Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Мои домашние любимцы. О кошках и собаках"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с некоторыми породами кошек и собак;
  • расширить представления учащихся об образе жизни, повадках домашних любимцев, пробудить чувство ответственности за судьбу прирученных животных, чувство любви и сострадания к ним.

Оборудование: компьютер, доска starBoard; презентация (Приложение 1) , музыкальные эффекты, сообщения и картинки, принесенные учащимися к уроку для выступления, карточки с таблицей, тетради.

Ход урока

1) Организационный момент. Создание ситуации успеха.

Каждый день - всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Начинаем урок «Окружающий мир».

Минутка календаря.

- Расскажите о погоде сегодняшнего дня: дата, облачность, осадки, ветер, температура. Вам интересно узнать, что говорит об этих днях народный календарь?

Соединяет глубокую осень с устойчивой зимой. А еще называют листогноем - от чахнущих листьев.

14 ноября. День Кузьмы и Демьяна. Начало зимы, первые морозы.

Вторая встреча зимы - 14 ноября (первая - на Покров, 14 октября): реки уходят под лед, рыбы скатываются в зимовальные ямы, глубоко в нору прячется крот.

Какие народные приметы об этом времени вы знаете?

* В ноябре зима с осенью борется.
* В ноябре осень - жируха со злюкой - зимой борется.
* В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
* В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается..
* В ноябре солнце сквозь слезы и "белых мух" улыбается.
* В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
* В ноябре тепло морозу не указ.

2) Актуализация знаний.

1. - Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? (Чему-то научиться)

- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит? (Нужно учить новое, не забывая старого)

2. На какие основные группы можно разделить животных, кто помнит? (Ответ: животные - звери, птицы, рыбы, насекомые.)

Каких представителей этих групп вы можете назвать?

Закройте глазки. Какие группы животных остались?

Подумайте, на какие группы можно разделить этих зверей и птиц?

Чем отличаются дикие от домашних животных?

3. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы умеете отличать домашних животных от диких. У каждого на парте есть листок с заданием. Положите его перед собой. Прочитайте.

Вспомните. Ваша задача подчеркнуть верное высказывание, и сделать вывод, какие животные зависят от человека, а какие нет.

Заполнение таблицы.

 

Дикие

Домашние

Жилище

 

 

Питание

 

 

Потомство

 

 

вывод

 

 

Самопроверка.

Кто выполнил все задания правильно? Молодцы!

4. Зрительная гимнастика

5. Ребята, а как мы назовём детенышей животных? Соедините стрелками животного и его детёныша:

свинья
лошадь
медведь
коза
собака
кошка
курица
корова

телёнок
поросёнок
жеребёнок
медвежонок
козлёнок
щенок
котёнок
цыплёнок

На ваш взгляд было ли среди перечисленных слов лишнее? Почему?

Сегодня предметом нашего исследования будут именно домашние животные.

3) Работа над новым материалом.

1. Формулирование темы урока.

Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных, кормит их, строит им жилище? (Домашние животные приносят пользу человеку.)

Они ещё и радуют глаз человека, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё и т. д.

А тему урока попробуйте определить и сформулировать сами, послушав и отгадав загадки.

С хозяином дружит, домик сторожит,
Живёт под крылечком, и хвостик колечком.
(Собака)

Жить привык он с нами вместе:
Приласкай - затянет песню.
А обидишь - обдерет.
Что за зверь усатый? - ...

2. Да, действительно, сегодня мы будем говорить об очень интересной теме. О собаках и кошках.

В мире известно около 60 разных пород кошек и 450 пород собак.

У кого дома есть питомцы?

Кошка – пушистый, своенравный зверёк, издавна живущий рядом с человеком. Её считали и божественной, и коварной, и святой. На самом деле – это милое, мудрое и очень ласковое существо.

У кого из вас есть дома кошка? Кто узнал своего питомца?

Дети выходят и подписывают клички.

Вопросы:

- Какие качества кошки ты можешь назвать? (Любопытная, осторожная, ласковая)
- Какая забавная история с ней происходила?
- Что особенно любит кушать?

Общий вопрос.

А вы умеете разговаривать с кошкой, знаете её язык?

“Словарь кошачьего языка”:

Потирание головой о человека – любовь, преданность, жажда ласки.
Уши поставлены вертикально – любопытство.
Уши прижаты к голове – подготовка к нападению.
Мурлыканье – спокойствие.
Мяуканье – приветствие, просьба.

3. Физкультминутка “Кошка”. (Психоречевая гимнастика).

Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

“А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!”

Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).

Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.

4. У всех древних людей первым прирученным животным была собака. Она охраняла их от диких зверей, помогала на охоте, служила пищей.

Предками собак были волки. Люди в логовах волков ловили маленьких волчат и приручали их.

В мире существует уже 450 пород собак.

Все породы собак выводились человеком для определенных нужд и разделены на группы: служебные (несут службу на границе, в милиции, охраняют стада, спасают утопающих, отыскивают людей под завалами после землетрясений, перевозят грузы), декоративные (маленькие и красивые, тоже преданы человеку) и охотничьи (помогают человеку на охоте).

Тысячи книг написаны о собаках, и это неудивительно, так как из всех животных именно собака стала верным другом человека, его помощником, членом семьи. В течение многих веков человек и собака жили вместе, делили пищу и тепло, охотились бок о бок.

О собаках человек сочинил стихи. Чтение детьми стихов о собаке:

1) Этот сильный пёс – боксер.
Не вступай с боксёром в спор.
Коль рассердится боксёр –
Так полезешь на забор!

