Открытый урок музыки во 2-м классе по теме "Композитор – имя ему народ"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающая: обеспечить условия для формирования понятий: русский песенный фольклор, народные напевы, народные ритмы, тембры, приемы развития музыки.

Развивающая: научить детей исполнять простые напевы, потешки. Вокализация (напевание) в удобных тональностях их главных мелодий.

Воспитательная: привить любовь к народным мелодиям, помочь учащимся понять и услышать характерные народные интонации.

Оборудование: учебник “Музыка 1-4 кл.”методическое пособие (программа Е.Д. Критская), методический журнал “Начальная школа” №12 2006г., иллюстрации художников, кроссворд, карточки с текстом песен.

Базовые понятия урока:

  • Русская народная песня.
  • Типы народной песни (игровая, задорная, танцевально-хороводная, колыбельная).
  • Музыкальные инструменты чаще используемые для аккомпонимента.

Оформление доски:

Определение понятий урока:

  1. Народная песня – это песня сложенная народом. Жизнь народа дает для песни образы и звуки.
  2. Типы народной песни: игровая, сюжетная, колыбельная.
  3. Музыкальные народные инструменты чаще используемые для аккомпонимента – балалайка, гармонь, трещотки, ложки, бубен и т.д.

План урока:

Содержание этапов урока Виды и формы работы
Оргмомент Приветствие
Актуализация базовых знаний Эвристическая беседа по картинам художников
Выход на тему урока Работа с кроссвордом
Изучение нового материала Эвристическая беседа. Практическая работа.
Этап закрепления изученного материала Сообщения детей. Практическая работа.
Подведение итогов Обобщающая беседа
Домашнее задание Самостоятельная работа в тетради.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о музыке, народной музыке, той что придумал и написал сам народ. Поэтому и урок наш называется (показывает на доске название урока).

“Композитов – имя ему народ”. А поможет нам сегодня аккомпониатор Романова Ольга Владимировна. (представляет)

2. Актуализация базовых знаний.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации прикрепленные к доске (называет название и фамилии художников). Какую песню, из тех что мы учили с вами раньше, можно было бы спеть к этой картине? (На доске картины с изображением природы, зимнего, весеннего леса и т.д.)

Дети поют по куплету из народных песен, выученных ранее:

“Выходили красны девицы”

1.

Выходили красны девицы
Из ворот гулять на улицу.
Ай ли, ай лю-ли, ай лю-ли
Из ворот гулять на улицу.

2.

Выносили красны девицы
То белых руках по соловью
Ай ли, ай лю-ли, ай лю-ли .

“Посею лебеду”

1.

Посею лебеду на берегу – 2 р.
Мою крупную рассадушку
Мою крупную зеленую.

2.

Погорела лебеда, да без донная – 2р.
Мою крупную рассадушку
Мою крупную зеленую.

Учитель: Ребята, а ведь мы учили эти песни давно. Как вам удалось вспомнить их сегодня? Что вам помогло? (Ответы детей)

3. Выход на тему урока.

Учитель: Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Разгадав его, вы узнаете о каком понятии мы будем говорить на уроке:

  • Черно-белые клавиши, музыкальный инструмент. (пианино)
  • Время года когда распускаются листочки на деревьях, прилетают певчие птицы. (весна)
  • Струнный музыкальный инструмент, на котором играл кузнечик. (скрипка)
  • Цвет краски и цвет музыки. (тон)
  • Дополните строку песни” …. Малина, нас с тобой манила”. (ягода)

Учитель: какое слово получилось в рамке ? (ПЕСНЯ). А тема нашего урока “Композитор – имя ему народ” (опять показывает на доске тему). Значит песня у нас какая? Правильно – народная. Как вы думаете, ребята, что такое народная песня? Кто ее автор? (Идет опрос детей)

4. Изучение нового материала.

Учитель: Вывод: Народная песня – песня автором которой является народ. (Записывает на доске). Как вы думаете, зачем человеку нужна песня?

Дети: при помощи песни человек передает любовь к своей Родине, рассказывает о своих переживаниях, о своих радостях, бедах, хорошем настроении. Песня помогает человеку жить и работать.

Учитель: итак, значит песня нужна народу для выражения отношения к жизни, его настроения. Радость выражается в ярких праздничных песнях, вот мы с вами пели “Посею лебеду”, “Выходили красны девицы” – это какие песни? (дети отвечают: веселые, хороводные, игровые)

Учитель: Обратите внимание на текст этой песни, учитель показывает рукой на заготовленные заранее на доске текст песни “По малину в сад пойдем”. (Дети вместе с учителем проговаривают эту песню)

“По малину в сад пойдем”

1.

По малину в сад пойдем, в сад пойдем,
Мы малины наберем, наберем.
Солнышко на дворе, а в саду малинка
Сладкая ты моя, ягодка – малинка – 2 раза.

Учитель: А теперь давайте определим ритмический рисунок песни (Дети прохлопывают и проговаривают ее). А сейчас давайте вместе с вами споем эту песню. На столах лежат ребята у вас карточки с текстом этой песни, они вам помогут легче ее исполнить. Так же на столах у вас лежат стилизованные музыкальные шумовые инструменты. Они тоже помогут вам в исполнении. (исполняют под музыку)

Учитель: Итак, к какому разряду можно отнести эту песню – радостная, грустная, быстрая, веселая, хороводная, танцевальная. Докажите. (ответы детей)

А какими инструментами можно было бы сыграть мелодию к этой песне. (Дети отвечают: балалайка, гармонь, баян. Учитель показывает иллюстрации этих инструментов)

Учитель: Ребята, а вот когда мама на ночь поет песню вам, это какая песня? (Дети отвечают: колыбельная). Правильно , она колыбельная, т.е. медленная, тягучая, немного монотонная.

Вот такую колыбельную песню мы с вами и разучим сейчас. (учитель показывает на доске второй текст песни. Дети вместе с ним проговаривают ее)

“Баю – баюшки, баю!”

1.

Баю, баю, люли
Прилетели гули – 2 раза
Баю, баю, люли.

2.

Гули сели на ворота
А ворота скрип, скрип
Не будите нашу детку
Наша детка спит, спит.

Учитель: Ребята, обратите внимание на ритмический рисунок колыбельной песни. Давайте мы с вами ее прохлопаем. Дети несколько раз прохлопывают и проговаривают колыбельную песню. А сейчас мы с вами попробуем спеть песню под аккопонимент. (играет музыка, дети поют)

Учитель: Ребята, а можно ли сыграть мелодию колыбельной шумовыми инструментами? (Дети отвечают: нет.)

Ребята, итак мы с вами разобрали новую народную песню – колыбельная. А какие колыбельные песни поют вам мамы?

Сообщение детей:

(Мама поет мне песню “Баю, баюшки, баю”)
(А мне “Спи моя радость усни”)
(А мне “Спят усталые игрушки” и т.д.)

5. Подведение итогов:

Учитель: Народная музыка – музыка народа. Она бывает грустная и веселая, быстрая и медленная, но всегда идущая от сердца. Чаще в музыкальном сопровождении исполнители используют баян, балалайку, домру. (учитель показывает на доске картинки изображающие эти инструменты)

6. Практическая работа: Учитель просит детей записать тексты песен в тетради.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке (идет опрос).

7. Домашнее задание: Запишите в дневники - выучить тексты песен.