Цели:
Образовательная: дать первоначальное представление о том, что у нас над головой, познакомить с созвездием Большой Медведицы.
Научить правильно передавать форму и цвет солнца; формировать умение работать с учебником.
Развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе.
Место в учебном плане: второй урок по данному предмету, первый урок по теме “Что и кто?”.
Оборудование:
- Куб, тарелка, мяч (у учителя).
- Картинки с изображением Мудрой Черепахи, Муравьишка.
- Компьютер.
- Проектор.
- Экран.
- Конверт с загадками (у учителя).
- Учебник “ Мир вокруг нас” А. А. Плешакова 1класс, и рабочие тетради к учебнику (у каждого ученика).
- Альбомный лист, краски, карандаш, баночка с водой, сухая тряпочка для вытирания кисточки (у каждого ученика).
- Атлас-определитель “От земли до неба”.
- Диск с песней “Улыбайся, солнышко”.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Приветствие.
Есть волшебные слова:
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
Прежде чем начать урок, проверим, все ли у вас готовы к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.
II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Учитель: Чему мы учились на прошлом уроке? (Задавать вопросы).
Какие слова-помощники мы использовали?
Кто помогал нам составлять вопросы? (Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха).
III. Изучение нового материала.
1) Беседа.
Учитель: Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь пришли к нам на урок.
На доске картинки с изображением Мудрой Черепахи и Муравьишки.
Учитель прикрепляет с помощью булавок бумажный колпак на голову Муравьшке.
Ребята, что вы заметили? (Муравьишка надел колпак).
Кто носит такой колпак? (Звездочет).
Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают совершить путешествие на ракете.
Учитель: К запуску
ракеты приготовиться!
Дети: Есть приготовиться!
Учитель: Пристегнуть ремни!
Дети: Есть пристегнуть ремни!
Учитель: Соединить контакты!
Дети: Есть соединить контакты! (хлопок
в ладоши).
Учитель: Завести моторы!
Дети: Есть завести моторы!
Учитель: К старту готовы?
Дети: Готовы!
Учитель: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск.
Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко от Земли.
Мудрая Черепаха прихватила с собой конверт с загадками. Если вы отгадаете одну из них, то узнаете, куда мы летим.
2) Разгадывание загадок.
Голубой платок,
Алый колобок,
По платку катается,
Людям улыбается.
(Небо, солнце).
Учитель: С чем сравнивается небо в загадке? (С голубым платком).
А Солнце? (с колобком).
Во время путешествия мы поговорим о том, что у вас над головой (сообщение темы урока).
Посмотрите на предметы, которые я поставила на стол (куб, тарелка, мяч).
С каким из этих предметов мы можем сравнить Солнце? (Мячом).
Правильно, мы видим в небе Солнце похожее на тарелку, на круг, но на самом деле Солнце имеет форму шара, оно похоже на мяч или колобок.
Послушайте еще загадку:
Был у нашей мамы
Золотой клубочек,
Мать его бросала.
Целый день катился
Он над облаками,
Целый день катился
Он по небосводу.
А под вечер падал
Посредине моря-
Голубое море
Золотом сверкало.
Что это, кто догадался?
(Солнце).
Конечно же, это солнце! На что оно похоже? (Клубочек).
А какого цвета солнце? (желтого, оранжевого).
Правильно, а при закате солнце алого цвета, то есть красного.
Физминутка.
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде “раз”
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы
По команде “два”.
3) Творческая практическая деятельность учащихся.
Самостоятельная работа.
Учитель: А сейчас, ребята, вы нарисуете солнышко на альбомном листе. Попробуйте нарисовать его веселым, радостным. Аккуратно разложите на столе все, что вам понадобится для работы: акварельные краски, баночку с водой, кисточку, альбомный лист сухую тряпочку для вытирания кисти.
Начинайте работу.
В это время звучит в записи песня “ Улыбайся, солнышко”.
Выставка работ учащихся.
Учитель: Полюбуйтесь, какие разные солнышки у вас получились.
Найдите среди рисунков самое веселое солнышко.
Чье солнышко вам больше понравилось?
Солнце-огромный раскаленный шар. Оно во много раз больше Земли. А можем ли мы долететь до Солнца?
Солнце находится далеко. До него долететь невозможно. Оно очень горячее.
4) Работа с учебником (стр. 6).
Учитель: В нижней части страницы вы видите Черепаху. Почему она в темных очках? Что она хочет нам сообщить?
Читающий ученик читает слова Черепахи.
Учитель: Что же мы можем наблюдать
еще на небе во время нашего путешествия?
(Облака).
Учитель: Нет двух похожих облаков,
они постоянно меняют свою форму. Часто облака
образуют фигуры, похожие на людей, животных,
сказочных героев.
5) Работа в рабочих тетрадях (к учебнику А. А. Плешакова “Мир вокруг нас”).
Учитель: Обведите облако по
пунктиру. Пофантазируйте и нарисуйте. Какие
фигуры могут получаться из облаков.
Учитель: Молодцы, ребята! С работой
справились.
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
6) Разгадывание загадок.
Ребята, Муравьишка Звездочет и Мудрая Черепаха приготовили загадки.
Рассыпалось ночью зерно,
Глянули утром – нет ничего.
(Звезды).
В голубой станице
Девица круглолица
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится.
(Луна).
Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба (слайд).
7) Чтение учителем описания ночного неба (Атлас-определитель “От земли до неба”, стр. 206, 1абзац).
Учитель: Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное, сказочное).
8) Знакомство с созвездием Большой Медведицы.
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
Ответ на загадку находят по учебнику с помощью учителя.
Учитель: Найдите в левом верхнем углу страницы рисунок. Что вы на нем видите? (Медведицу).
Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, хотите узнать, почему?
Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку, послушав которую, вы ответите на этот вопрос. (Рассказывание сказки учителем о Каллисто и ее сыне-охотнике Аркасе).
Учитель: Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь).
Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш).
Понаблюдайте вечером с родителями за ночным небом и постарайтесь найти это созвездие.
IV. Итог урока.
Молодцы, Муравьишка и Черепаха довольны вашей работой и предлагают вернуться домой на Землю!
Учитель: К приземлению
приготовиться!
Дети: Есть приготовиться!
Учитель: Приглушить моторы!
Дети: Есть приглушить моторы!
Учитель: Разъединить контакты!
Дети: Есть разъединить контакты! (Хлопок
в ладоши).
Учитель: Отстегнуть ремни!
Дети: Есть отстегнуть ремни! (Имитируют
движение).
Учитель и Дети: 5, 4, 3, 2, 1. (Хлопают в
ладоши).
Учитель: Полёт окончен!
Во время путешествия вы узнали о том, что у нас над головой. Что же? (Ответы детей).
О каком созвездии вы узнали?
Литература:
- Неменская Л.А. “Искусство и ты”. Поурочные планы. г.Волгоград. Издательство “Учитель”. 2006г.
- Соловейчик М.В. “Я иду на урок в начальную школу” г. Москва 2001 г.
- Тарабарина Т.И. “Учеба и игра” г. Ярославль. Академия развития. 2000г.
- Фетисова Е.П. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 1 класс. “Вако” Москва , 2005г.