Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "С лукошком за грибами"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве живой природы.
  • Учить различать съедобные и несъедобные грибы.
  • Расширить и систематизировать знания о грибах.
  • Развивать умение работать с текстовым материалом различных источников.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Учебник «Наш мир» (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова).
  • Хрестоматия «Давай знакомиться, мир» (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова).
  • Тетрадь для самостоятельной работы (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова).
  • Картинки с изображением растений, животных и грибов.
  • Макет гриба из солёного теста.
  • Презентация Power Point. (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте!

- Сегодня на уроке мы с вами окунёмся в удивительный мир природы. Вы проверите свои знания и узнаете новые сведения о природе.

2. Актуализация знаний

- А что же такое природа?
- Какая бывает природа?

Презентация. (Приложение 1)

Слайд 1. ( Живая – неживая природа)

- Я предлагаю вам картинки. Разделите их на две группы. Дайте названия каждой группе. (Картинки с изображением растений и животных)

Слайд 2. ( Животные – растения)

3. Изучение нового материала

- Отгадайте загадку и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы!

Слайд 3. ( Грибы)

- Какие грибы вам известны?
- Что вы знаете о грибах?
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на сегодняшнем уроке?

- Сегодня на уроке вы узнаете, какие бывают грибы, где они растут, как отличить съедобные грибы от ядовитых. Также вы познакомитесь с грибами, растущими в нашей Волгоградской области, узнаете о некоторых правилах сбора грибов, а также о значении грибов в жизни леса.

- Как вы думаете, грибы относятся к живой или неживой природе?

- К какому миру живой природы могут относиться грибы?

- Учёные долго не могли решить, что такое грибы. Растения? Но грибы мало похожи на растения. Главное – они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Особенно грибы поражали внезапностью своего появления. Поэтому поиски причин появления грибов приводили древних исследователей к разным предположениям. Многие учёные считали, что грибы появляются или от удара молнии, или от росы, или от гниения веществ. Некоторые исследователи приписывали грибам божественное происхождение, в одном из первых немецких справочников о природе было написано так: «Грибы называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие». Другие же учёные, наоборот, утверждали, что грибы – это порождение нечистой силы. Наконец, грибы отнесли к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов есть такие вещества, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И, в конце концов, грибы выделились в отдельное царство – царство грибов. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

- Давайте рассмотрим строение гриба. Откройте учебник на странице 58 и рассмотрите, из каких частей состоит гриб. (Работа с учебником)

Слайд 4. (Строение гриба)

- Большинство грибов состоят из шляпки и ножки. Такие грибы называются шляпочными. Шляпку и ножку, которые находятся на поверхности земли, называют плодовым телом. Когда мы собираем грибы, то кладём в лукошко не весь гриб, а только его плодовое тело. Другая часть гриба - грибница, остаётся в почве. Рассмотрите разворот в учебнике на страницах 58-59. На какие две группы разделены грибы? (Съедобные – несъедобные)

Слайды 5 – 10. (Фотографии съедобных грибов)

Слайды 11 – 15. (Фотографии несъедобных грибов)

Обучающиеся соотносят фотографии с картинками из учебника.

Физминутка

Только в лес мы пришли, появились комары.
Руки вверх над головой, руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
Руки за спину кладём и вразвалочку идём.
Вот мы видим: у куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём и назад в гнездо кладём.
Дальше по лесу идём: перед нами водоём.
Раз-два, раз-два – позади уже вода.
До пенёчка мы дошли и присели. Всё: пришли!

Далее организуется работа с хрестоматией. Учащиеся делятся на группы, каждая группа читает один из рассказов хрестоматии на страницах 69-73. После этого рассказывают одноклассникам о прочитанном.

- Какие грибы растут в нашей местности?

Слайд 16. (Грибы Волгоградской области)

- Кто из вас собирал грибы? А кто знает, какие правила сбора грибов существуют? (Ответы детей)
Работа с учебником. Учащиеся читают в учебнике правила, которые составила Маша.

Слайд 17. (Правила сбора грибов)

- О какой пользе несъедобных и червивых грибов говорила Маша?

(Несъедобные для человека грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся некоторые животные. А червивые грибы – это «дом» для личинок насекомых. Например, мухи откладывают в грибы яйца, из которых вылупляются личинки. Личинкам в грибе живётся хорошо. Ведь гриб – это склад питательных веществ. Личинки едят гриб, а он всё равно растёт, обеспечивая вкусной пищей личинок и не забывая о росте своей грибницы. На следующий год на этом месте будут молодые красивые и не червивые грибы)

4. Закрепление изученного материала

- А сейчас давайте поиграем в игру «Съедобное - несъедобное». Для этого вам понадобятся знания, полученные сегодня и уже имеющиеся у вас. Каждая группа из предложенных картинок грибов соберёт в лукошко съедобные.

Работа в группах. (Динамический момент)

- Какие грибы положили в корзинку, а какие оставили и почему? (Ответы детей от каждой группы)

- Молодцы, справились с заданием. Как нельзя бросаться в воду, не умея плавать, так же нельзя собирать грибы, не зная правила сбора.

- А как поступить с несъедобными грибами. Может, их сорвать и уничтожить? (Ответы детей о пользе несъедобных грибов для обитателей леса)

- Давайте вспомним правила сбора грибов, рассмотрим возможные варианты сбора. (Демонстрация проходит на макете гриба, сделанного из солёного теста)

1 вариант. Выдёргиваем гриб из земли. Что произойдёт? (Повредится грибница. На этом месте грибы больше не вырастут)

2 вариант. Срежем гриб ножом. Что будет? (Грибница не повредится, но на поверхности земли останется часть плодового тела. Грибница может высохнуть на солнце, загнить)

3 вариант. Гриб выкручивается из земли. Что произойдёт? (Грибница не повреждается, плодовое тело не остаётся)

- Выберите наиболее верный вариант сбора грибов.

Игра «Узнай гриб по описанию»

1. Эти грибы растут осенью на пнях, бывают ложные и настоящие. (Опята)
2. Этот гриб можно найти в берёзовой роще. У него плотная ножка белого цвета и круглая бурая шляпка. (Подберёзовик)
3. Шляпка у этого гриба зеленоватая, под шляпкой – красивый бахромчатый шарф-бантик, на ножке внизу – разорванный мешочек. (Бледная поганка)
4. Эти грибы растут семейкой. Издали они рыжие, могут показаться лисятами. (Лисички)
5. А этот – красавец на беленькой ножке. Он в красненькой шляпке, на шляпке - горошки. (Мухомор)

Работа в тетрадях. Из приложения учащиеся вырезают картинки съедобных и несъедобных грибов, растущих в нашей местности, и наклеивают их.

Слайд 16. (Грибы Волгоградской области)

5. Итог урока

- Как, оказывается, можно много узнать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах.
- Какая информация была для вас новой?
- Какие открытия сделали?
- Что удивило?

Рефлексивная деятельность

(Предложить учащимся высказать своё отношение к уроку, используя записанные на доске слова)

- научился…
- узнал…
- понравилось…
- затруднялся…
- расскажу…
- поделюсь…

- Какое у вас настроение? Нарисуйте своё настроение. (Учащиеся рисуют на приготовленных карточках с овалами лицо: грустное или весёлое)

(Презентация. См. Приложение 1)