Цели:
- познакомить с некоторыми породами кошек и собак;
- расширить представления учащихся об образе жизни, повадках домашних любимцев, пробудить чувство ответственности за судьбу прирученных животных, чувство любви и сострадания к ним.
Оборудование: компьютер, доска starBoard; презентация (Приложение 1) , музыкальные эффекты, сообщения и картинки, принесенные учащимися к уроку для выступления, карточки с таблицей, тетради.
Ход урока
1) Организационный момент. Создание ситуации успеха.
Каждый день - всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Начинаем урок «Окружающий мир».
Минутка календаря.
- Расскажите о погоде сегодняшнего дня: дата, облачность, осадки, ветер, температура. Вам интересно узнать, что говорит об этих днях народный календарь?
Соединяет глубокую осень с устойчивой зимой. А еще называют листогноем - от чахнущих листьев.
14 ноября. День Кузьмы и Демьяна. Начало зимы, первые морозы.
Вторая встреча зимы - 14 ноября (первая - на Покров, 14 октября): реки уходят под лед, рыбы скатываются в зимовальные ямы, глубоко в нору прячется крот.
Какие народные приметы об этом времени вы знаете?
* В ноябре зима с осенью борется.
* В ноябре осень - жируха со злюкой - зимой борется.
* В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
* В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается..
* В ноябре солнце сквозь слезы и "белых мух" улыбается.
* В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
* В ноябре тепло морозу не указ.
2) Актуализация знаний.
1. - Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? (Чему-то научиться)
- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит? (Нужно учить новое, не забывая старого)
2. На какие основные группы можно разделить животных, кто помнит? (Ответ: животные - звери, птицы, рыбы, насекомые.)
Каких представителей этих групп вы можете назвать?
Закройте глазки. Какие группы животных остались?
Подумайте, на какие группы можно разделить этих зверей и птиц?
Чем отличаются дикие от домашних животных?
3. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы умеете отличать домашних животных от диких. У каждого на парте есть листок с заданием. Положите его перед собой. Прочитайте.
Вспомните. Ваша задача подчеркнуть верное высказывание, и сделать вывод, какие животные зависят от человека, а какие нет.
Заполнение таблицы.
|
Дикие |
Домашние |
Жилище |
|
|
Питание |
|
|
Потомство |
|
|
вывод |
|
|
Самопроверка.
Кто выполнил все задания правильно? Молодцы!
4. Зрительная гимнастика
5. Ребята, а как мы назовём детенышей животных? Соедините стрелками животного и его детёныша:
свинья |
телёнок |
На ваш взгляд было ли среди перечисленных слов лишнее? Почему?
Сегодня предметом нашего исследования будут именно домашние животные.
3) Работа над новым материалом.
1. Формулирование темы урока.
Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных, кормит их, строит им жилище? (Домашние животные приносят пользу человеку.)
Они ещё и радуют глаз человека, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё и т. д.
А тему урока попробуйте определить и сформулировать сами, послушав и отгадав загадки.
С хозяином дружит, домик сторожит,
Живёт под крылечком, и хвостик колечком.
(Собака)Жить привык он с нами вместе:
Приласкай - затянет песню.
А обидишь - обдерет.
Что за зверь усатый? - ...
2. Да, действительно, сегодня мы будем говорить об очень интересной теме. О собаках и кошках.
В мире известно около 60 разных пород кошек и 450 пород собак.
У кого дома есть питомцы?
Кошка – пушистый, своенравный зверёк, издавна живущий рядом с человеком. Её считали и божественной, и коварной, и святой. На самом деле – это милое, мудрое и очень ласковое существо.
У кого из вас есть дома кошка? Кто узнал своего питомца?
Дети выходят и подписывают клички.
Вопросы:
- Какие качества кошки ты можешь назвать? (Любопытная, осторожная, ласковая)
- Какая забавная история с ней происходила?
- Что особенно любит кушать?
Общий вопрос.
А вы умеете разговаривать с кошкой, знаете её язык?
“Словарь кошачьего языка”:
Потирание головой о человека – любовь, преданность, жажда ласки.
Уши поставлены вертикально – любопытство.
Уши прижаты к голове – подготовка к нападению.
Мурлыканье – спокойствие.
Мяуканье – приветствие, просьба.
3. Физкультминутка “Кошка”. (Психоречевая гимнастика).
Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.
“А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!”
Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.
4. У всех древних людей первым прирученным животным была собака. Она охраняла их от диких зверей, помогала на охоте, служила пищей.
Предками собак были волки. Люди в логовах волков ловили маленьких волчат и приручали их.
В мире существует уже 450 пород собак.
Все породы собак выводились человеком для определенных нужд и разделены на группы: служебные (несут службу на границе, в милиции, охраняют стада, спасают утопающих, отыскивают людей под завалами после землетрясений, перевозят грузы), декоративные (маленькие и красивые, тоже преданы человеку) и охотничьи (помогают человеку на охоте).
Тысячи книг написаны о собаках, и это неудивительно, так как из всех животных именно собака стала верным другом человека, его помощником, членом семьи. В течение многих веков человек и собака жили вместе, делили пищу и тепло, охотились бок о бок.
О собаках человек сочинил стихи. Чтение детьми стихов о собаке:
1) Этот сильный пёс – боксер.
Не вступай с боксёром в спор.
Коль рассердится боксёр –
Так полезешь на забор!2) Кто такая эта лайка?
