассказа “Как работает ударение”, составление совместного теста “Звонкие и глухие согласные”. Компьютер
4. Фонемные и нефонемные правила Фонемные и нефонемные правила, твердые и мягкие согласные, “работа” мягкого знака, гласные после шипящих и Ц, непроизносимые согласные. Рассказ-беседа “Фонемные и нефонемные правила”, решение нестандартных орфографических задач, составление схем-опор, работа с русскими народными сказками, отгадывание ребусов, загадок.  
5. Как “оседлать” правило? Самоинструкция, алгоритм, главная мысль, краткий пересказ. Составление самоинструкций, алгоритмов по правилам и использование их при письме, запись правила блок-схемами, решение с помощью самоинструкций орфографических задач, составление кратких пересказов прочитанных произведений детских писателей. Компьютер
6. Вопросы, на которые нельзя ответить сразу Проблемный вопрос Игра “ДА и НЕТ не говорите…”, нахождение скрытых вопросов в текстах, упражнение в постановке проблемных вопросов, решение поисковых задач, отгадывание шарад.  
7. Где найти ответ? Словари, различные виды словарей, энциклопедия, справочник, Интернет, сайт. Знакомство с различными словарями, энциклопедиями, нахождение ответов на поставленные на предыдущем занятии вопросы в словарях, энциклопедиях. Выход в Интернет, поиск нужной информации. Компьютер
III. Словообразование. 1. Из чего строятся слова? Морфемы, приставка, корень, суффикс, окончание, лингвистика. Мультимедийная презентация “Из чего строятся слова?” Игры на нахождение и выделение морфем, решение поисковых задач, составление схем-опор, чтение и театрализация произведений из книги

В.Драгунского “Денискины рассказы”.

Мультимедийная установка

Магнитофон

2. Составление буклета. Буклет, проблемный вопрос, источники информации. Изготовление буклета. Компьютер
3. Приставки-труженицы Приставка, группы приставок, правописание приставок. Игры с приставками, составление групп приставок (аналитическая работа), составление памятки, схем-опор, чтение басни Л.Н.Толстого “Отец и сыновья”, составление диафильма.  
4. Суффиксы-волшебники Суффиксы, строительная работа суффиксов, смысловые оттенки. Решение поисковых задач, игры, ребусы. Работа с произведениями Н.Носова. Викторина. Магнитофон
5. Смотри в корень! Родственные слова, лексическое значение слова, проверочные и проверяемые слова, удвоенные согласные. Беседа “Слова-родственники”, игры “Подбери слово”, “Лишнее слово” и др. Подбор “гнезд” слов, работа со словарями. Игры на тренировку внимания и памяти. Шарады. Составление теста “Корень слова”. Компьютер
6. Морфема, которая может изменяться Окончание, форма слова, словосочетание. Поисковая работа “Смыслиночки” окончания”. Составление схемы-опоры, составление и работа с алгоритмом по различению родственных слов и формы слова, грамматические игры.  
7. Речевой этикет. Решаем и составляем кроссворды. Морфемы, вежливые слова, кроссворд. Ролевые игры, подбор родственных слов – игра “Матрешка”, составление тематических групп слов, решение и составление кроссвордов по темам “Морфемы”, “Вежливые слова”. Компьютер
IV. Итоговое занятие. 1. “Для чего надо изучать русский язык” Выпуск стенгазеты.   Беседа “Что нового узнали о русском языке?” Выпуск стенгазеты с использованием подготовленных на занятиях материалов.  

Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 года обучения

Обучающиеся должны знать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
  • лексическое значение слова, морфемы: приставку, корень, суффикс, окончание;
  • простейшие случаи образования новых слов;
  • источники нахождения информации,
  • основные части компьютера;
  • правила работы и технику безопасности при работе с компьютером.

Обучающиеся должны уметь:

  • применять алфавит в практической деятельности (работа со словарем, каталогом);
  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • производить разбор слов по составу;
  • составлять “гнезда” родственных слов;
  • отличать родственное слово от формы слова;
  • составлять схемы-опоры, блок-схемы, алгоритмы, самоинструкции;
  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (словарях, энциклопедиях, Интернете и др.);
  • работать с компьютером: включать, выключать, находить буквы и значки на клавиатуре, работать с “мышью”;
  • составлять буклет;
  • решать и составлять кроссворды;
  • учиться культуре речи.

2-ой год

Название раздела № темы.

Название темы

Теория Практика Оборудование
I. Вводное занятие 1.“Хорошо ли ты знаешь русский язык?” Лексика, лексикология Игра-соревнование “Сколько слов ты знаешь?” Беседа о богатстве русского языка. Игры, направленные на обогащение словарного запаса обучающихся.  
II. Лексикология 1. Слово одно, а значений несколько (многозначные слова) Лексикология, многозначные слова Рассказ-беседа о многозначных словах. Чтение предложений, текстов. Игры-наблюдения над использованием одного и того же слова в разных значениях. Выставка рисунков. Мультимедийная установка
2. Слова-тезки (омонимы) Омонимы, отличие омонимов от многозначных слов. Беседа об отличии омонимов от многозначных слов. Чтение и театрализация шуточных стихотворений. Решение проблемных задач, разгадывание ребусов. Магнитофон
3. “Одно и то же, но по-разному” (синонимы) Синонимы, роль синонимов в речи. Текст-повествование, текс-описание, текст-рассуждение. Беседа о роли синонимов в речи. Наблюдение над использованием синонимов в текстах разного типа. Составление текста с фрагментами-рисунками. Изготовление рукописной книги. Мультимедийная установка
4. Слова с противоположным значением (антонимы) Антонимы. Работа с толковым словарем - нахождение лексического значения слова “антоним”, определение роли антонимов в речи. Составление схемы-опоры. Речевые игры.  
5. Слова, которые пропали (устаревшие слова) Устаревшие слова. В. Даль – собиратель слов. Русские народные пословицы, поговорки, приметы.