2) Кто такая эта лайка?
Всей тайги она хозяйка!
Как возьмёт по снегу след -
Никому спасенья нет!

3) Я был на улице, продрог.
На огонек зашел.
Я не кусаюсь, я не зол,
Я — маленький бульдог.

4) И пусть не дразнят все меня,
Что хвостик я повесил:
Просохнет шерстка у огня,
Тогда я буду весел.

Ребята подготовили сообщения о необыкновенных собаках. Послушайте.

Колли. Слайд комментирует ученица.

Колли – собака красивая умная добрая. Еще ее называют шотландской овчаркой. В Шотландии она помогает пасти стада овец. Эта собака очень ласкова и любит маленьких детей.

Комментирует ученик.

- Еще есть чудо собака. Это такса. У нее лапки коротенькие, туловище длинное – будто червяк на лапках. Зато в лисью нору она свободно влезет и лису выгонит.

- Кому необходима такая собака? (Охотнику)

Фландрский бувье. (Текст с экрана читает ученик) В общем, бувье спокойный и уравновешенный пес, сознающий и демонстрирующий свое превосходство. Он первым не бросится в драку, никогда не будет убивать и обижать слабого, но если на него нападут - в долгу не останется.

Бувье всегда на стороже. Готов нести службу, гордый и независимый ,честный и надежный пес.

- Какую же роль каждая из пород играет для человека?
- Нужно ли, чтобы рядом с человеком находилась собака?
- Может быть, вы эти породы знаете?

5. Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, ключевое слово.

- Что оно значит и как относится к нашей теме? (Друг)

Собака - друг человека.

- Как вы понимаете это высказывание?

Попробуй те сказать пословицу с разной интонацией.

  • Весело
  • Грустно
  • Торжественно
  • С удивлением

6. - Как вы понимаете смысл этих слов?

«Мы в ответе за тех, кого приручили», - сказал писатель в своем рассказе о тех слабых и незащищенных, которые были рядом с ним Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель) «Маленький принц»

7. Чтобы завести дома какое-нибудь животное, надо больше о нём узнать. На первый взгляд, кажется, что все просто замечательно: например, пришел домой, а тебя там ждет твой друг- собака, ты с ней поиграл, попрыгал, и всё. А оказывается, что рано-рано надо встать, с ней погулять еду для неё приготовить, лапы после прогулки мыть, шерсть расчесывать. Захочется ли взять на себя такую ответственность? Вот поэтому, прежде чем завести животное, надо все о нем узнать.

Могут ли прожить домашние животные без человека? А человек без них?

- Почему?

- Давайте, подумаем какие личные вещи нужны вашим питомцам?

- А без них они могут обойтись? (Составление записи на доске)

Давайте распределим, какие из перечисленных вещей могут принадлежать кошке, а какие собаке, а может быть они необходимы и тем, и другим.

8. Люди знают и ценят заслуги кошек и собак.

И заслуженно не только заботятся о них, но поставили в их честь памятники.

Две петербургские кошки на Малой Садовой улице: кот "Елисей" и кошка "Василиса" исполняют желание, если подкинутая монетка приземлится рядом с ними. Две фигурки это памятник ярославским кошкам. Их завезли в войну 1941-1945, спасать город от расплодившихся крыс. Необходимость в те годы в кошках была велика - в городе их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов.

В Тольятти так же открыт памятник псу по кличке Верный, который семь лет ждал своих хозяев на одном месте. Владельцы собаки погибли в автокатастрофе. Пес при аварии практически не пострадал и с тех пор постоянно в течение семи находился вблизи места ДТП вплоть до своей смерти.

В начале этого года московском метро установили памятник бездомной собаке.

Вот такой интересный памятник установлен в Москве перед зданием Института военной медицины. Именно здесь в 1957 году готовили к полету в космос собаку Лайку, заведомо зная, что она не вернется обратно на землю. Только так ученые могли понять, как невесомость и перегрузки влияют на организм человека.

9. Читает учитель, каждой строчке соответствует анимационная картинка.

Хочу, чтоб ты со мной был мил,
Меня кормил
Меня поил,
Дал уголок уютный мне,
Где б отдыхал я в сладком сне,
И раза три в теченье дня
На воздух выводил меня…
За все я щедро отплачу:
Тебя быть добрым научу.

10. В качестве домашнего задания хочу предложить вам провести исследование по вопросам, которые вы прочитаете на листочках, для этого вам надо понаблюдать за домашним питомцем, спросить у родителей, прочитать в книге, а можете вопросы задать мне.

Понаблюдайте:

Как ходят собаки и кошки по полу: бесшумно или стучат когтями?
Любят ли забираться на высокие предметы?
Боятся ли высоты?
Как ухаживают собака и кошка за своей шерстью?
Как ведут себя в морозный день?
Как охотятся собака и кошка за добычей?
Узнают ли собаки и кошки своих хозяев и других людей?
Почему на улицах много бездомных животных?
Буду, рада услышать на следующем уроке рассказ о ваших питомцах
Приносите, рассказывайте, показывайте. Таким будет домашнее задание.

11. Итог урока.

Урок закончился. Можно было много еще говорить о животных.

- Что интересного вы, ребята, можете рассказать о своих четвероногих друзьях?

- Что узнали?

О чем необходимо помнить всегда?

12. Рефлексия.

Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.

- Герои нашего урока прощаются с нами. Они уходят. До свидания.