Урок-путешествие по окружающему миру в 3-м классе по теме "Золотое кольцо России"

Разделы: Начальная школа


Цель урока  - познакомить детей  городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обучение учащихся проектной деятельности.

Развивающие:

  • память, внимание, мышление, воображение;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • продолжить формирование устной связной речи;
  • развивать умение слушать учителя и товарищей.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства патриотизма;
  • воспитывать культуру поведения;
  • умение работать самостоятельно и коллективно;
  • формировать у детей чувства ответственности и взаимопомощи.

Здоровьесберегающие:

  • создание благоприятного психологического климата;
  • поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья;
  • формирование положительного эмоционального состояния учащихся.

Оборудование для учителя:

  • карта путешествия,
  • названия городов и достопримечательности для карты,
  • фильм «Иван Васильевич меняет профессию»,
  • медиа - проектор,
  • экран для проецирования слайдов,
  • аудиозапись «Станции»,
  • диск с презентацией, Приложение 1.
  • монеты для итога урока,
  • баночки с водой,
  • сувениры из разных городов.

Оборудование для учащихся:

  • поделки,
  • рисунки, плакаты,
  • ручка, карандаш,
  • учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 кл.,
  • рабочая тетрадь.

Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА, ВРЕМЯ

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ПРИМЕЧАНИЕ

1 этап. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.

слайды (Приложение 1)

2 этап. Повторение пройденного материала

- Я думаю, что у всех хорошее настроение, и это нам очень пригодится. И для начала немного поиграем.

Игра «Вопрос-ответ»

Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие.

- Как вы думаете, а что такое путешествие?

Слово «путешествие» состоит из двух корней путь и шествие. Что обозначает идти по пути.

 

3 этап. Объявление темы и целей урока

- Как вы думаете, а на чем можно путешествовать?

- Отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.

 

 

- Правильно, это поезд. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде. Он поможет нам побывать в древних русских городах, познакомиться с их достопримечательностями. Все эти города составляют «Золотое кольцо России».

слайд

 

- Как вы думаете, почему кольцо? И почему золотое?
- В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы.
- А для любого путешествия необходима карта. Карта «Золотого кольца России».
- Ведь тема нашего сегодняшнего урока «Золотое кольцо России».

 

 

- Каждый из нас должен проявить определенные знания и качества, чтобы  путешествие получилась. Самое главное не забывать о дисциплине: ответы должны быть полными, грамотными, с места не выкрикивать, выкрик ответом считаться не будет, уважительно относиться к членам своей и других команд.

карта

 

- Итак, в путь!
- Счастливого пути!

слайд (кассета)

объявление об отправлении

4 этап. Работа по теме урока

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Давайте посмотрим на карту.

Москва – это столица нашей Родины. Это красивейший город со своими церквями, парками, домами и улицами…

Двигаемся на северо-восток. У каждого из вас есть свой путевой листок, на котором вы будете отмечать названия городов, достопримечательности, которые вам встретятся и некоторые из них можно схематически зарисовывать, это вам очень пригодится в конце урока. (Приложение 2)

Представьте, что вы едете в поезде, а за окном мелькают деревья, поля, леса…

И вот мы проезжаем  город Сергиев Посад.

 Город Сергиев Посад знаменит своей Троицей – Сергиевой лаврой. Лавра – это самый главный монастырь.
Этот монастырь основал Сергий Радонежский. Также этот город славится своими игрушками.

Ведем глазами по карте весь путь до следующего города.

подписывают на своих путевых листках

слайд

 

«г. Переславль – Залесский»

г. Переславль – Залесский, как и Москва, основан князем Юрием Долгоруким. Главный памятник города, его символ – собор Спаса Преображения. Это древнейшее здание. Его начали строить в 1152 г. Рядом находится церковь Петра Митрополита, собор во имя Владимирской иконы Божией матери и церковь Александра Невского. Все эти храмы окольцованы древним земляным валом – длина его 2,5 км, высота 12 м, ширина 10 м. Когда – то на валах высились деревянные стены с башнями. На территории Переславля – Залесского 5 монастырей.

В городе так же расположен уникальный Музей утюга, в котором собрано более 150 утюгов самых различных форм.

Недалеко от  Переславля – Залесского расположен музей-усадьба «Ботик Петра» именно его можно считать точкой отсчета истории русского флота. Флот строили зимой и весной 1691 – 1692 гг. Самым большим кораблем был «Марс», вооруженный 30 пушками. До нашего времени сохранился 1 корабль «Фортуна», для него был построен специальный повильон.

