Цель урока: закрепление знаний и формирование практических навыков.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить и закрепить правила вынесения множителя из-под знака корня; внесения множителя под знак корня;
- отработать навык освобождения от иррациональности в знаменателе;
- закрепить умение упрощать сложные радикалы;
- сравнивать выражения, содержащие квадратные корни.
Развивающие:
- расширение кругозора;
- быстрота реакции;
- развитие математической речи при комментировании решений.
Воспитательные:
- воспитание взаимопомощи в процессе выполнения коллективной работы;
- воспитание чувства ответственности в процессе индивидуальной работы, от которой зависит общий результат;
- воспитание внимательности, собранности и аккуратности;
- формирование у учащихся адекватной самооценки при выборе отметки за работу на уроке.
Оборудование:
- Информация на стенде о знаке «радикала»;
- Карточки с индивидуальными заданиями;
- Таблица ответов к математическому диктанту;
- Некоторые сведения из биографии И.Канта;
- Плакат с критериями выставления оценок;
- Таблицы с расшифровкой ответов, полученных в процессе индивидуальной работы.
I ступень.
Разминка в форме эстафеты (2 команды).
Внести множитель под знак корня или вынести множитель из-под знака корня (на этом этапе можно обращаться за помощью).
Задания I команде |
Задания II команде |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
6. |
6. |
7. |
7. |
8. |
8. |
9. |
9. |
10. |
10. |
11. |
11. |
12. |
12. |
13. |
13. |
Проверяем, помогаем, исправляем по ходу решения.
А теперь работаем самостоятельно.
II ступень.
Математический диктант.
Задание по вариантам.
- При каких значениях a имеет смысл выражение: ;[]
- Сравнить числа: и [ и ]
- Сократить дробь: ; []
- Освободиться от иррациональности в знаменателе: ; []
- Найти значение выражения: []
Соседи по парте проверяют друг у друга, сразу выставляют оценки.
III ступень.
«Конкурс отважных».
Добровольно приглашаются по одному человеку от каждой команды.
Задание: Упростить сложный радикал.
I команде. | II команде. |
Пока «отважные» обдумывают ход решения.
IV ступень.
Блиц-турнир (с остальными учениками).
Найти ошибку:
После этого вместе с отвечающими у доски, учащиеся оформляют в тетрадях предыдущее задание – «Упростить сложный радикал».
V ступень.
Работа по карточкам.
По найденному значению выражения определить соответствующую букву. В результате должно получиться высказывание известного философа.
1 |
14 |
||
2 |
15 |
||
3 |
16 |
||
4 |
17 |
||
5 |
18 |
||
6 |
19 |
||
7 |
20 |
||
8 |
21 |
||
9 |
22 |
||
10 |
23 |
||
11 |
24 |
||
12 |
25 |
||
13 |
-14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
12 |
15 |
17 |
25 |
48 |
100 |
||
ч |
е |
ы |
н |
м |
с |
л |
я |
а |
д |
и |
ь |
т |
о |
у |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
н |
е |
м |
ы |
с |
л |
я |
м |
н |
а |
д |
о |
у |
ч |
и |
т |
ь |
а |
м |
ы |
с |
л |
и |
т |
ь |
И. Кант
VI ступень.
Конкурс команд (рассчитан на дополнительное время).
- Сравнить: и
- Освободиться от иррациональности в
знаменателе:
VII ступень.
Подведение итогов.
За работу на уроке ребята сами выставляют себе оценки (критерии выставления оценок вывешиваются на доску).
«отлично» - все задания выполнял самостоятельно;
«хорошо» - иногда прибегал к помощи товарища;
«удовлетворительно» - получать верный ответ не удавалось, но было велико желание разобраться в решении.
VIII ступень.
Домашнее задание.
Галицкий, Гольдман, Звавич «Сборник задач»
№№ 4.81 (б,г); 4.100 (а, б); 4.103 (г); 4.121 (а); 4.127.
Литература.
- В.А.Гольдич, С.Е.Злотин «3000 задач по алгебре 5-9 класс»; С.-Петербург, 1997 – НПО «Мир и семья»
- М.И. Зильберберг «Урок математики. Подготовка и проведение»; Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996 г.
- Г.Д. Глейзер «Повышение эффективности обучения математике в школе»; Москва, «Просвещение», 1989 г.
- Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк «Дополнительные главы к школьному учебнику Алгебра 8»; Москва, «Просвещение», 1996 г.
- Стефанова Н.Л., Подходова Н.С., Орлов В.В. и др. «Методика и технология обучения математике»; Москва, «Дрофа», 2005 г.
- Окунев А.А. «Спасибо за урок, дети!»; Москва, «Просвещение», 1988 г.