Учебно-тематический план
1 год (34 ч)
№ раздела и темы | Названия разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | Вводное занятие “Хорошо ли ты знаешь русский язык?” | 1 | 1 | |
II | ФОНЕТИКА, ГРАФИКА |
17 | 4 | 13 |
Дорога к письменности | 2 | 1 | 1 | |
Кто-кто в алфавите живет? | 1 | 1 | ||
В путь за “главным” правилом | 4 | 1 | 3 | |
Фонемные и нефонемные правила | 3 | 1 | 2 | |
Как “оседлать” правило? | 3 | 1 | 2 | |
Вопросы, на которые нельзя ответить сразу | 1 | 1 | ||
Где найти ответ? | 3 | 1 | 2 | |
III | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | 15 | 5 | 10 |
Из чего строятся слова? | 2 | 1 | 1 | |
Составление буклета. | 3 | 1 | 2 | |
Приставки-труженицы | 2 | 1 | 1 | |
Суффиксы-волшебники | 2 | 1 | 1 | |
Смотри в корень! | 2 | 1 | 1 | |
Морфема, которая может изменяться | 2 | 2 | ||
Речевой этикет. Решаем и составляем кроссворды. | 2 | 2 | ||
IV | Итоговое занятие “Для чего надо изучать русский язык”. Выпуск стенгазеты | 1 | 1 | |
Итого часов: | 34 | 10 | 24 |
2 год (34 ч)
№ раздела и темы | Названия разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | Вводное занятие “Хорошо ли ты знаешь русский язык?” | 1 | 1 | |
II | ЛЕКСИКОЛОГИЯ |
10 | 3 | 7 |
Слово одно, а значений несколько (многозначные слова) | 2 | 1 | 1 | |
Слова-тезки (омонимы) | 2 | 1 | 1 | |
“Одно и то же, но по-разному” (синонимы) | 2 | 1 | 1 | |
Слова с противоположным значением (антонимы) | 1 | 1 | ||
Слова, которые пропали (устаревшие слова) | 1 | 1 | ||
Можно ли самим придумать слово? (неологизмы) | 1 | 1 | ||
Слова-пришельцы (заимствованные слова) | 1 | 1 | ||
III | ФРАЗЕОЛОГИЯ |
2 | 1 | 1 |
Крылатые слова | 2 | 1 | 1 | |
IV | МОРФОЛОГИЯ |
12 | 4 | 8 |
Путешествие в город существительных | 2 | 1 | 1 | |
“Описательные” слова (имя прилагательное) | 1 | 1 | ||
“Вместо имени” (местоимения) | 1 | 1 | ||
Страна Глаголия | 2 | 1 | 1 | |
В гостях у Наречия | 2 | 1 | 1 | |
V | СИНТАКСИС |
4 | 1 | 3 |
Цепочка слов (словосочетания) | 1 | 1 | ||
Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? | 1 | 1 | ||
С кем дружат подлежащее и сказуемое? | 2 | 1 | 1 | |
VI | ПУНКТУАЦИЯ |
3 | 1 | 2 |
Где работают знаки препинания? | 3 | 1 | 2 | |
VII | Учимся создавать мультимедийную презентацию | 3 | 1 | 2 |
VIII | Итоговое занятие “Для чего надо изучать русский язык”. Защита проектов | 1 | 1 | |
Итого часов: | 34 | 10 | 24 |
Содержание разделов и тем
1-ый год
Название раздела | № темы Название темы |
Теория | Практика | Оборудование и оснащение |
I. Вводное занятие. | 1.“Хорошо ли ты знаешь русский язык?” | Язык, речь, русский язык. | Рассказ-беседа на тему “Что это значит - хорошо знать русский язык?” Викторина. Игры, загадки, пословицы и поговорки. |
Мультимедийная установка |
II. Фонетика, графика. | 1. Дорога к письменности | Письменность, сигналы-символы, рисуночное письмо, пересказ. | Перевод слов в сигналы-символы, упражнения на тренировку памяти, составление рассказа в рисунках, пересказ текста по картинкам. | Мультимедийная установка |
2. Кто-кто в алфавите живет? | Алфавит, кириллица, глаголица, фонема, звукопись. | Знакомство с разными видами алфавита, игры с фонемами, чтение стихов (наблюдение над использованием звукописи), тест “Звуки и буквы”. | Мультимедийная установка | |
3. В путь за “главным” правилом | “Ошибкоопасные” места. “Зеркальные” и “незеркальные” слова, орфографическая зоркость, чередование, фонемное правило. | Орфографические игры на нахождение “ошибкоопасных” мест в слове, решение проблемных задач по фонетике, упражнения на определение чередования букв и звуков в словах (поисковая работа), составление рассказа “Как работает ударение”, составление совместного теста “Звонкие и глухие согласные”. | Компьютер | |
4. Фонемные и нефонемные правила | Фонемные и нефонемные правила, твердые и мягкие согласные, “работа” мягкого знака, гласные после шипящих и Ц, непроизносимые согласные. | Рассказ-беседа “Фонемные и нефонемные правила”, решение нестандартных орфографических задач, составление схем-опор, работа с русскими народными сказками, отгадывание ребусов, загадок. | ||