Всей тайги она хозяйка!
Как возьмёт по снегу след -
Никому спасенья нет!3) Я был на улице, продрог.
На огонек зашел.
Я не кусаюсь, я не зол,
Я — маленький бульдог.4) И пусть не дразнят все меня,
Что хвостик я повесил:
Просохнет шерстка у огня,
Тогда я буду весел.
Ребята подготовили сообщения о необыкновенных собаках. Послушайте.
Колли. Слайд комментирует ученица.
Колли – собака красивая умная добрая. Еще ее называют шотландской овчаркой. В Шотландии она помогает пасти стада овец. Эта собака очень ласкова и любит маленьких детей.
Комментирует ученик.
- Еще есть чудо собака. Это такса. У нее лапки коротенькие, туловище длинное – будто червяк на лапках. Зато в лисью нору она свободно влезет и лису выгонит.
- Кому необходима такая собака? (Охотнику)
Фландрский бувье. (Текст с экрана читает ученик) В общем, бувье спокойный и уравновешенный пес, сознающий и демонстрирующий свое превосходство. Он первым не бросится в драку, никогда не будет убивать и обижать слабого, но если на него нападут - в долгу не останется.
Бувье всегда на стороже. Готов нести службу, гордый и независимый ,честный и надежный пес.
- Какую же роль каждая из пород играет для человека?
- Нужно ли, чтобы рядом с человеком находилась собака?
- Может быть, вы эти породы знаете?
5. Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, ключевое слово.
- Что оно значит и как относится к нашей теме? (Друг)
Собака - друг человека.
- Как вы понимаете это высказывание?
Попробуй те сказать пословицу с разной интонацией.
- Весело
- Грустно
- Торжественно
- С удивлением
6. - Как вы понимаете смысл этих слов?
«Мы в ответе за тех, кого приручили», - сказал писатель в своем рассказе о тех слабых и незащищенных, которые были рядом с ним Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель) «Маленький принц»
7. Чтобы завести дома какое-нибудь животное, надо больше о нём узнать. На первый взгляд, кажется, что все просто замечательно: например, пришел домой, а тебя там ждет твой друг- собака, ты с ней поиграл, попрыгал, и всё. А оказывается, что рано-рано надо встать, с ней погулять еду для неё приготовить, лапы после прогулки мыть, шерсть расчесывать. Захочется ли взять на себя такую ответственность? Вот поэтому, прежде чем завести животное, надо все о нем узнать.
Могут ли прожить домашние животные без человека? А человек без них?
- Почему?
- Давайте, подумаем какие личные вещи нужны вашим питомцам?
- А без них они могут обойтись? (Составление записи на доске)
Давайте распределим, какие из перечисленных вещей могут принадлежать кошке, а какие собаке, а может быть они необходимы и тем, и другим.
8. Люди знают и ценят заслуги кошек и собак.
И заслуженно не только заботятся о них, но поставили в их честь памятники.
Две петербургские кошки на Малой Садовой улице: кот "Елисей" и кошка "Василиса" исполняют желание, если подкинутая монетка приземлится рядом с ними. Две фигурки это памятник ярославским кошкам. Их завезли в войну 1941-1945, спасать город от расплодившихся крыс. Необходимость в те годы в кошках была велика - в городе их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов.
В Тольятти так же открыт памятник псу по кличке Верный, который семь лет ждал своих хозяев на одном месте. Владельцы собаки погибли в автокатастрофе. Пес при аварии практически не пострадал и с тех пор постоянно в течение семи находился вблизи места ДТП вплоть до своей смерти.
В начале этого года московском метро установили памятник бездомной собаке.
Вот такой интересный памятник установлен в Москве перед зданием Института военной медицины. Именно здесь в 1957 году готовили к полету в космос собаку Лайку, заведомо зная, что она не вернется обратно на землю. Только так ученые могли понять, как невесомость и перегрузки влияют на организм человека.
9. Читает учитель, каждой строчке соответствует анимационная картинка.
Хочу, чтоб ты со мной был мил,
Меня кормил
Меня поил,
Дал уголок уютный мне,
Где б отдыхал я в сладком сне,
И раза три в теченье дня
На воздух выводил меня…
За все я щедро отплачу:
Тебя быть добрым научу.
10. В качестве домашнего задания хочу предложить вам провести исследование по вопросам, которые вы прочитаете на листочках, для этого вам надо понаблюдать за домашним питомцем, спросить у родителей, прочитать в книге, а можете вопросы задать мне.
Понаблюдайте:
Как ходят собаки и кошки по полу: бесшумно или стучат когтями?
Любят ли забираться на высокие предметы?
Боятся ли высоты?
Как ухаживают собака и кошка за своей шерстью?
Как ведут себя в морозный день?
Как охотятся собака и кошка за добычей?
Узнают ли собаки и кошки своих хозяев и других людей?
Почему на улицах много бездомных животных?
Буду, рада услышать на следующем уроке рассказ о ваших питомцах
Приносите, рассказывайте, показывайте. Таким будет домашнее задание.
11. Итог урока.
Урок закончился. Можно было много еще говорить о животных.
- Что интересного вы, ребята, можете рассказать о своих четвероногих друзьях?
- Что узнали?
О чем необходимо помнить всегда?
12. Рефлексия.
Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
- Герои нашего урока прощаются с нами. Они уходят. До свидания.