Цель:
- Обобщить знания учащихся по разделу “Природные зоны России”, проверить знания, умения, навыки учащихся.
- Развивать познавательный интерес и творческую активность.
- Познакомить с приёмами письменного сложения и вычитания любых многозначных чисел, вспомнить правила нахождения периметра многоугольника, совершенствовать вычислительные навыки, повторить правила перестановки и группировки слагаемых.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы повторим изученный материал по теме “Природные зоны России”, но одновременно и научимся решать примеры на сложение, и вычитание с многозначными числами.
- Итак, отправимся в путешествие по нашей Родине.
3. Устный счёт
- Первым на нашем пути встречается (картинка с
белым медведем)
- Самый крупный медведь – белый. Его вес
достигает 800кг, а вес самого маленького из
медведей - малайского в 20 раз меньше. Сколько
весит малайский медведь? (40 кг)
- Белый медведь обитает в зоне .....(Арктических
пустынь - отвечают дети)
- На каких островах она расположена? Чем
интересен остров Врангеля? (рассказы детей)
- Каков там климат? Какие растения встречаются?
- Каких животных мы ещё встретим в зоне Арктических пустынь? (На доске карточки с названиями животных: кит, богомол, косуля, лось, лемминг, кобылка, северный олень, тупик, рысь, суслик, дельфин, корсак, глухарь, розовая чайка, ушастый ёж, жук-скарабей, тюлень. С обратной стороны примеры.)
- Ученики выбирают карточку с животным, обитающим в этой зоне, и решают устно пример:
А) Первое слагаемое 380, второе - 120. Чему равна
сумма?
Б) Уменьшаемое 380, вычитаемое 120. Чему равна
разность?
В) Первое слагаемое 120, сумма - 200.Чему равно второе
слагаемое?
Г) Уменьшаемое 380, разность - 200.Чему равно
вычитаемое?
4. Изучение нового материала.
- Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся дальше и попадаем в гости к ....
Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях – краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я?
(олень)
Вывешивается картинка.
- Северные олени живут в следующей природной
зоне – тундре. Слово “тундра” пришло к нам из
финского языка и означает в переводе
“бесплодная” или “враждебная”.
- Да, тяжело приходится жителям этой зоны. Зимой у
них длинная, полярная ночь, а летом солнце хоть не
садится за горизонт, но практически не
прогревает землю.
Снег лежит на земле около 200 дней. Сколько это
часов? (4800 ч.)
А в течение, какого времени на земле нет снежного
покрова? (165 - 166 дней)
Сколько это часов? (примерно3960 часов)
Давайте узнаем, на сколько зима длится дольше, чем весна, лето и осень. (4800 - 3960 = 840 ч. – у доски пишет пример в столбик учитель, решает с объяснением).
Откроем учебник “Математика” на странице 67. Прочитаем правило.
- Животный и растительный мир тундры богаче и
разнообразней, чем в зоне Арктических пустынь.
- Назовите его представителей. (Ответы детей)
- Составим цепь питания, характерную для зоны -
“тундра” (На доске названия животных и
растений - возле каждого - цифра)
- Решите примеры и возьмите карточку с
результатом, из них составим цепь питания.
- личинки и куколки комаров 724876
- белый журавль 308098
- лемминг 409098(2)
- северный олень 198783
- полярная сова 298784 (3)
- морошка 735922
- брусника 634922(1)
- кречет 251537 (4)
№ 364 1, 2, 3 примеры у доски сильные ученики с объяснением по учебнику.
4 – решите самостоятельно.
- Какое животное получилось?
- Что вы о нём знаете?
- Какие ещё животные тундры занесены в Красную
книгу?
5. Повторение
- Отправляемся дальше.
Следующая зона – зона лесов. Из скольких частей состоит зона лесов?
Какая часть самая большая?
- В тайге очень много хвойных деревьев.
Её всегда в лесу найдешь –
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ель)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(лиственница)
- А какие ещё хвойные деревья есть в лесу?
- Сколько деревьев в лесу? (№ 368 оформлен на
доске)
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | |
Ели | 2 | 257 | 48 |
Сосны | 96 | 18 | 530 |
Лиственницы | 98 | 12 | 70 |
Кедровые сосны | 904 | 3 | 52 |
- Как удобно считать? (правило с. 101)
- Запишите примеры, применив правило.
- В лесной зоне есть смешанные и
широколиственные леса. Почему происходим смена
хвойных деревьев - лиственными? (рассказы
детей)
- Назовите представителей зоны лесов, которые
внесены в Красную книгу.
Меньшая по площади, но очень плодородная зона степей. Главное богатство степей почва. На них произрастает огромное количество травяных растений. Как растения приспособились к засушливому лету степи?
В степи обитает одна из крупных птиц - дрофа. Дрофы являются охраняемыми птицами. Чтобы их сохранить, сберечь, яйца дрофы перед вспашкой полей собирают в специальные инкубаторы. В одном из совхозов решили построить инкубатор и территорию для него собрались огородить сеткой, но сначала нужно выбрать форму, которую будет иметь инкубатор. На забор должно уйти наименьшее количество сетки.
№ 367 – найти периметр многоугольника.
Р1=75мм
Р2=92мм
Р3 = 72мм
Р4 = 72мм
- Итак, оптимальной формой будет ромб или
многоугольник.
- А каких животных в степи больше: зверей, птиц,
насекомых, пресмыкающихся? Почему?
- Совсем небольшая по размеру зона пустынь. Где
она расположена? (карта)
- Каков климат в пустыне? (рассказы)
- Какие растения пустыни вы помните?
- На какую глубину уходят в землю корни
верблюжьей колючки? (20м)
- Сколько это см? (20м = 2000см)
- Повторим единицы длины, массы, площади, времени,
но это вы сделаете дома, а сейчас “корабль
пустыни” привёз вам загадку – “магический
квадрат” (на странице 67 учебника)
6. Домашнее задание:
стр.67 №369,366
7. Итог:
- Какие природные зоны посетили во время
путешествия?
- Какая больше всех запомнилась?
- Отличается ли решение примеров с многозначными
числами от решения примеров с трёхзначными?