Интегрированный урок окружающего мира и математики. 4-й класс. УМК "Школа России". Обобщение по теме "Природные зоны России". Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • Обобщить знания учащихся по разделу “Природные зоны России”, проверить знания, умения, навыки учащихся.
  • Развивать познавательный интерес и творческую активность.
  • Познакомить с приёмами письменного сложения и вычитания любых многозначных чисел, вспомнить правила нахождения периметра многоугольника, совершенствовать вычислительные навыки, повторить правила перестановки и группировки слагаемых.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы повторим изученный материал по теме “Природные зоны России”, но одновременно и научимся решать примеры на сложение, и вычитание с многозначными числами.

- Итак, отправимся в путешествие по нашей Родине.

3. Устный счёт

- Первым на нашем пути встречается (картинка с белым медведем)
- Самый крупный медведь – белый. Его вес достигает 800кг, а вес самого маленького из медведей - малайского в 20 раз меньше. Сколько весит малайский медведь? (40 кг)
- Белый медведь обитает в зоне .....(Арктических пустынь - отвечают дети)
- На каких островах она расположена? Чем интересен остров Врангеля? (рассказы детей)
- Каков там климат? Какие растения встречаются?

- Каких животных мы ещё встретим в зоне Арктических пустынь? (На доске карточки с названиями животных: кит, богомол, косуля, лось, лемминг, кобылка, северный олень, тупик, рысь, суслик, дельфин, корсак, глухарь, розовая чайка, ушастый ёж, жук-скарабей, тюлень. С обратной стороны примеры.)

- Ученики выбирают карточку с животным, обитающим в этой зоне, и решают устно пример:

А) Первое слагаемое 380, второе - 120. Чему равна сумма?
Б) Уменьшаемое 380, вычитаемое 120. Чему равна разность?
В) Первое слагаемое 120, сумма - 200.Чему равно второе слагаемое?
Г) Уменьшаемое 380, разность - 200.Чему равно вычитаемое?

4. Изучение нового материала.

- Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся дальше и попадаем в гости к ....

Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях – краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я?

(олень)

Вывешивается картинка.

- Северные олени живут в следующей природной зоне – тундре. Слово “тундра” пришло к нам из финского языка и означает в переводе “бесплодная” или “враждебная”.
- Да, тяжело приходится жителям этой зоны. Зимой у них длинная, полярная ночь, а летом солнце хоть не садится за горизонт, но практически не прогревает землю.

Снег лежит на земле около 200 дней. Сколько это часов? (4800 ч.)
А в течение, какого времени на земле нет снежного покрова? (165 - 166 дней)
Сколько это часов? (примерно3960 часов)

Давайте узнаем, на сколько зима длится дольше, чем весна, лето и осень. (4800 - 3960 = 840 ч. – у доски пишет пример в столбик учитель, решает с объяснением).

Откроем учебник “Математика” на странице 67. Прочитаем правило.

- Животный и растительный мир тундры богаче и разнообразней, чем в зоне Арктических пустынь.
- Назовите его представителей. (Ответы детей)
- Составим цепь питания, характерную для зоны - “тундра” (На доске названия животных и растений - возле каждого - цифра)
- Решите примеры и возьмите карточку с результатом, из них составим цепь питания.

  • личинки и куколки комаров 724876
  • белый журавль 308098
  • лемминг 409098(2)
  • северный олень 198783
  • полярная сова 298784 (3)
  • морошка 735922
  • брусника 634922(1)
  • кречет 251537 (4)

№ 364 1, 2, 3 примеры у доски сильные ученики с объяснением по учебнику.

4 – решите самостоятельно.

- Какое животное получилось?
- Что вы о нём знаете?
- Какие ещё животные тундры занесены в Красную книгу?

5. Повторение

- Отправляемся дальше.

Следующая зона – зона лесов. Из скольких частей состоит зона лесов?

Какая часть самая большая?

- В тайге очень много хвойных деревьев.

Её всегда в лесу найдешь –
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.

(ель)

Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.

(лиственница)

- А какие ещё хвойные деревья есть в лесу?
- Сколько деревьев в лесу? (№ 368 оформлен на доске)

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Ели 2 257 48
Сосны 96 18 530
Лиственницы 98 12 70
Кедровые сосны 904 3 52

- Как удобно считать? (правило с. 101)
- Запишите примеры, применив правило.

- В лесной зоне есть смешанные и широколиственные леса. Почему происходим смена хвойных деревьев - лиственными? (рассказы детей)
- Назовите представителей зоны лесов, которые внесены в Красную книгу.

Меньшая по площади, но очень плодородная зона степей. Главное богатство степей почва. На них произрастает огромное количество травяных растений. Как растения приспособились к засушливому лету степи?

В степи обитает одна из крупных птиц - дрофа. Дрофы являются охраняемыми птицами. Чтобы их сохранить, сберечь, яйца дрофы перед вспашкой полей собирают в специальные инкубаторы. В одном из совхозов решили построить инкубатор и территорию для него собрались огородить сеткой, но сначала нужно выбрать форму, которую будет иметь инкубатор. На забор должно уйти наименьшее количество сетки.

№ 367 – найти периметр многоугольника.

Р1=75мм
Р2=92мм
Р3 = 72мм
Р4 = 72мм

- Итак, оптимальной формой будет ромб или многоугольник.
- А каких животных в степи больше: зверей, птиц, насекомых, пресмыкающихся? Почему?

- Совсем небольшая по размеру зона пустынь. Где она расположена? (карта)
- Каков климат в пустыне? (рассказы)
- Какие растения пустыни вы помните?
- На какую глубину уходят в землю корни верблюжьей колючки? (20м)
- Сколько это см? (20м = 2000см)
- Повторим единицы длины, массы, площади, времени, но это вы сделаете дома, а сейчас “корабль пустыни” привёз вам загадку – “магический квадрат” (на странице 67 учебника)

6. Домашнее задание:

стр.67 №369,366

7. Итог:

- Какие природные зоны посетили во время путешествия?
- Какая больше всех запомнилась?
- Отличается ли решение примеров с многозначными числами от решения примеров с трёхзначными?