Интегрированный урок (окружающий мир+ИЗО) в 1-м классе по теме "Что у нас над головой?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная: дать первоначальное представление о том, что у нас над головой, познакомить с созвездием Большой Медведицы.

Научить правильно передавать форму и цвет солнца; формировать умение работать с учебником.

Развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе.

Место в учебном плане: второй урок по данному предмету, первый урок по теме “Что и кто?”.

Оборудование:

  1. Куб, тарелка, мяч (у учителя).
  2. Картинки с изображением Мудрой Черепахи, Муравьишка.
  3. Компьютер.
  4. Проектор.
  5. Экран.
  6. Конверт с загадками (у учителя).
  7. Учебник “ Мир вокруг нас” А. А. Плешакова 1класс, и рабочие тетради к учебнику (у каждого ученика).
  8. Альбомный лист, краски, карандаш, баночка с водой, сухая тряпочка для вытирания кисточки (у каждого ученика).
  9. Атлас-определитель “От земли до неба”.
  10. Диск с песней “Улыбайся, солнышко”.

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Приветствие.

Есть волшебные слова:
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.

2) Проверка готовности учащихся к уроку.

Прежде чем начать урок, проверим, все ли у вас готовы к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.

II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Учитель: Чему мы учились на прошлом уроке? (Задавать вопросы).

Какие слова-помощники мы использовали?

Кто помогал нам составлять вопросы? (Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха).

III. Изучение нового материала.

1) Беседа.

Учитель: Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь пришли к нам на урок.

На доске картинки с изображением Мудрой Черепахи и Муравьишки.

Учитель прикрепляет с помощью булавок бумажный колпак на голову Муравьшке.

Ребята, что вы заметили? (Муравьишка надел колпак).

Кто носит такой колпак? (Звездочет).

Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают совершить путешествие на ракете.

Учитель: К запуску ракеты приготовиться!
Дети: Есть приготовиться!
Учитель: Пристегнуть ремни!
Дети: Есть пристегнуть ремни!
Учитель: Соединить контакты!
Дети: Есть соединить контакты! (хлопок в ладоши).
Учитель: Завести моторы!
Дети: Есть завести моторы!
Учитель: К старту готовы?
Дети: Готовы!

Учитель: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск.

Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко от Земли.

Мудрая Черепаха прихватила с собой конверт с загадками. Если вы отгадаете одну из них, то узнаете, куда мы летим.

2) Разгадывание загадок.

Голубой платок,
Алый колобок,
По платку катается,
Людям улыбается.

(Небо, солнце).

Учитель: С чем сравнивается небо в загадке? (С голубым платком).

А Солнце? (с колобком).

Во время путешествия мы поговорим о том, что у вас над головой (сообщение темы урока).

Посмотрите на предметы, которые я поставила на стол (куб, тарелка, мяч).

С каким из этих предметов мы можем сравнить Солнце? (Мячом).

Правильно, мы видим в небе Солнце похожее на тарелку, на круг, но на самом деле Солнце имеет форму шара, оно похоже на мяч или колобок.

Послушайте еще загадку:

Был у нашей мамы
Золотой клубочек,
Мать его бросала.
Целый день катился
Он над облаками,
Целый день катился
Он по небосводу.
А под вечер падал
Посредине моря-
Голубое море
Золотом сверкало.
Что это, кто догадался?

(Солнце).

Конечно же, это солнце! На что оно похоже? (Клубочек).

А какого цвета солнце? (желтого, оранжевого).

Правильно, а при закате солнце алого цвета, то есть красного.

Физминутка.

На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде “раз”
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы
По команде “два”.

3) Творческая практическая деятельность учащихся.

Самостоятельная работа.

Учитель: А сейчас, ребята, вы нарисуете солнышко на альбомном листе. Попробуйте нарисовать его веселым, радостным. Аккуратно разложите на столе все, что вам понадобится для работы: акварельные краски, баночку с водой, кисточку, альбомный лист сухую тряпочку для вытирания кисти.

Начинайте работу.

В это время звучит в записи песня “ Улыбайся, солнышко”.

Выставка работ учащихся.

Учитель: Полюбуйтесь, какие разные солнышки у вас получились.

Найдите среди рисунков самое веселое солнышко.

Чье солнышко вам больше понравилось?

Солнце-огромный раскаленный шар. Оно во много раз больше Земли. А можем ли мы долететь до Солнца?

Солнце находится далеко. До него долететь невозможно. Оно очень горячее.

4) Работа с учебником (стр. 6).

Учитель: В нижней части страницы вы видите Черепаху. Почему она в темных очках? Что она хочет нам сообщить?

Читающий ученик читает слова Черепахи.

Учитель: Что же мы можем наблюдать еще на небе во время нашего путешествия? (Облака).
Учитель: Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев.

5) Работа в рабочих тетрадях (к учебнику А. А. Плешакова “Мир вокруг нас”).

Учитель: Обведите облако по пунктиру. Пофантазируйте и нарисуйте. Какие фигуры могут получаться из облаков.
Учитель: Молодцы, ребята! С работой справились.

Физминутка.

Буратино потянулся,
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

6) Разгадывание загадок.

Ребята, Муравьишка Звездочет и Мудрая Черепаха приготовили загадки.

Рассыпалось ночью зерно,
Глянули утром – нет ничего.

(Звезды).

В голубой станице
Девица круглолица
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится.

(Луна).

Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба (слайд).

7) Чтение учителем описания ночного неба (Атлас-определитель “От земли до неба”, стр. 206, 1абзац).

Учитель: Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное, сказочное).

8) Знакомство с созвездием Большой Медведицы.

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?

Ответ на загадку находят по учебнику с помощью учителя.

Учитель: Найдите в левом верхнем углу страницы рисунок. Что вы на нем видите? (Медведицу).

Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, хотите узнать, почему?

Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку, послушав которую, вы ответите на этот вопрос. (Рассказывание сказки учителем о Каллисто и ее сыне-охотнике Аркасе).

Учитель: Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь).

Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш).

Понаблюдайте вечером с родителями за ночным небом и постарайтесь найти это созвездие.

IV. Итог урока.

Молодцы, Муравьишка и Черепаха довольны вашей работой и предлагают вернуться домой на Землю!

Учитель: К приземлению приготовиться!
Дети: Есть приготовиться!
Учитель: Приглушить моторы!
Дети: Есть приглушить моторы!
Учитель: Разъединить контакты!
Дети: Есть разъединить контакты! (Хлопок в ладоши).
Учитель: Отстегнуть ремни!
Дети: Есть отстегнуть ремни! (Имитируют движение).
Учитель и Дети: 5, 4, 3, 2, 1. (Хлопают в ладоши).
Учитель: Полёт окончен!

Во время путешествия вы узнали о том, что у нас над головой. Что же? (Ответы детей).

О каком созвездии вы узнали?

Литература:

  1. Неменская Л.А. “Искусство и ты”. Поурочные планы. г.Волгоград. Издательство “Учитель”. 2006г.
  2. Соловейчик М.В. “Я иду на урок в начальную школу” г. Москва 2001 г.
  3. Тарабарина Т.И. “Учеба и игра” г. Ярославль. Академия развития. 2000г.
  4. Фетисова Е.П. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 1 класс. “Вако” Москва , 2005г.