5. Как “оседлать” правило? | Самоинструкция, алгоритм, главная мысль, краткий пересказ. | Составление самоинструкций, алгоритмов по правилам и использование их при письме, запись правила блок-схемами, решение с помощью самоинструкций орфографических задач, составление кратких пересказов прочитанных произведений детских писателей. | Компьютер | |
6. Вопросы, на которые нельзя ответить сразу | Проблемный вопрос | Игра “ДА и НЕТ не говорите…”, нахождение скрытых вопросов в текстах, упражнение в постановке проблемных вопросов, решение поисковых задач, отгадывание шарад. | ||
7. Где найти ответ? | Словари, различные виды словарей, энциклопедия, справочник, Интернет, сайт. | Знакомство с различными словарями, энциклопедиями, нахождение ответов на поставленные на предыдущем занятии вопросы в словарях, энциклопедиях. Выход в Интернет, поиск нужной информации. | Компьютер | |
III. Словообразование. | 1. Из чего строятся слова? | Морфемы, приставка, корень, суффикс, окончание, лингвистика. Мультимедийная презентация “Из чего строятся слова?” | Игры на нахождение и выделение морфем,
решение поисковых задач, составление схем-опор,
чтение и театрализация произведений из книги В.Драгунского “Денискины рассказы”. |
Мультимедийная установка Магнитофон |
2. Составление буклета. | Буклет, проблемный вопрос, источники информации. | Изготовление буклета. | Компьютер | |
3. Приставки-труженицы | Приставка, группы приставок, правописание приставок. | Игры с приставками, составление групп приставок (аналитическая работа), составление памятки, схем-опор, чтение басни Л.Н.Толстого “Отец и сыновья”, составление диафильма. | ||
4. Суффиксы-волшебники | Суффиксы, строительная работа суффиксов, смысловые оттенки. | Решение поисковых задач, игры, ребусы. Работа с произведениями Н.Носова. Викторина. | Магнитофон | |
5. Смотри в корень! | Родственные слова, лексическое значение слова, проверочные и проверяемые слова, удвоенные согласные. | Беседа “Слова-родственники”, игры “Подбери слово”, “Лишнее слово” и др. Подбор “гнезд” слов, работа со словарями. Игры на тренировку внимания и памяти. Шарады. Составление теста “Корень слова”. | Компьютер | |
6. Морфема, которая может изменяться | Окончание, форма слова, словосочетание. | Поисковая работа “Смыслиночки” окончания”. Составление схемы-опоры, составление и работа с алгоритмом по различению родственных слов и формы слова, грамматические игры. | ||
7. Речевой этикет. Решаем и составляем кроссворды. | Морфемы, вежливые слова, кроссворд. | Ролевые игры, подбор родственных слов – игра “Матрешка”, составление тематических групп слов, решение и составление кроссвордов по темам “Морфемы”, “Вежливые слова”. | Компьютер | |
IV. Итоговое занятие. | 1. “Для чего надо изучать русский язык” Выпуск стенгазеты. | Беседа “Что нового узнали о русском языке?” Выпуск стенгазеты с использованием подготовленных на занятиях материалов. |
Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 года обучения
Обучающиеся должны знать:
- звуки и буквы, гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
- лексическое значение слова, морфемы: приставку, корень, суффикс, окончание;
- простейшие случаи образования новых слов;
- источники нахождения информации,
- основные части компьютера;
- правила работы и технику безопасности при работе с компьютером.
Обучающиеся должны уметь:
- применять алфавит в практической деятельности (работа со словарем, каталогом);
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- производить разбор слов по составу;
- составлять “гнезда” родственных слов;
- отличать родственное слово от формы слова;
- составлять схемы-опоры, блок-схемы, алгоритмы, самоинструкции;
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (словарях, энциклопедиях, Интернете и др.);
- работать с компьютером: включать, выключать, находить буквы и значки на клавиатуре, работать с “мышью”;
- составлять буклет;
- решать и составлять кроссворды;
- учиться культуре речи.