Презентация “В. Даль – собиратель слов”.

Игра “Что? Где? Когда?” по русским пословицам, поговоркам, приметам. Нахождение в текстах и объяснение устаревших слов. Мультимедийная установка
6. Можно ли самим придумать слово? (неологизмы) Неологизмы Рассказ-беседа. Решение проблемы “Можно ли самим придумать слово?” Чтение стихов В.Маяковского, нахождение новых слов. Игра “Какое слово моложе?” Составление толкового словарика с придуманными детьми словами.  
7. Слова-пришельцы (заимствованные слова) Заимствованные слова Ролевая игра “Кто приехал в гости?” Составление групп слов на темы “Спорт”, “Театр”, “Учебные принадлежности”. Составление викторины.  
III. Фразеология Крылатые слова Фразеологизмы Решение проблемных задач, игра-конкурс “Почему мы так говорим?” Работа с художественными текстами. Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам. Составление рукописной книги “Крылатые слова”.  
IV. Морфология Путешествие в город существительных Имя существительное, род, число, падеж, склонение, роль в речи Определение темы проекта, распределение по группам, постановка проблемных вопросов. Работа с разными источниками информации. Компьютер
“Описательные” слова (имя прилагательное) Имя прилагательное, связь с именем существительным, изменение по родам, числам, склонение, роль в речи. Решение грамматических задач, работа с текстами-описаниями. Игры “Кто больше”, “Лишнее слово”

Решение теста “Имя прилагательное”

Компьютер
“Вместо имени” (местоимения) Местоимение, лицо, число, род (3-е л., ед.ч.). Повтор-недочет – речевая ошибка. Решение проблемы “Зачем нужны в речи местоимения?”. Ролевые игры. Использование местоимений “ты” и “вы” в диалогах, письмах. Редактирование текста для устранения повторов-недочетов.  
Страна Глаголия Глагол, лицо, число, время, спряжение, роль в речи Деловая игра “В редакции газеты”. Составление схемы-опоры “Окончание глагола”. Решение теста “Глагол” Компьютер
В гостях у Наречия Наречие как часть речи. Группы наречий: образа действия, времени, места. Определение этимологии слова “наречие”. Работа с художественными текстами (нахождение и классификация наречий по группам). Составление кроссворда “Наречие”. Мультимедийная установка
V. Синтаксис Цепочка слов (словосочетания) Синтаксис, словосочетания, главное и зависимое слово, графическая схема. Синтаксический разбор словосочетания. Рассказ-беседа о синтаксисе. Решение грамматических задач. Соревнование “Находим словосочетания в предложениях”. Составление алгоритма синтаксического разбора словосочетания.  
Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое. Постановка проблемы, нахождение решения при составлении и разборе предложений. Синтаксические игры и шутливые упражнения. Составление кроссворда по теме “Словосочетание” и “Главные члены предложения”  
С кем дружат подлежащее и сказуемое? Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство Ролевая игра “Члены предложения”. Вопросы для любознательных (работа с дополнительными источниками информации). Составление блок-схемы “Синтаксический разбор предложения”. Решение теста “Члены предложения”  
VI. Пунктуация Где работают знаки препинания? Однородные члены предложения, простое и сложное предложения Презентация “Где работают знаки препинания?” Конкурс-игра “Карусель” (по определению простых и сложных предложений и расстановке знаков препинания). Мультимедийная установка
VII. Учимся создавать мультимедийную презентацию Создание слайдов. Конструктор слайда. Сценарий презентации. Доработка проектов. Подготовка мультимедийной презентации. Нахождение рисунков, составление таблиц и диаграмм. Компьютер
VIII. Итоговое занятие. “Для чего надо изучать русский язык”. Защита проектов   Защита проектов.

Итоговая беседа “Для чего надо изучать русский язык”.

Мультимедийная установка

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 года обучения

Обучающиеся должны знать:

  • признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, наречия;
  • признаки словосочетания;
  • признаки простого и сложного предложений;
  • признаки главных и второстепенных членов предложения (с дифференциацией последних);
  • признаки однородных членов предложения.

Обучающиеся должны уметь:

  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, заимствованные, устаревшие слова, неологизмы, фразеологические обороты;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения, наречия, производить морфологический разбор этих частей речи в объеме изученного
  • распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
  • выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение, однородные члены;
  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложений (в рамках изученного);
  • составлять сценарий и создавать мультимедийную презентацию;
  • защищать творческий проект.