Цели урока:
Обучающая: обеспечить условия для формирования понятий: русский песенный фольклор, народные напевы, народные ритмы, тембры, приемы развития музыки.
Развивающая: научить детей исполнять простые напевы, потешки. Вокализация (напевание) в удобных тональностях их главных мелодий.
Воспитательная: привить любовь к народным мелодиям, помочь учащимся понять и услышать характерные народные интонации.
Оборудование: учебник “Музыка 1-4 кл.”методическое пособие (программа Е.Д. Критская), методический журнал “Начальная школа” №12 2006г., иллюстрации художников, кроссворд, карточки с текстом песен.
Базовые понятия урока:
- Русская народная песня.
- Типы народной песни (игровая, задорная, танцевально-хороводная, колыбельная).
- Музыкальные инструменты чаще используемые для аккомпонимента.
Оформление доски:
Определение понятий урока:
- Народная песня – это песня сложенная народом. Жизнь народа дает для песни образы и звуки.
- Типы народной песни: игровая, сюжетная, колыбельная.
- Музыкальные народные инструменты чаще используемые для аккомпонимента – балалайка, гармонь, трещотки, ложки, бубен и т.д.
План урока:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
Оргмомент | Приветствие |
Актуализация базовых знаний | Эвристическая беседа по картинам художников |
Выход на тему урока | Работа с кроссвордом |
Изучение нового материала | Эвристическая беседа. Практическая работа. |
Этап закрепления изученного материала | Сообщения детей. Практическая работа. |
Подведение итогов | Обобщающая беседа |
Домашнее задание | Самостоятельная работа в тетради. |
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о музыке, народной музыке, той что придумал и написал сам народ. Поэтому и урок наш называется (показывает на доске название урока).
“Композитов – имя ему народ”. А поможет нам сегодня аккомпониатор Романова Ольга Владимировна. (представляет)
2. Актуализация базовых знаний.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации прикрепленные к доске (называет название и фамилии художников). Какую песню, из тех что мы учили с вами раньше, можно было бы спеть к этой картине? (На доске картины с изображением природы, зимнего, весеннего леса и т.д.)
Дети поют по куплету из народных песен, выученных ранее:
“Выходили красны девицы”
1.
Выходили красны девицы
Из ворот гулять на улицу.
Ай ли, ай лю-ли, ай лю-ли
Из ворот гулять на улицу.
2.
Выносили красны девицы
То белых руках по соловью
Ай ли, ай лю-ли, ай лю-ли .
“Посею лебеду”
1.
Посею лебеду на берегу – 2 р.
Мою крупную рассадушку
Мою крупную зеленую.
2.
Погорела лебеда, да без донная – 2р.
Мою крупную рассадушку
Мою крупную зеленую.
Учитель: Ребята, а ведь мы учили эти песни давно. Как вам удалось вспомнить их сегодня? Что вам помогло? (Ответы детей)
3. Выход на тему урока.
Учитель: Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Разгадав его, вы узнаете о каком понятии мы будем говорить на уроке:
- Черно-белые клавиши, музыкальный инструмент. (пианино)
- Время года когда распускаются листочки на деревьях, прилетают певчие птицы. (весна)
- Струнный музыкальный инструмент, на котором играл кузнечик. (скрипка)
- Цвет краски и цвет музыки. (тон)
- Дополните строку песни” …. Малина, нас с тобой манила”. (ягода)
Учитель: какое слово получилось в рамке ? (ПЕСНЯ). А тема нашего урока “Композитор – имя ему народ” (опять показывает на доске тему). Значит песня у нас какая? Правильно – народная. Как вы думаете, ребята, что такое народная песня? Кто ее автор? (Идет опрос детей)
4. Изучение нового материала.
Учитель: Вывод: Народная песня – песня автором которой является народ. (Записывает на доске). Как вы думаете, зачем человеку нужна песня?
Дети: при помощи песни человек передает любовь к своей Родине, рассказывает о своих переживаниях, о своих радостях, бедах, хорошем настроении. Песня помогает человеку жить и работать.
Учитель: итак, значит песня нужна народу для выражения отношения к жизни, его настроения. Радость выражается в ярких праздничных песнях, вот мы с вами пели “Посею лебеду”, “Выходили красны девицы” – это какие песни? (дети отвечают: веселые, хороводные, игровые)
Учитель: Обратите внимание на текст этой песни, учитель показывает рукой на заготовленные заранее на доске текст песни “По малину в сад пойдем”. (Дети вместе с учителем проговаривают эту песню)
“По малину в сад пойдем”
1.
По малину в сад пойдем, в сад пойдем,
Мы малины наберем, наберем.
Солнышко на дворе, а в саду малинка
Сладкая ты моя, ягодка – малинка – 2 раза.
Учитель: А теперь давайте определим ритмический рисунок песни (Дети прохлопывают и проговаривают ее). А сейчас давайте вместе с вами споем эту песню. На столах лежат ребята у вас карточки с текстом этой песни, они вам помогут легче ее исполнить. Так же на столах у вас лежат стилизованные музыкальные шумовые инструменты. Они тоже помогут вам в исполнении. (исполняют под музыку)
Учитель: Итак, к какому разряду можно отнести эту песню – радостная, грустная, быстрая, веселая, хороводная, танцевальная. Докажите. (ответы детей)
А какими инструментами можно было бы сыграть мелодию к этой песне. (Дети отвечают: балалайка, гармонь, баян. Учитель показывает иллюстрации этих инструментов)
Учитель: Ребята, а вот когда мама на ночь поет песню вам, это какая песня? (Дети отвечают: колыбельная). Правильно , она колыбельная, т.е. медленная, тягучая, немного монотонная.
Вот такую колыбельную песню мы с вами и разучим сейчас. (учитель показывает на доске второй текст песни. Дети вместе с ним проговаривают ее)
“Баю – баюшки, баю!”
1.
Баю, баю, люли
Прилетели гули – 2 раза
Баю, баю, люли.
2.
Гули сели на ворота
А ворота скрип, скрип
Не будите нашу детку
Наша детка спит, спит.
Учитель: Ребята, обратите внимание на ритмический рисунок колыбельной песни. Давайте мы с вами ее прохлопаем. Дети несколько раз прохлопывают и проговаривают колыбельную песню. А сейчас мы с вами попробуем спеть песню под аккопонимент. (играет музыка, дети поют)
Учитель: Ребята, а можно ли сыграть мелодию колыбельной шумовыми инструментами? (Дети отвечают: нет.)
Ребята, итак мы с вами разобрали новую народную песню – колыбельная. А какие колыбельные песни поют вам мамы?
Сообщение детей:
(Мама поет мне песню “Баю, баюшки, баю”)
(А мне “Спи моя радость усни”)
(А мне “Спят усталые игрушки” и т.д.)
5. Подведение итогов:
Учитель: Народная музыка – музыка народа. Она бывает грустная и веселая, быстрая и медленная, но всегда идущая от сердца. Чаще в музыкальном сопровождении исполнители используют баян, балалайку, домру. (учитель показывает на доске картинки изображающие эти инструменты)
6. Практическая работа: Учитель просит детей записать тексты песен в тетради.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке (идет опрос).
7. Домашнее задание: Запишите в дневники - выучить тексты песен.