2-ой год
Название раздела | № темы. Название темы |
Теория | Практика | Оборудование |
I. Вводное занятие | 1.“Хорошо ли ты знаешь русский язык?” | Лексика, лексикология | Игра-соревнование “Сколько слов ты знаешь?” Беседа о богатстве русского языка. Игры, направленные на обогащение словарного запаса обучающихся. | |
II. Лексикология | 1. Слово одно, а значений несколько (многозначные слова) | Лексикология, многозначные слова | Рассказ-беседа о многозначных словах. Чтение предложений, текстов. Игры-наблюдения над использованием одного и того же слова в разных значениях. Выставка рисунков. | Мультимедийная установка |
2. Слова-тезки (омонимы) | Омонимы, отличие омонимов от многозначных слов. | Беседа об отличии омонимов от многозначных слов. Чтение и театрализация шуточных стихотворений. Решение проблемных задач, разгадывание ребусов. | Магнитофон | |
3. “Одно и то же, но по-разному” (синонимы) | Синонимы, роль синонимов в речи. Текст-повествование, текс-описание, текст-рассуждение. | Беседа о роли синонимов в речи. Наблюдение над использованием синонимов в текстах разного типа. Составление текста с фрагментами-рисунками. Изготовление рукописной книги. | Мультимедийная установка | |
4. Слова с противоположным значением (антонимы) | Антонимы. | Работа с толковым словарем - нахождение лексического значения слова “антоним”, определение роли антонимов в речи. Составление схемы-опоры. Речевые игры. | ||
5. Слова, которые пропали (устаревшие слова) | Устаревшие слова. В. Даль – собиратель
слов. Русские народные пословицы, поговорки,
приметы. Презентация “В. Даль – собиратель слов”. |
Игра “Что? Где? Когда?” по русским пословицам, поговоркам, приметам. Нахождение в текстах и объяснение устаревших слов. | Мультимедийная установка | |
6. Можно ли самим придумать слово? (неологизмы) | Неологизмы Рассказ-беседа. | Решение проблемы “Можно ли самим придумать слово?” Чтение стихов В.Маяковского, нахождение новых слов. Игра “Какое слово моложе?” Составление толкового словарика с придуманными детьми словами. | ||
7. Слова-пришельцы (заимствованные слова) | Заимствованные слова | Ролевая игра “Кто приехал в гости?” Составление групп слов на темы “Спорт”, “Театр”, “Учебные принадлежности”. Составление викторины. | ||
III. Фразеология | Крылатые слова | Фразеологизмы | Решение проблемных задач, игра-конкурс “Почему мы так говорим?” Работа с художественными текстами. Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам. Составление рукописной книги “Крылатые слова”. | |
IV. Морфология | Путешествие в город существительных | Имя существительное, род, число, падеж, склонение, роль в речи | Определение темы проекта, распределение по группам, постановка проблемных вопросов. Работа с разными источниками информации. | Компьютер |
“Описательные” слова (имя прилагательное) | Имя прилагательное, связь с именем существительным, изменение по родам, числам, склонение, роль в речи. | Решение грамматических задач, работа с
текстами-описаниями. Игры “Кто больше”, “Лишнее
слово” Решение теста “Имя прилагательное” |
Компьютер | |
“Вместо имени” (местоимения) | Местоимение, лицо, число, род (3-е л., ед.ч.). Повтор-недочет – речевая ошибка. | Решение проблемы “Зачем нужны в речи местоимения?”. Ролевые игры. Использование местоимений “ты” и “вы” в диалогах, письмах. Редактирование текста для устранения повторов-недочетов. | ||
Страна Глаголия | Глагол, лицо, число, время, спряжение, роль в речи | Деловая игра “В редакции газеты”. Составление схемы-опоры “Окончание глагола”. Решение теста “Глагол” | Компьютер | |
В гостях у Наречия | Наречие как часть речи. Группы наречий: образа действия, времени, места. | Определение этимологии слова “наречие”. Работа с художественными текстами (нахождение и классификация наречий по группам). Составление кроссворда “Наречие”. | Мультимедийная установка | |
V. Синтаксис | Цепочка слов (словосочетания) | Синтаксис, словосочетания, главное и зависимое слово, графическая схема. Синтаксический разбор словосочетания. | Рассказ-беседа о синтаксисе. Решение грамматических задач. Соревнование “Находим словосочетания в предложениях”. Составление алгоритма синтаксического разбора словосочетания. | |
Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? | Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое. | Постановка проблемы, нахождение решения при составлении и разборе предложений. Синтаксические игры и шутливые упражнения. Составление кроссворда по теме “Словосочетание” и “Главные члены предложения” | ||
С кем дружат подлежащее и сказуемое? | Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство | Ролевая игра “Члены предложения”. Вопросы для любознательных (работа с дополнительными источниками информации). Составление блок-схемы “Синтаксический разбор предложения”. Решение теста “Члены предложения” | ||
VI. Пунктуация | Где работают знаки препинания? | Однородные члены предложения, простое и сложное предложения Презентация “Где работают знаки препинания?” | Конкурс-игра “Карусель” (по определению простых и сложных предложений и расстановке знаков препинания). | Мультимедийная установка |
VII. | Учимся создавать мультимедийную презентацию | Создание слайдов. Конструктор слайда. Сценарий презентации. | Доработка проектов. Подготовка мультимедийной презентации. Нахождение рисунков, составление таблиц и диаграмм. | Компьютер |
VIII. Итоговое занятие. | “Для чего надо изучать русский язык”. Защита проектов | Защита проектов. Итоговая беседа “Для чего надо изучать русский язык”. |
Мультимедийная установка |
Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 года обучения
Обучающиеся должны знать:
- признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, наречия;
- признаки словосочетания;
- признаки простого и сложного предложений;
- признаки главных и второстепенных членов предложения (с дифференциацией последних);
- признаки однородных членов предложения.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, заимствованные, устаревшие слова, неологизмы, фразеологические обороты;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения, наречия, производить морфологический разбор этих частей речи в объеме изученного
- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
- выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение, однородные члены;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложений (в рамках изученного);
- составлять сценарий и создавать мультимедийную презентацию;
- защищать творческий проект.