объявление станции,
слайды

 

Озеро Плещеево, рыба – для царского стола.

Так же недалеко от города находятся Музей чайника и Музей паровозов.

звук поезда

объявление станции

слайды

 

- Чем славится Переславль- Залесский?

фрагмент фильма

сувениры

 

Закрываем глаза. Двигаемся дальше.

 

 

«г. Ростов Великий»

Ростов издавна называют Великим.

Про достопримечательности Ростова нам расскажут…, а пока они готовятся, мы с вами посмотрим фрагмент фильма, который, был снят в стенах ростовского кремля. (Приложение 3)

Как называется этот фильм?

Чем славится Ростов Великий?

Ростов Великий славится на весь мир своими Ростовскими звонами.

Усаживаемся удобней, продолжаем путь. Следим за маршрутом только глазами.

слайды

 

 

«г. Углич»

Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол», река в этом месте изгибается, течёт «углом». По другой версии название Углич могло произойти от слова «уголь».

В Угличе много памятников старины: Спасо-Преображенский собор, Церковь царевича Дмитрия  «на крови», палата царевича Дмитрия и др.  Так же здесь работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка»

 - Чем славится Углич?

аудиозапись

 

Музыкальная пауза с дыхательной гимнастикой

Сядьте правильно, руки за спинку стула, глаза закрыты. Медленно вдохните через нос – плавно выдыхаем через нос.

Вдыхаем через нос – выдыхаем через рот.

Вдыхаем через рот и выдыхаем через рот. Еще раз.

 

 

«г. Ярославль»

 

 

«г. Кострома»

Кострома – один из немногих старых русских городов, в котором ничего не осталось от древнего кремля. Сейчас на его месте парк.  Если посмотреть на план Костромы, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде  веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда Екатерину Вторую спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

 

 

А в том месте, где улицы сходятся, расположены старинные торговые ряды, на которых каждому товару отводилось свое место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…

Название города ученые объясняют по-разному.

Кострома от слова «костр» - укрепленное место, крепость.

Кострома – языческое божество весны.

- Что интересного в Костроме?

Двигаемся дальше. Закрываем глаза.

кроссворд раздается каждому ученику

 

«г. Плёс»

Плёс – широкая часть реки между двумя изгибами.

Плёс один из самых красивых приволжских городов. Самый древний район, откуда и начинался город – Соборная гора, высотой 70 м. По легенде здесь стоял полусказочный город Чувиль – «птичье царство». Археологи обнаружили здесь следы первобытного человека.

 

 

«г. Суздаль»

Суздаль – город музей.

Около 30 фильмов было снято в городе Суздаль. Киногруппы привлекает, прежде всего, большое количество храмов и атмосфера старины.

аудиозапись

на карте

 

«г. Владимир»

Из Владимира мы возвращаемся обратно в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

 

5 этап. Закрепление

Каждый из вас во время путешествия вел свой путевой дневник, куда вносил свои пометки. Каждый раз приезжая в город, путешественник старается купить себе на память сувенир с видами этого города.

Так и мы с вами попробуем стать создателями таких сувениров.

 

 

Часто сувениры делают в виде тарелок.

Перед вами лист, это своеобразная тарелка, она разделена на 4 части в каждом городе довольно много достопримечательностей, которые хочется запечатлеть. Итак, сегодня мы с вами делаем эскиз этой тарелки, а домашним заданием будет нарисовать ее в цвете.

А теперь, давайте проверим, как вы запомнили все то, о чем мы говорили на сегодня на уроке.

показ тарелок

6 этап. Итог урока

Подведение итогов работы. Рефлексия.

- Подведем общий итог – так почему же Золотое кольцо называют кольцом? Золотым?

- Итак, на протяжении всего урока мы работали – путешествовали.

- Результаты нашей работы таковы...

- А для чего нужны знания о городах Золотого кольца?

- Что запомнилось на уроке?

Сегодня мы с вами отлично попутешествовали и, наверное, кому-то из вас понравился, и захотелось побывать в одном городе, кому-то в другом.

Для этого существует одна традиция: когда человек хочет вернуться в какое-то место, он бросает монету в воду, в реку или море и верит, что обязательно вернётся. Так и мы с вами бросим монетки. На столе стоят 9 стаканов, по числу городов Золотого кольца. На них написано название города. Если вам захотелось вернуться в этот город, непременно бросьте в этот стакан монетку.

Домашнее задание

Придумайте вопросы для викторины о городах Золотого кольца.

Резерв: Игра «Самый внимательный»

Посмотрите на карту. Запомните ее. Закройте глаза. Найдите, что на карте изменилось.